СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Физика в опытах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели "Физика в опытах" для 7-8 классов. В роли ученых выступают ученики 10 класса. Цель мероприятия" активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие критичного мышления, коммуникативных и личностных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Физика в опытах"»

Внеклассное мероприятие «Физика в опытах»

Учитель: Сандакова Надежда Алексеевна

Название: Физика в опытах

Предмет: Физика, математика

Дата проведения: 20.01.2016 г.

Классы 7, 8

Цель мероприятия: развитие познавательной активности обучающихся, творческих способностей, критичного мышления.

Задачи:

1.Формирование научных взглядов на окружающий мир, развитие познавательного интереса, интереса к изучению физики.

2. Развитие грамотной речи с использованием физических терминов, развитие внимания, наблюдательности, умения применять знания  в новой ситуации, развитие логического мышления.

3. Развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе.

Оборудование:

Участники: команды 7, 8 классов, 10 класс в роли ученых.


Ход мероприятия:

  1. Оргмомент.

  2. Пояснение условий проведения мероприятия.

Каждая команда по очереди получает право на объяснение проведенного опыта. Если команда не может ответить на вопрос, право ответа переходит к следующей команде. Опыты проводят ученики 10 класса и при необходимости дают объяснение.


  1. Разминка.

Для того чтобы быть готовыми к объяснению опытов и пригласить ведущих, вспомним основные понятия физики.

Для 7 класса:

  1. Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями. (Газ).

  2. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить. (Трение).

  3. Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном . (Вода).

  4. Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел?. (Инерция).

  5. Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением и являющуюся причиной изменения скорости тела? (Сила).

  6. Дайте название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга. (Диффузия).

Для 8 класса:

  1. Что тяжелее: пуд  железа или пуд пуха? ( Вес одинаков)

  2. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? ( Из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 100 С).

  3. Какая буханка  хлеба тяжелее: горячая или холодная? ( Холодная. С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды - и влаги в хлебе становиться меньше.)

  4.     Почему во время снегопада становиться теплее? ( Т.К. происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота.)

  5.    Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (Испарение)

  6.      Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? (Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода, причём образующийся вокруг горящего тела водяной пар прекращает доступ кислорода к нему.)

  7.     Почему нельзя тушить горящий бензин , заливая его водой. (  т.к. плотность бензина меньше плотности воды.)

  8.    Верно ли, что снег греет землю? ( Верно, т.к. снег плохой проводник тепла)


  1. Проведение опытов

Опыт 1. «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2. «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3. «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой

Опыт 4. « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 5. «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

Опыт 6. «Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:

1. Что растет вниз вершиной? (сосулька)

2.  В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3.  Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4.  С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)

5.  Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

Опыт 7. «Картофельные весы»

Оборудование:  штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

Опыт 8. «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт 9. «Яйцо и бутылка»

Оборудование: стеклянная бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.

Проведение: Очистить яйцо и положить на открытое горлышко бутылки. Горлышко бутылки меньше диаметра яйца и яйцо не падает в бутылку. Поджечь бумагу и опустить в бутылку. Закрыть бутылку яйцом. Яйцо падает в бутылку. Объясните загадку яйца.

Объяснение. При нагревании воздух расширяется и выходит из бутылки, давление внутри бутылки уменьшается. Под действием атмосферного давления яйцо падает в бутылку.

Опыт 10. «Выдерни лист»

Оборудование: лист бумаги, два кирпича на доске.

Проведение: Лист бумаги поместить между кирпичами и попросить ученика выдернуть. Лист рвется. Второй раз попросить выдернуть в момент падения кирпичей. Лист остается в руках в целости. Объясните загадку листа.

Объяснение. При падении лист и кирпичи находятся в состоянии свободного падения и верхний кирпич своим весом не давит на лист и на нижний кирпич. Поэтому лист остается целым в руках державшего ученика.


Жюри начинает подводить итоги. В это время командам предлагаются загадки с физическим содержанием.

  1. Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани).

Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу – летом? ( Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колёс телеги).

  1. .Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница).

Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы?(Кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения).

  1. Вода по воде плавает? ( Лёд).

Вопрос. Почему лёд плавает по воде?(Плотность льда меньше плотности воды).

  1. Дерево даёшь – съедает, а от воды – умирает. ( Огонь).

Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность).

  1. Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце).

Вопрос. Как энергия Солнца достигает Земли?  (Путём излучения).

  1. Хоть я не снег, но таю, не птица, а летаю. (Дым).

Вопрос. Почему дым постепенно тает? (Это можно объяснить явлением диффузии: молекулы , входящие в состав дыма , быстро проникают в промежутки между молекулами воздуха).


  1. Подведение итогов: слово жюри.

  2. Награждение. Рефлексия.





Протокол жюри


Задание

Команда 7 класса

Команда 8 класса

Примечание

  1. Разминка




  1. Опыт «Не замочив рук»




  1. Опыт «Подъем тарелки с мылом»




  1. Опыт «Волшебная вода»




  1. Опыт «Как быстро погаснет свеча»




  1. Опыт «Несгораемый платок»




  1. Опыт «Несгораемая нитка»




  1. Опыт 7. «Картофельные весы»




  1. Опыт «Загадочная картофелина»




  1. Опыт «Яйцо и бутылка»




  1. Опыт «Выдерни лист»








Итого






За ответ (объяснение опыта) – от 1 до 5 баллов,

за правильные ответы в разминке – по 1 баллу.



Члены жюри ________________________________________

________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!