Внеклассное мероприятие:
Игра «Математический марафон»
Цель: прививать интерес к математике.
.
Задачи:
образовательные:
расширить круг знаний учащихся;
способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
воспитательные:
воспитывать у учащихся инициативность;
воспитывать стремление к преодолению трудностей;
развивающие:
развивать сообразительность, скорость мышления, интуицию, любознательность.
Оборудование.
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями .
Правила игры.
Игра проводится между 8 участниками и состоит из 7-ми раундов. В конце каждого раунда жюри подводит итоги. Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры. К финишу придет только один – победитель.
Ход игры.
I. Организационный момент
II. Вступительное словоучителя.(Слайд 2)
Давайте, ребята, давайте считать:
Делить, прибавлять, умножать, вычитать.
Смекалку свою проявите:
Считайте, рисуйте, чертите!
Вы все молодцы! Вы все удальцы!
И пусть на года любимой всегда
Для вас математика будет!
Она и серьезна, она и трудна!
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и с ней играть и шутить,
Смеяться и улыбаться!
В игре «Математический марафон» участвуют 8 игроков. (Ведущий называет.) Игра проводится между учениками 7– ого класса и состоит из 7-ми раундов. В конце каждого раунда подводятся итоги. Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры. К финишу придет только один: самый умный, догадливый, внимательный и сообразительный.
III. Представление членов жюри.
Ведущий.
Судить конкурсы будет справедливое жюри. Члены жюри…
IV. Игра
1 раунд.
(Играют 8 игроков)
Викторина.
Ведущий.
Каждому участнику по порядку задаются устные вопросы. На них следует давать ответы без обдумывания. За правильный ответ игрок получает 1 балл. Если игрок дал неправильный ответ, то может отвечать любой другой игрок, поднявший первым руку. Будьте очень внимательны, так как предлагаемые вопросы как серьезные, так и шутливые.
Жюри подсчитывает баллы. (Слайд 3.) По щелчку мыши исчезает и появляется новый вопрос)
Формула площади прямоугольника со сторонами а и b.[S=ab.]
Единица измерения скорости на море.[Узел]
Чему равно произведение 13∙ 25 ∙ 0 ∙ 0,1?[0]
Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?[Равны]
Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?[5 км]
Площадь прямоугольники равна 36 см3. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью?[6 см]
Как назвать одним словом сумму длин всех сторон многоугольника?[Периметр]
Наименьшее натуральное число.[1]
Чему равен объем куба с ребром а ?[a3]
Чему равна одна четвертая часть часа.?[15 мин]
Отрезок, соединяющий точку окружности с центром.[Радиус.]
Шла старуха в Москву. Навстречу ей два старика. Сколько человек шло в Москву?[Одна старуха.]
К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?[в 1000 раз.]
Площадь квадрата равна 100 см2. Чему равен его периметр?[40 см]
Имеется два сосуда. Объем первого сосуда 1 л, второго 10 дм3. вместимость какого сосуда меньше?[Они равны.]
Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.[Яма.]
Чему равен объем куба с ребром 2?[8]
Самая большая хорда – это . . .[Диаметр]
График функций y= 2х + 3.[Прямая.]
Как называется первая координата точки?[Абсцисса.]
В пуде 16,38 кг. Округлите до единиц.[16]
Как называется функция вида у = kх + b? [Линейная.]
Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом».[180°]
Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)
Подведение итогов (Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры.).
2 раунд
(Играют 7 игроков)
Игра на внимание «Таблицу знаю» (Слайд 4)
Ведущий.
Участники становятся в одну шеренгу. Тот, которого ведущий дотронулся рукой, начинает порядковый счет. Вместо чисел, делящихся на три, надо говорить: «Таблицу знаю». Тот, кто допустил ошибку, выходит из игры.
Подведение итогов.
3 раунд
(В раунде участвуют 6 игроков)
Игра «Занимательный квадрат» (Слайд 5 По щелчку мыши появляется задание, затем по щелчку - ответ)
Каждому игроку выдается карточка:
Ведущий.
В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме по столбцам, по строкам и по диагоналям получилось число 6. На выполнение задания отводится 5 мин.
Подведение итогов (оценивается быстрота и правильность).
Ответ:
Пока игроки выполняют задания, проводится игра с болельщиками
Игра с болельщиками
Отгадывание чисел
Ведущий. Я умею отгадывать задуманные вами числа.
Задумайте число.
Отнимите 1.
Остаток удвойте и прибавьте первоначально задуманное число.
Скажите результат, а я угадаю задуманное число.
Способ угадывания. Прибавьте к результату 2, а сумму разделите на 3. Частное – задуманное число.
Ведущий. Я умею так же предсказывать результат вычислений.
Задумайте число, меньшее 10, но большее 0.
Умножьте его на 10.
Прибавьте 3.
Умножьте полученную сумму на 10.
Прибавьте 8.
У вас получилось трехзначное число. Зачеркните первую цифру.
У всех получилось 38.
4 раунд
(Играют 5 игрока.)
«Своя игра» (Слад 6.) По щелчку мышкой на номер вопроса соответствующей темы открывается сам вопрос. Возврат - щелчок мыши по кнопке назад)
Ведущий.
Вам предлагается на выбор четыре темы:
Математика в лицах.
Математические шарады.
Математические омонимы.
Математики России.
В каждой теме пять вопросов различной стоимости. Вы выбираете тему и стоимость вопроса. За правильный ответ получаете соответствующее число очков и снова выбираете вопрос. Если участник выбрал вопрос и не ответила на него, то получает ноль баллов за этот вопрос, а выбор вопроса переходит к следующему игроку.
Жюри подсчитывает баллы.
1. Математика в лицах.
5. Чьи это слова: “Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия была приятна для глаз? Что такое симметрия?.. Разве во всем в жизни симметрия?” (Л. Толстого, “Отрочество”.)
4. Какому поэту принадлежат эти математические строки: “ Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”? (А.С.Пушкину.)
3. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать. Мечтать. Два из них – буква и нота. А каков третий ключ? (Цифра.)
2. Какой ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные; впервые открыл математическую теорию музыки?(Пифагор.)
1. О какой науке Цицерон сказал:”Греки изучали ее ,чтобы познать мир, а римляне– чтобы измерять земельные участки”? (О геометрии.)
2. Математические шарады.
В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.
Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложенья.
(Флюс-плюс.)
Счастливой цифру ту считают,
При счете ее применяют.
А “М” вот на “Т” поменяли-
И рыбы немало поймали.
(Семь-сеть.)
Игра – в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело.
(Поло + Вина = Половина.)
Вначале – двойка. Далее – мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.
(Пара + Граф = Параграф.)
С “В”– отрезок не простой-
С направлением, с длиной.
С “С” же станет частью круга,
Что дуга стянула туго.
(Вектор-Сектор.)
3. Математические омонимы (многозначные слова).
Не только довод, доказательство, но и независимая переменная функции.(Аргумент.)
Не только правильное состояние, расположение чего-либо, но и числовая характеристика той или иной величины. (Порядок.)
Не только звание, ранг, чин, но и цифровое или буквенное выражение, показывающее, сколько раз число (или величина) умножается само на себя. (Степень.)
Не только отделимая, относительно самостоятельная часть устройства или системы, но и абсолютная величина числа. (Модуль.)
Не только организация, предоставляющая страну в Международном олимпийском движение, но и наименьшее положительное из общих кратных чисел а и в.(НОК. Национальный олимпийский комитет, наименьшее общее кратное.)
4. Математики России.
Автор многих учебников по геометрии, в том числе для средней школы. Родился в г. Короче Белгородской области. (Алексей Васильевич Погорелов.)
Русский математик, педагог. С 1701 г. и до конца жизни преподавал математику в школе математических и навигационных наук. Напечатал свою “Арифметику”, по ней учился М, В. Ломоносов, назвавший ее вратами учености. Ввел термины “множитель”, “делитель”, “частное”. (Леонтий Филиппович Магницкий.)
Для оклейки окон обоев не хватило, и стены комнаты маленькой девочки оклеили листами литографированных лекций Михаила Васильевича Остроградского по математическому анализу. Впоследствии она стала первой женщиной-математиком, доктором философии. Ей принадлежит роман “Нигилистка”. (Софья Васильевна Ковалевская.)
Основоположник неевклидовой геометрии. (Николай Иванович Лобачевский.)
Его имя в памяти людей навсегда связано с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с высадкой на лед научно-исследовательской экспедиции “Северный полюс-1”. Однако он всю жизнь оставался математиком по образованию и по складу мышления. Доказал замечательную теорему “ О бесконечных группах с конечной цепью”, ставшую классической. (Отто Юльевич Шмидт.)
Подведение итогов (Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры).
5 раунд
( Играют 4 игрока)
Каждому участнику предлагаются кроссворд (слайд 7):
Вопросы:
Мелкое подразделение текста внутри главы, разделаобозначаемое обычно специальным знаком — § или пп. (параграф)
Один из знаков математического действия. (Плюс)
Независимая переменная функции. (Аргумент)
Одна из тригонометрических функций. (Тангенс)
График функции у=х2. (Парабола)
Равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. (Уравнение)
Расстояние от центра до окружности. (Радиус)
Подведение итогов (оценивается быстрота и правильность).
Пока игроки выполняют задания, проводится игра с болельщиками
Игра с болельщиками
Ведущий. Я могу мгновенно сложить в уме три многозначных числа.
Запишите на доске любое многозначное число
Теперь я напишу еще два любых числа.
Ответ я уже знаю. Получиться…
Проверьте!
(Первое число пишет зритель, второе ты сам, любое из стольких же цифр, а третье число такое, чтобы каждая цифра в сумме с соответствующей цифрой второго числа давала бы девять; сумма этих трех чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 1 меньше и эта 1 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)
6 раунд
(Играют 3 игрока)
Ведущий. (слад 8 )
На столе лежат карточки с ребусами обратной стороной наверх. Участники по очереди подходят и выбирают карточку наугад. Отгадывают ребус. Если правильный ответ, то игрок получает 1 балл. Если участник дал неправильный ответ, то он получает 0 баллов и может отгадать этот ребус любой другой игрок, поднявший первым руку.
Жюри подсчитывает баллы. (слад 8 )
Когда участник берет карточку с ребусом, щелкнуть мышкой по данному ребусу на слайде. Он увеличится. Вернуться назад – щелкнуть на стрелку)
(СТРИЖ)
(ТРИБУНА)
(ПЯТНИЦА)
(НАЛОГ)
(РОДИНА)
Подведение итогов (Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры).
7 раунд
(Играют 2 игрока)
Ведущий. (слайд 9)
Изобразить человека, состоящего из цифр.
V. Подведение итогов игры (слайд 10)
Победитель награждается призом
Ведущий.
Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака “Пожелание друзьям”.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево.
Дополнительные вопросы
На дереве сидели 10 птиц, Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? [Ни одной]
Электропоезд едет с востока на запад, ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым от поезда? [Электропоезд не дымит.]
Какие числа употребляются при счете? (Натуральные.)
Сколько будет десятков, если три десятка умножить на два десятка? [60 десятков]
Как называется часть плоскости, ограниченная окружностью? [Круг]
Сколько вершин у куба? [8]
Как называется удвоенный радиус? [Диаметр]
Найдите корни уравнения х2= - 4. [Нет решения]
Число а -отрицательное. Какой знак имеет а19 [Минус]
Один угол равен 50º. а другой 100º. Являются ли они смежными?[Нет.]
Как называется математическое предложение, требующее доказательства?[Теорема.]
Представь, что ты — капитал корабля. На корабле двадцать пять матросов, каждому матросу по 25 лет. Сколько лет капитану?
Сумма углов в треугольнике равна… [180º]
Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева? [Пудель.]
Какой получите струнный инструмент, если на участке в 100 м2 звучит одна и та же нота? [Арфа.]
Какая мера длины определяется двумя нотами? [Миля.]
Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? [Нет, будет темно.]
Один человек купил трёх коз и заплатил 100 р. Спрашивается, по чему каждая коза пошла? [По земле.]
Чем кончаются день и ночь? [Мягким знаком.]
На что похожа половина яблока? [Не другую половину.]
Какое государство в своем названии содержит степень буквы? [Куба.]
Даны числа: 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше: сумма их или произведение? [Сумма.]
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2см)
Что за цифра-акробатка, если па голову встанет, ровно на три меньше ставит?191
Назвать пять дней подряд, не пользуясь указаниями чисел, месяца и не называя дней недели.[Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.]
Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 ч 20 мин, обратно — 80 мин. Почему так?[1 ч 20 мин = 80 мин]
Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? [Сломанные]
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?[Без дроби.]
Свойство медианы равнобедренного треугольника.
Что является графиком линейной функции?
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости.
Как называется утверждение, принимаемое без доказательств (Аксиома)
Как называется сотая часть числа ? [процент]
Как называется расстояние между концами отрезка. [Длина.]
Три в квадрате равно 9. Четыре в квадрате равно 16.А чему равен угол в квадрате?[90º]
Чему равна сумма чисел от -200 по 200? [0]
Какие цифры употребляются в десятичной системе?[Арабские.]
Какую часть часа составляют 20 мин?[Третью]
Какой знак нужно поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось число большее двух и меньше трех?[Запятую.]
Как называется натуральное число, имеющее более двух делителей?[Составное.]
Французский математик, который ввел координатную плоскость.[Декарт.]
Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называются...[Целыми числами.]
Что определяет положение точки на плоскости?[Координаты.]
Прибор для измерения углов. [Транспортир.]
Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах?[3 кг]
Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? [2]
Из Москвы в Санкт-Петербург вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Санкт-Петербурга в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?[Они будут на одинаковом расстоянии,]
Корни уравнения х2=4.[-2; 2]
Что больше: 5 или
. [
]
Какая дробь меньше единицы? [Правильная.]
Список используемой литературы
Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1996. –176с., 324 илл.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М: Просвещение, 1988. –160с.: ил.
Интернет – источники
http://festival.1september.ru/articles/574444/ - сайт «Фестиваль педагогический идей
http://matsmekalka.ru/?p=311 - сайт «Математическая смекалка»