СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие: Игра «Математический марафон»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра проводится с 8 участниками и состоит из 7 раундов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: Игра «Математический марафон»»

Внеклассное мероприятие:

Игра «Математический марафон»


Цель: прививать интерес к математике.

.

Задачи:

образовательные:

расширить круг знаний учащихся;

способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;

воспитательные:

воспитывать у учащихся инициативность;

воспитывать стремление к преодолению трудностей;

развивающие:

развивать сообразительность, скорость мышления, интуицию, любознательность.


Оборудование.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями .

Правила игры.

Игра проводится между 8 участниками и состоит из 7-ми раундов. В конце каждого раунда жюри подводит итоги. Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры. К финишу придет только один – победитель.


Ход игры.

I. Организационный момент

II. Вступительное словоучителя.(Слайд 2)

Давайте, ребята, давайте считать:

Делить, прибавлять, умножать, вычитать.

Смекалку свою проявите:

Считайте, рисуйте, чертите!

Вы все молодцы! Вы все удальцы!

И пусть на года любимой всегда

Для вас математика будет!

Она и серьезна, она и трудна!

Но если чуть-чуть постараться,

То можно и с ней играть и шутить,

Смеяться и улыбаться!


В игре «Математический марафон» участвуют 8 игроков. (Ведущий называет.) Игра проводится между учениками 7– ого класса и состоит из 7-ми раундов. В конце каждого раунда подводятся итоги. Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры. К финишу придет только один: самый умный, догадливый, внимательный и сообразительный.


III. Представление членов жюри. 

Ведущий.

Судить конкурсы будет справедливое жюри. Члены жюри…





IV. Игра

1 раунд.

(Играют 8 игроков)


Викторина.

Ведущий.

Каждому участнику по порядку задаются устные вопросы. На них следует давать ответы без обдумывания. За правильный ответ игрок получает 1 балл. Если игрок дал неправильный ответ, то может отвечать любой другой игрок, поднявший первым руку. Будьте очень внимательны, так как предлагаемые вопросы как серьезные, так и шутливые.

Жюри подсчитывает баллы. (Слайд 3.) По щелчку мыши исчезает и появляется новый вопрос)


  1. Формула площади прямоугольника со сторонами а и b.[S=ab.]

  2. Единица измерения скорости на море.[Узел]

  3. Чему равно произведение 13∙ 25 ∙ 0 ∙ 0,1?[0]

  4. Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?[Равны]

  5. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?[5 км]

  6. Площадь прямоугольники равна 36 см3. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью?[6 см]

  7. Как назвать одним словом сумму длин всех сторон многоугольника?[Периметр]


  1. Наименьшее натуральное число.[1]

  2. Чему равен объем куба с ребром а ?[a3]

  3. Чему равна одна четвертая часть часа.?[15 мин]

  4. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром.[Радиус.]

  5. Шла старуха в Москву. Навстречу ей два старика. Сколько человек шло в Москву?[Одна старуха.]

  6. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?[в 1000 раз.]

  7. Площадь квадрата равна 100 см2. Чему равен его периметр?[40 см]

  8. Имеется два сосуда. Объем первого сосуда 1 л, второго 10 дм3. вместимость какого сосуда меньше?[Они равны.]

  9. Чем больше из нее берешь, тем больше она стано­вится.[Яма.]

  10. Чему равен объем куба с ребром 2?[8]

  11. Самая большая хорда – это . . .[Диаметр]

  12. График функций y= 2х + 3.[Прямая.]

  13. Как называется первая координата точки?[Абсцисса.]

  14. В пуде 16,38 кг. Округлите до единиц.[16]

  15. Как называется функция вида у = kх + b? [Линейная.]

  16. Угол, на который поворачивается солдат по коман­де «кругом».[180°]

  17. Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)

Подведение итогов (Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры.).



2 раунд

(Играют 7 игроков)

Игра на внимание «Таблицу знаю» (Слайд 4)

Ведущий.

Участники становятся в одну шеренгу. Тот, которого ведущий дотронулся рукой, начинает порядковый счет. Вместо чисел, делящихся на три, надо говорить: «Таблицу знаю». Тот, кто допустил ошибку, выходит из игры.

Подведение итогов.

3 раунд

(В раунде участвуют 6 игроков)

Игра «Занимательный квадрат» (Слайд 5 По щелчку мыши появляется задание, затем по щелчку - ответ)


Каждому игроку выдается карточка:

Ведущий.

В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме по столбцам, по строкам и по диагоналям получилось число 6. На выполнение задания отводится 5 мин.

Подведение итогов (оценивается быстрота и правильность).

Ответ:

Пока игроки выполняют задания, проводится игра с болельщиками


Игра с болельщиками


Отгадывание чисел

Ведущий. Я умею отгадывать задуманные вами числа.


  1. Задумайте число.

Отнимите 1.

Остаток удвойте и прибавьте первоначально задуманное число.

Скажите результат, а я угадаю задуманное число.


Способ угадывания. Прибавьте к результату 2, а сумму разделите на 3. Частное – задуманное число.


Ведущий. Я умею так же предсказывать результат вычислений.


  1. Задумайте число, меньшее 10, но большее 0.

Умножьте его на 10.

Прибавьте 3.

Умножьте полученную сумму на 10.

Прибавьте 8.

У вас получилось трехзначное число. Зачеркните первую цифру.

У всех получилось 38.

4 раунд

(Играют 5 игрока.)

«Своя игра» (Слад 6.) По щелчку мышкой на номер вопроса соответствующей темы открывается сам вопрос. Возврат - щелчок мыши по кнопке назад)

Ведущий.

Вам предлагается на выбор четыре темы:

  1. Математика в лицах.

  2. Математические шарады.

  3. Математические омонимы.

  4. Математики России.

В каждой теме пять вопросов различной стоимости. Вы выбираете тему и стоимость вопроса. За правильный ответ получаете соответствующее число очков и снова выбираете вопрос. Если участник выбрал вопрос и не ответила на него, то получает ноль баллов за этот вопрос, а выбор вопроса переходит к следующему игроку.

Жюри подсчитывает баллы.

1. Математика в лицах.

5. Чьи это слова: “Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия была приятна для глаз? Что такое симметрия?.. Разве во всем в жизни симметрия?” (Л. Толстого, “Отрочество”.)

4. Какому поэту принадлежат эти математические строки: “ Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”? (А.С.Пушкину.)

3. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать. Мечтать. Два из них – буква и нота. А каков третий ключ? (Цифра.)

2. Какой ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные; впервые открыл математическую теорию музыки?(Пифагор.)

1. О какой науке Цицерон сказал:”Греки изучали ее ,чтобы познать мир, а римляне– чтобы измерять земельные участки”? (О геометрии.)

2. Математические шарады.

В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.


  1. Я приношу с собою боль, 
    В лице большое искаженье.
    А “Ф” на “П” заменишь коль, 
    То сразу превращусь я в знак сложенья. 

(Флюс-плюс.)


  1. Счастливой цифру ту считают,
    При счете ее применяют.
    А “М” вот на “Т” поменяли-
    И рыбы немало поймали. 

(Семь-сеть.)


  1. Игра – в ней лошади нужны,
    К игре проступок пристегни.
    И называй, дружочек, смело
    То, что давно уже не цело. 

(Поло + Вина = Половина.)


  1. Вначале – двойка. Далее – мужчина,
    Высокого он титула и чина.
    А слово целиком – обозначенье, 
    Дробящее на дозы обученье.

(Пара + Граф = Параграф.)


  1. С “В”– отрезок не простой-
    С направлением, с длиной.
    С “С” же станет частью круга, 
    Что дуга стянула туго. 

(Вектор-Сектор.)

3. Математические омонимы (многозначные слова).

  1. Не только довод, доказательство, но и независимая переменная функции.(Аргумент.)

  2. Не только правильное состояние, расположение чего-либо, но и числовая характеристика той или иной величины. (Порядок.)

  3. Не только звание, ранг, чин, но и цифровое или буквенное выражение, показывающее, сколько раз число (или величина) умножается само на себя. (Степень.)

  4. Не только отделимая, относительно самостоятельная часть устройства или системы, но и абсолютная величина числа. (Модуль.)

  5. Не только организация, предоставляющая страну в Международном олимпийском движение, но и наименьшее положительное из общих кратных чисел а и в.(НОК. Национальный олимпийский комитет, наименьшее общее кратное.)

4. Математики России.

  1. Автор многих учебников по геометрии, в том числе для средней школы. Родился в г. Короче Белгородской области. (Алексей Васильевич Погорелов.)

  2. Русский математик, педагог. С 1701 г. и до конца жизни преподавал математику в школе математических и навигационных наук. Напечатал свою “Арифметику”, по ней учился М, В. Ломоносов, назвавший ее вратами учености. Ввел термины “множитель”, “делитель”, “частное”. (Леонтий Филиппович Магницкий.)

  3. Для оклейки окон обоев не хватило, и стены комнаты маленькой девочки оклеили листами литографированных лекций Михаила Васильевича Остроградского по математическому анализу. Впоследствии она стала первой женщиной-математиком, доктором философии. Ей принадлежит роман “Нигилистка”. (Софья Васильевна Ковалевская.)

  4. Основоположник неевклидовой геометрии. (Николай Иванович Лобачевский.)

  5. Его имя в памяти людей навсегда связано с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с высадкой на лед научно-исследовательской экспедиции “Северный полюс-1”. Однако он всю жизнь оставался математиком по образованию и по складу мышления. Доказал замечательную теорему “ О бесконечных группах с конечной цепью”, ставшую классической. (Отто Юльевич Шмидт.)

Подведение итогов (Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры).


5 раунд

( Играют 4 игрока)

Каждому участнику предлагаются кроссворд (слайд 7):

Вопросы:


  1. Мелкое подразделение текста внутри главы, разделаобозначаемое обычно специальным знаком — § или пп. (параграф)

  2. Один из знаков математического действия. (Плюс)

  3. Независимая переменная функции. (Аргумент)

  4. Одна из тригонометрических функций. (Тангенс)

  5. График функции у=х2. (Парабола)

  6. Равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. (Уравнение)

  7. Расстояние от центра до окружности. (Радиус)


Подведение итогов (оценивается быстрота и правильность).

Пока игроки выполняют задания, проводится игра с болельщиками


Игра с болельщиками

Ведущий. Я могу мгновенно сложить в уме три многозначных числа.

  1. Запишите на доске любое многозначное число

  2. Теперь я напишу еще два любых числа.

  3. Ответ я уже знаю. Получиться…

  4. Проверьте!

(Первое число пишет зритель, второе ты сам, любое из стольких же цифр, а третье число такое, чтобы каждая цифра в сумме с соответствующей цифрой второго числа давала бы девять; сумма этих трех чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 1 меньше и эта 1 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)

6 раунд

(Играют 3 игрока)


Ведущий. (слад 8 )

На столе лежат карточки с ребусами обратной стороной наверх. Участники по очереди подходят и выбирают карточку наугад. Отгадывают ребус. Если правильный ответ, то игрок получает 1 балл. Если участник дал неправильный ответ, то он получает 0 баллов и может отгадать этот ребус любой другой игрок, поднявший первым руку.

Жюри подсчитывает баллы. (слад 8 )

Когда участник берет карточку с ребусом, щелкнуть мышкой по данному ребусу на слайде. Он увеличится. Вернуться назад – щелкнуть на стрелку)

(СТРИЖ)





(ТРИБУНА)


(ПЯТНИЦА)


(НАЛОГ)


(РОДИНА)







Подведение итогов (Игрок, набравший наименьшее количество баллов в раунде, выбывает из игры).


7 раунд

(Играют 2 игрока)


Ведущий. (слайд 9)

Изобразить человека, состоящего из цифр.


V. Подведение итогов игры (слайд 10)

Победитель награждается призом


Ведущий.

Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака “Пожелание друзьям”.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути – 
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево.




Дополнительные вопросы

  1. На дереве сидели 10 птиц, Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? [Ни одной]

  2. Электропоезд едет с востока на запад, ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым от поезда? [Электропоезд не дымит.]

  3. Какие числа употребляются при счете? (Натуральные.)

  4. Сколько будет десятков, если три десятка умножить на два десятка? [60 десятков]

  5. Как называется часть плоскости, ограниченная окружностью? [Круг]

  6. Сколько вершин у куба? [8]

  7. Как называется удвоенный радиус? [Диаметр]

  8. Найдите корни уравнения х2= - 4. [Нет решения]

  9. Число а -отрицательное. Какой знак имеет а19 [Минус]

  10. Один угол равен 50º. а другой 100º. Являются ли они смежными?[Нет.]

  11. Как называется математическое предложение, тре­бующее доказательства?[Теорема.]

  12. Представь, что ты — капитал корабля. На корабле двадцать пять матросов, каждому матросу по 25 лет. Сколь­ко лет капитану?

  13. Сумма углов в треугольнике равна… [180º]

  14. Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева? [Пудель.]

  15. Какой получите струнный инструмент, если на уча­стке в 100 м2 звучит одна и та же нота? [Арфа.]

  16. Какая мера длины определяется двумя нотами? [Миля.]

  17. Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? [Нет, будет темно.]

  18. Один человек купил трёх коз и заплатил 100 р. Спрашивается, по чему каждая коза пошла? [По земле.]

  19. Чем кончаются день и ночь? [Мягким знаком.]

  20. На что похожа половина яблока? [Не другую половину.]

  21. Какое государство в своем названии содержит степень буквы? [Куба.]

  22. Даны числа: 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше: сумма их или произведение? [Сумма.]

  23. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова тол­щина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2см)

  24. Что за цифра-акробатка, если па голову встанет, ров­но на три меньше ставит?191

  25. Назвать пять дней подряд, не пользуясь указаниями чисел, месяца и не называя дней недели.[Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.]

  26. Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 ч 20 мин, обратно — 80 мин. Почему так?[1 ч 20 мин = 80 мин]

  27. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? [Сломанные]

  28. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?[Без дроби.]

  29. Свойство медианы равнобедренного треугольника.

  30. Что является графиком линейной функции?

  31. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости.

  32. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств (Аксиома)

  33. Как называется сотая часть числа ? [процент]

  34. Как называется расстояние между концами отрезка. [Длина.]

  35. Три в квадрате равно 9. Четыре в квадрате равно 16.А чему равен угол в квадрате?[90º]

  36. Чему равна сумма чисел от -200 по 200? [0]

  37. Какие цифры употребляются в десятичной системе?[Арабские.]

  38. Какую часть часа составляют 20 мин?[Третью]

  39. Какой знак нужно поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось число большее двух и меньше трех?[Запятую.]

  40. Как называется натуральное число, имеющее более двух делителей?[Составное.]

  41. Французский математик, который ввел координат­ную плоскость.[Декарт.]

  42. Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называются...[Целыми числами.]

  43. Что определяет положение точки на плоскости?[Координаты.]

  44. Прибор для измерения углов. [Транспортир.]

  45. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах?[3 кг]

  46. Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? [2]

  47. Из Москвы в Санкт-Петербург вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Санкт-Петербурга в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?[Они будут на одинаковом расстоянии,]

  48. Корни уравнения х2=4.[-2; 2]

  49. Что больше: 5 или . [ ]

  50. Какая дробь меньше единицы? [Правильная.]


Список используемой литературы

  1. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1996. –176с., 324 илл.

  2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М: Просвещение, 1988. –160с.: ил.

Интернет – источники

http://festival.1september.ru/articles/574444/ - сайт «Фестиваль педагогический идей

http://matsmekalka.ru/?p=311 - сайт «Математическая смекалка»