СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра «Деньги, денежки, копейки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - ведущий вид деятельности учащихся в этом возрасте, через интеллектуальную игру можно донести до сознания ребенка, что деньги не дают просто так, нужно приложить усилия, потрудиться, чтобы заработать их. В данной игре дети зарабатывают жетоны - своеобразный способ зарабатывания денег.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра «Деньги, денежки, копейки».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

городского округа ЗАТО п.Горный Забайкальского края

Краевой заочный смотр-конкурс

«Лучшая методическая разработка педагогических работников по повышению финансовой грамотности»



Внеклассное мероприятие

интеллектуальная игра

«Деньги, денежки, копейки»

Возраст 9 – 10 лет



















Раздобреева Светлана Владимировна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»

городского округа ЗАТО п.Горный Забайкальского края




Интеллектуальная игра "Деньги, денежки, копейки"

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра

это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


В.А. Сухомлинский


Цель: Научить зарабатывать деньги; расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование потребности к повышению финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять степень успешности своей работы и работы других;

  • проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • развивать умения договариваться о совместной работе;

  • учиться работать в группе;

  • умение слушать других;

  • предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Предметные:

Обучающийся научится:

-понимать и правильно использовать экономические термины;

-иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-уметь характеризовать виды и функции денег;

-знать источники доходов;

-проводить элементарные финансовые расчеты.




Методы обучения:

  1. Проблемный;

  2. Репродуктивный;

  3. Практический;

  4. Самостоятельная работа;

  5. Творческий.

Формы организации работы детей: групповая.


Формы организации работы учителя:

- используется словесно-иллюстративный, репродуктивный, практический;

- подводящий диалог к постановке детьми темы;

- актуализация опорных знаний;

- проблемный метод.


Оборудование, дидактический материал: три ксерокопии денег разного достоинства, жетоны-монеты, карточки-задания, листы ватмана для рисования эмблемы, фломастеры, презентация «Деньги, денежки, копейки».


Методика и технология проведения игры:

Актуальность: игра – ведущий вид деятельности учащихся в этом возрасте, через интеллектуальную игру можно донести до сознания ребёнка, что деньги не дают просто так, нужно приложить усилия, потрудиться, чтобы заработать их. В данной игре дети зарабатывают жетоны – своеобразный способ зарабатывания денег.

Основные понятия, используемые в игре, являются репродуктивным закреплением, изученных ранее понятий (деньги, монеты, банк, доход, расход, бартер, кредит, обмен товаром, цена, разделение труда).

Способ деятельности – работа в группах.

Для организации команд берётся 3 ксерокопии денег разного достоинства. Каждая купюра разрезается на несколько частей. Все учащиеся класса при входе в кабинет получают часть, которая является фрагментом денежной купюры. Собрав эти части, участники образуют команды, создают рабочее пространство, придумывают название команды. Игру проводят двое ведущих – учащихся из старших классов, может сам учитель провести.















Ход игры:

Ведущий 1:

Путешествие зовёт
Третьеклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень важную страну – «ЭКОНОМИКУ».


Ведущий 2: Мы собрались сегодня для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну под названием «Экономика». А посетим мы один из прекраснейших регионов этой страны – Финансовую грамотность.


Ведущий 1:Король этой страны прислал нас, своих друзей, проверить усвоили Вы или нет уроки Волшебницы Экономии и сбережений.


Ведущий 2:

Наше путешествие должно быть весёлым и загадочным. И, думаю, вы убедитесь в том, что финансы могут быть совсем нескучными. Вам понадобятся смекалка, сообразительность, внимание. На этой игре надо блеснуть знаниями, эрудицией, талантами.

Право ответа получает команда, первой поднявшая руку. Команда, давшая больше правильных ответов в каждом туре, получает «жетоны-монеты». Итак, в бой!



ТУР 1. «Организационный»

Ведущий 1: Тему вы узнаете, отгадав загадки.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет. 
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая, 
Из кармана в карман скачет. (Монета.)


– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

Ведущий 2:

Ребята, вы уже придумали название команды, и мы надеемся, что оно связано с темой нашего мероприятия. А сейчас, в течение 10 минут изобразите на листах ватмана эмблему вашей команды и придумайте девиз. На представление команды вам дается до 5 минут. За этот конкурс вы получаете до трех жетонов. (Слайд 2)

Ведущий 1:

– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?

– Кто перед нами? (Первобытные люди)  (Слайд 3)

– Как вы думаете, у них были деньги?

– Конечно, нет.

Ведущий 2: А сейчас, нужно рассказать об истории возникновения денег. На подготовку этого задания даётся 10 минут. За этот конкурс вы получаете до 10 жетонов. (10 жетонов можно заработать – назвав хотя бы одно понятие, из раннее изученных и связанных с темой игры). (Слайд 4)

(примерные ответы команд)


1 команда:

-Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.


2 команда:

- Люди стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.


3 команда:

- Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

Подведём итоги этого тура.


Ведущий 1: Тур 2. «Разминка» (Слайды 5-9)

Перед Вами вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете один жетон.

Вопрос 1.

Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (БАНК).

Вопрос 2.

Зарплата родителей, пенсия бабушки – это (ДОХОД).


Вопрос 3.

Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие потребности – это (РАСХОДЫ).

Вопрос 4.

Обмен товарами и услугами без использования денег - это (БАРТЕР).

Вопрос 5.

Деньги, взятые в долг в банке – это (КРЕДИТ).


Ведущий 2:

Закончился 2 тур нашей игры. Подводим итоги.



Ведущий 2: И настало время отдохнуть. Ребята, давайте проведем игру «Деревья, кустарники, травы». (Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников).

Правила: при назывании дерева дети поднимают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может говорить названия грибов и животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты, стула.


Ведущий 1:

Переходим к третьему туру нашей игры.



ТУР 3. «Игра-лото» (Слайд 10)

Участникам раздаются карточки-задания, состоящие из двух частей, на одной части название денежных единиц, на другой название произведений, в которых герои расплачиваются этими денежными единицами. Следует правильно соединить денежную единицу и соответствующее произведение.

(За каждый правильный ответ – один жетон).

Эталон ответа:

Эре – Малыш и Карлсон
Пистоль – Три мушкетера
Грош – Тим Талер, или Проданный смех
Пиастр – Остров сокровищ
Динар – Али-баба и сорок разбойников
Фертинг – Незнайка на Луне.


Подводим итоги третьего тура.


Ведущий 2: ТУР 4. «По странам и континентам».  (Слайд 11)

Каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту. В этом туре вы можете заработать до 6 жетонов.


1. Литва
2. Латвия
3. Венгрия
4. Италия
5. Индия
6. Япония

1. Иена
2. Лира
3. Рупия
4. Лат
5. Форинт
6. Лит








Подводим итоги четвёртого тура.



Ведущий 1: ТУР 5. «Денежные пазлы» (Слайд 12)


У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части

разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое. Кто первым выполнит это задание – получат 3 жетоны, вторым – 2 жетона, третьим – 1 жетон. Начали!

- Что у вас получилось?

(50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей)


Подводим итоги пятого тура.


Ведущий 2: ТУР 6. «Изображение на купюре…» (Слайды 13-18)

Многие люди не задумываются и не замечают, какую информацию несут на себе бумажные купюры. У вас на парте бумажные деньги. Ваша задача назвать купюру с нужным изображением. Команда может заработать до 6 жетонов, за правильный ответ на вопрос – 1 жетон. Право отвечать получает команда, поднявшая первой руку. Если ответ команда дала не верный, то та команда, которая подняла второй руку, имеет право на ответ.

1.Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)

2.Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)

3.Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)

4.Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске.

(500 рублей)

5.Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)

6.Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)

Подводим итоги шестого тура.

Ведущий 1: ТУР 7. «Пословицы и поговорки о деньгах. (Слайды 19-20)

Назвать пословицы, добавляя слово.

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых используются слова: «деньги» или другие «денежные знаки». За каждую пословицу или поговорку вы получаете 5 жетонов.

Деньги делают … деньги.
Не имей 100 рублей, а имей …100 друзей.
Копейка рубль… бережет.
С копейки начинается …миллион.
Время - …деньги.
Разменяться на мелкие… монеты.
Подбивать …бабки.
Отплатить той же… монетой.
Пропадать ни за …грош.
Принимать за чистую …монету.
Посмотрел, как рублем …одарил.
Отец накопил, а сын …раструсил.
Кто не бережет копейки, …сам рубля не стоит.
Легче прожить деньги, чем …нажить.
Хлебу мера, …а деньгам счет.


Подводим итоги седьмого тура.



Ведущий 2: Тур 8. «Разгадайте головоломку». (Слайд 21)

Найдите ключ и вычеркните в этой таблице буквы и слоги так, чтобы из оставшихся букв и слогов сложить слово. Поясните, как вы понимаете это слово. Оценивается скорость, правильность определения слова, его понимание - по 1 жетону за критерий (3 жетона).



ДЕ

ОЛ

НЬ

ГИ



Слово - «Деньги».


Подведём итоги восьмого тура.




Ведущий 1: Итак, ребята, есть множество профессий, которые приносят заработок, прибыль, но есть и такие интеллектуальные профессии, которые не дают товара или продукта, но для человека, предприятия приносят прибыль. Сегодня, на примере интеллектуальной игры, вы своим умом заработали деньги. Пусть они пока не настоящие.


Ведущие подводят и объявляют итоги.

Вручение сертификатов победителям.


Ведущий 2:

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.





Приложение №1

Игра-лото

Правильно соедините денежную единицу и соответствующее произведение

Эре

Незнайка на Луне

Пистоль

Остров сокровищ

Грош

Али-баба и сорок разбойников

Пиастр

Три мушкетера

Динар

Тим Талер, или Проданный смех

Фертинг

Малыш и Карлсон









Приложение №2

Разгадай головоломку

Найдите ключ и вычеркните в этой таблице буквы и слоги так, чтобы из оставшихся букв и слогов сложить слово. Поясните, как вы понимаете слово.

ДЕ

ОЛ

НЬ

ГИ













Приложение №3


«По странам и континентам».

Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту.



1. Литва
2. Латвия
3. Венгрия
4. Италия
5. Индия
6. Япония

1. Иена
2. Лира
3. Рупия
4. Лат
5. Форинт
6. Лит










































Приложение № 4

Жетоны














Список источников литературы для педагога:

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

2. Е.Г.Фирсов. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. Ярославль. – 1998.- С.280.

Электронные ресурсы для педагогов:

1. Начальная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-shkola.ru/arch/161.html, свободный. - Загл. с экрана.

2. Школа личных финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.familyfinance.ru, свободный. - Загл. с экрана.

3. Финграмота. Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fingramota.ru, свободный. - Загл. с экрана.

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.

5. http://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/

6. http://www.vokrugsveta.ru/

7. http://domik.ua/novosti/samye-dorogie-i-neobychnye-dengi-v-mire-n68642.html

8. http://www.epochtimes.ru/content/view/57929/4/?photos=1#start

9. http://bestmoney.su/moneystory-the-first-money.html

10. http://astrakhanklad.ru/viewtopic.php?f=12&t=114

11. http://bestmoney.su/moneystory-the-first-money.html

12. http://dengivsetakipahnyt.com/bumazhnye-dengi/




Список источников и литературы для участников:

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.