Внеклассное мероприятие. Предметная неделя русского языка
Интеллектуальная игра:
«Заседание знатоков русского языка»
Составитель: учитель русского языка и литературы Дашинова И.П
1. РАЗМИНКА
1. Как существительные ЖАР и ЕЛЬ превратить в глаголы? (1 балл)
(С помощью «Ь»: ЖАРЬ, ЕЛ.)
2. К каким частям речи можно отнести слова (записать): ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК? (1 балл)
(Это могут быть существительные и прилагательные,
в зависимости от того, где поставить ударение.)
3. Что мешает образовать слова с суффиксами –ОК- и –ИК- от слов ВЕЛИКАН и ГИГАНТ? (2 балла)
(Слова великан и гигантимеют в ЛЗ сему «большой»,
а суффиксы –ок- и –ик- придают уменьшительное значение.
4. Почему глаголы ТОЛПИТЬСЯ, ГРУППИРОВАТЬСЯ, СБЕЖАТЬСЯ, СЪЕХАТЬСЯ не употребляются в форме 1-го лица единственного числа? (3 балла)
(Эти глаголы обозначают совместное действие
нескольких лиц, а не одного.)
5. Сколько слов можно образовать по часовой стрелке и против? (1 балл за слово)
2. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
1. Кто быстрее? (6 баллов)
З | Зарубить на носу | | О | От А до Я | | К | Кот наплакал |
А | Америку открыть | | Р | Развесить уши | | О | От доски до доски |
П | Пальчики оближешь | | Б | Белая ворона | | С | Сломя голову |
А | Ариаднина нить | | И | Играть первую скрипку | | М | Мозолить глаза |
Д | Делить шкуру неубитого медведя | | Т | Танталовы муки | | О | Очертя голову |
| А | Ахиллесова пята | | С | Считать ворон |
2. Исправьте соответствия. (2 балла)
Архаизм – новое слово, появившееся в языке.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, оборот.
Неологизм – устаревшее слово.
Диалектизм – слово, употребляющееся людьми определённой профессии.
Профессионализм – слово, употребляющееся людьми, проживающими в определённой местности.
3. О каких словах можно сказать, что они «усыновлённые»? (3 балла)
(Иноязычные, заимствованные слова)
4. Дать ЛЗ словам: (5 баллов)
Автограф – собственноручная подпись (фр.)
Антракт – перерыв между действиями в спектакле (фр.)
Бенефис – спектакль в честь одного участника (фр.)
Вояж – путешествие (фр.)
Версия – вариант (фр.)
Жонглёр – цирковой артист, ловко подбрасывающий несколько предметов (фр.)
Маскарад – бал, вечер, участник которого одеты в маски и костюмы (фр.)
Банкет – торжественный званый обед (фр.)
Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки (фр.)
Дирижёр – человек, управляющий хором, оркестром (фр.)
Каскадёр – исполнитель трюков (фр.)
Мираж – оптическое явление, обманчивое явление в пустыне (фр.)
5. Замените устаревшие слова новыми
Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей | Щёки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер |
3. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ (10 баллов)
К доске выходит 1 человек от каждой команды и противоположная команда говорит слово, а участник записывает.
4. «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!»
1. 2 балла
В двух тысячи пятом году
В городе работает семеро кинотеатров
Красивее и не придумаешь
В ихних огородах травы много наросло
2. Правильно произнесите числительные (3 балла)
Более 125 тысяч человек
Около 6270 литров
В 568 километрах от города
Подарить 459 родственникам подарки
3. Правильно поставьте ударения (5 баллов)
Свекла, звонишь, портфель, досуг, каталог, августовский, баловать, начался, занята, средствами, инструмент, кружево, опека, спокойнее, украинский.
5. ЗАГАДКИ, ШАРАДЫ
1. В пустые клетки впишите слова, обозначающие:
1) дерево, 2) танец, 3) часть патрона, 4) рыбу
П
А ЛЬ М А
П
О ЛЬ К А
Г
И ЛЬ З А
К
И ЛЬ К А
Игра «Четвёртый лишний»
1) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт
2) Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит
Замени современным словом:
Длань – ладонь Красна девица – красивая девушка
Глаголить – говорить Злато - золото
Глас – голос
6. Станция «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
1. «Четвёртое лишнее»
- разведение, разлив, разность, разносчик
- комната, комнатный, в комнате, комнатушка
2. Продолжи ряд слов:
- терпеливый, торопливый, … (молчаливый, драчливый, смешливый)
- стебелёк, уголёк, …
3. Нужно ли выделять суффикс в словах: тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, венчик?
4. Разобрать по составу: пылеводонепроницаемые
5. Правильно ли записана цепочка:
Лиственница ← лиственный ← листья ← листва
7. Станция «МОРФОЛОГИЯ»
1. Назовите только одушевлённые существительные: мичман, гирлянда, кукла, ученик, тракторист, трамвай, аппарат, ветеран, мужество, делегат, плакат, маляр, покойник.
2. Распределите существительные по родам: колибри, пенальти, пламя, кофе, метро, домишко, кенгуру, Токио, Сочи, Миссисипи, салями, кольраби, интервью, рояль, рельс, тюль, шампунь, шимпанзе, МЧС, ТЮЗ, авеню.
5