СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Интеллектуальное ассорти»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия в рамках предметной декады методического объединения учителей математики, информатики, фихики и технологии в форме интеллектуальной игры - соревнования для учащихся 10 - 11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Интеллектуальное ассорти»»

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия в рамках предметной декады методического объединения учителей математики, информатики, физики и технологии

Внеклассное мероприятие «Интеллектуальное ассорти»

Предметы: математика, информатика, физика, технология

Форма проведения: интеллектуальная игра - соревнование

Цель: раскрыть красоту математики, информатики, физики, технологии, показать взаимосвязь этих наук через практическую деятельность.

Задачи мероприятия:

  • Повышать познавательную активность и интерес учащихся к изучаемым предметам.

  • Развивать речь учащихся, культуру общения и культуру ответа на вопрос.

  • Содействовать развитию творчества, сообразительности, смекалки учащихся, воспитанию чувства коллективизма, ответственности, самоконтроля.

  • Формировать интерес к приобретению новых знаний.

Оборудование: проектор, экран, презентация, реквизит для конкурсов.

  1. Ход мероприятия: 
    1. Орг. момент. 
    2. Разминка «Звёздный фейерверк вопросов»
    3. Конкурсы из раздела «Математика»

3.1. Конкурс «Радуга – дуга»

3.2. Конкурс «Сундук идей»
4. Конкурсы из раздела «Информатика»

4.1. Конкурс «Книга народной мудрости»

4.2. Конкурс «Шифровальщик»

5. Конкурсы из раздела «Физика»
5.1. Конкурс «Заморочки из бочки»

5.2. Конкурс «Лаборатория Смекалкина»

6. Конкурсы из раздела «Технология»
6.1. Конкурс «Чёрный ящик»

7. Конкурс «Умеете ли Вы считать?»

8. Конкурс: «А вам слабо?»
9. Подведение итогов, награждение победителей.

Продолжительность: 2 урока

Участники: сборная команда учащиеся 11 «А» и «Б» классов – «Умники», команда учащиеся 10 «А» – «Разумники», учителя методического объединения учителей математики, информатики, физики и технологии «Наставники».

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Приветствие ведущего. Представление команд.

Ведущий:

В цепи человек стал последним звеном,

«И  лучшее все воплощается в нем.

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой,

Вместилище духа и разума он –

Весь мир бессловесный ему подчинен».

                                             Фирдуоси.

Пусть эти слова знаменитого Фирдуоси станут эпиграфом к нашей встрече, а девизом – вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником!»

  1. Разминка «Звёздный фейерверк вопросов»

Вопросы задаются по очереди каждой команде, если команда не отвечает вопрос, доставшийся команде, то на этот вопрос может ответить любая другая команда.

Вопросы разминки:

1. Что общего у кошки и компьютера? (Мышка)

2. Какой вывод должен сделать археолог, который нашел монету, датированную 35 г. до н. э.? (Монета фальшивая, так как чеканщики 35 г. до н. э. не могли знать о введении нового летоисчисления)

3. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма? (Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма - оно не физическое тело, а непонятно что).

4. Что мешает девятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами).

5. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше).

6. В давние времена на Западе были распространены счетные таблицы. Их делали по-разному: и в виде столов и скамей, и в виде платков и ковриков. Немецкие купцы чаще всего считали нa счетных скамьях. Что означает слово скамья в переводе с немецкого? Это слово знает каждый из Вас. (Банк)

7. Известно, что бензин придуман раньше, чем двигатель автомобиля. Его изобрел русский химик Александр Александрович  Летний. Вопрос: где раньше продавался бензин, прежде чем он стал топливом двигателя автомобиля? (Аптека)

8. По какой причине была сорвана контрольная по математике в повести Анатолия Алексина «Третий в пятом ряду»? (Кто-то запер математичку в учительской)

9. Как переводится слово «тригонометрия»? (Измерение треугольников)

10. Сколько байт в одном килобайте? (1024)

11. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Виет. В переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (Радиус)

12. Вам известна басня И.А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим…

Вопрос: Какое число встречается в этих строках и как оно переводилось у разных народов? (Тьма. Очень много, десять тысяч, невообразимое множество, сотня сотен)

13. Рука Будды, (золотой статуи в древнегреческом хроме), которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: Кто украл золото? (Прихожане. Каждый из них, прикасаясь к статуе, уносил с собой частички, состоящие из сотен и даже тысяч молекул золота).

14. Роль кулера в быту известна, а какова роль кулера в информатике?

(Компьютерный кулер – устройство, предназначенное для охлаждения какого-либо компьютерного компонента)

15. При равномерном движении тела по окружности его скорость всегда направлена…(по касательной)

  1. Конкурсы из раздела «Математика»

    1. Конкурс «Радуга – дуга»

Каждому цвету радуги - дуги соответствует вопрос из области математики.

1. Какой из известных вам математических инструментов в древности называли «кружало»? (Циркуль)

2. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - это буква и нота. А каков третий ключ? (Цифра)

3. В VIII веке цифры приняли форму, близкую к современной записи. Цифры использовали арабы при вычислениях на счетной доске, покрытой пылью. Назывались они губар. Как вы думаете, что означает это слово? (Пыль)

4. Про какие числа голландский математик Симон Стивен писал: «При одном виде их учащиеся приходят в такое уныние, что останавливаются и восклицают: Ради Бога, не надо дальше!» (Обыкновенные дроби)

5. Как переводится с латинского языка слово пропорция? А с греческого? (Гармония, музыка)

6. Название какого раздела математики происходит от греческого слова « число»? (Арифметика)

7. Название какой кривой является в то же время литературным термином? (Гипербола)

3.2. Конкурс «Сундук идей»
Участники угадывают по подсказкам

а) приспособление для счета;

б) eдиницy измерения;

в) ученого - математика.

(За этот конкурс баллы выставляются по количеству неиспользованных подсказок).

Приспособление для счета:

Подсказки

1. Не нужны батарейки.

2. Просто в обращении.

3. Благодаря ему появилась позиционная система счисления.

4. Всегда перед глазами.

5. Без этого трудно первокласснику.

6. И даже некоторые шестиклассники им пользуются.

7. Пять братьев в одном чулане живут. (Пальцы)

Единица измерения:

Подсказки

1. Первоначально определяли как длину трех ячменных зернышек.

2. Означает фалангу большого пальца правой руки.

3. Одна из основных английских мер длины,

4. Слово из четырех букв.

5. Если мерить ей длину великана, то это займет много времени.

6. Равна 25,4 мм,

7. Имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины. (Дюйм)

Ученый - математик:

Подсказки

1. Древнегреческий философ, религиозный и политический деятель.

2. Родился приблизительно в 580 году до нашей эры на острове Самос у берегов Малой Азии.

3. У своего первого учителя Гермодамаса он получил знания основ музыки и живописи…

4. У своего соотечественника космолога и мифографа Ферекида он учился астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине.

5. В Египте ему удалось проникнуть в “святая святых” - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Для этого он принял посвящение в сан жреца.

6. Затем попал в персидский плен. В плену в Вавилоне он встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов…

7. Через двенадцать лет его освободил персидский царь Дарий. На Кротоне он создал собственную философскую школу. Жители Кротона единодушно избрали его цензором нравов, духовным отцом города.

(Пифагор)

  1. Конкурсы из раздела «Информатика»

    1. Конкурс «Книга народной мудрости»

Каждой команде выдаётся по семь переделанных пословиц, которые они должны

расшифровать и записать на листочках их первоначальное звучание. По истечении отведённого времени листочки сдаются .

Пословицы для первой команды:

1. По ноутбуку встречают, по уму провожают (По одежке встречают, по уму провожают)

2. Компьютер – лучший друг. (Книга – лучший друг)

3. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)

3. Первая программа комом. (Первый блин комом)

4. Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят)

5. Чем дальше в гипертекст, тем больше ссылок. (Чем дальше в лес, тем больше дров)

6. Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. (Каждый кулик своё болото хвалит).

7. Язык до провайдера доведет. (Язык до Киева доведёт)

Пословицы для второй команды:

1. На хакере и шапка горит. (На воре и шапка горит)

2. Вирусов бояться – в Интернет не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить)

3.За одного хакера семь кандидатов наук дают. (За одного битого семь небитых дают)

4.Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)

5.Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало)

6.Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты)

7.В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. (В Тулу со своим самоваром не ездят)

Пословицы для третьей команды:

1.Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет)

2. На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива. (На зеркало неча пенять, коли рожа крива)

3.Без винчестера полсироты, а без материнской платы и вся сирота. (Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)

4. Не Intel’ом единым жив процессорный мир. (Не хлебом единым жив человек.)

5.Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог. (Мал золотник, да дорог)

6..Семь раз подумай один раз апгрейдируй. (Семь раз подумай - один раз скажи.)

7.Утопающий за «F1» хватается. (Утопающий за соломинку хватается)

4.2. Конкурс «Шифровальщик»

Командам выдаются слова, обозначающие какой – то термин из математики, информатики или физики, который они должны зашифровать в виде ребуса, а затем обменяться созданными ребусами, разгадать полученный ребус и дать определение отгаданного термина. (Для выполнения задания командам выдаются листы бумаги и цветные маркеры)

Термины:
1.Частота

2.Курсор

3.Степень

Музыкальная пауза. (Группа учащихся 9 «Б» класса исполняют частушки про математику)

5. Конкурсы из раздела «Физика»
5.1. Конкурс «Заморочки из бочки»

Команды должны разгадать шараду, вытянутую из бочонка, пронумерованные 1, 2, 3, затем ведущий читает текст шарады один раз.
1). Возьми-ка лист бумаги белой
И напиши на ней ты смело:
Первый слог- грозы всей школы,
Это ведь тебе не ново?
И две других ты буквы знаешь,
Их говоришь, когда взять что-то предлагаешь. 
Подумай дальше, не спеши -
И ноту третью напиши.
Отдохнет твоя рука,
Когда в конце поставишь «ка». (Динамика )

2).То, что осталось на трубе -
Это известно ведь тебе?
Добавь к ней то, что посреди
Стоит у Ани , а на «три»
От дудки первый слог возьми
И букву «К» к ним допиши.
Последних три есть для тебя
В известном слове «лекция». ( Индукция)


3) В слове «паром» отнимем букву «м»,

Зато добавим то, что получаем в школе.

И тут же мы получим без проблем

То, что обычно на кухонной плите, реке и в поле. (Парообразование)

5.2. Конкурс «Лаборатория Смекалкина»

Команды выполнят опыты.

Опыт № 1: Заставь бабочку шевелить крылышками.

(Оборудование: макет бабочки с крыльями из тонкой бумаги, воздушные шары, нитки и куски шерстяной ткани.)

Опыт № 2: Проткни шар иглой или острой палочкой, чтобы он не лопнул.

(Оборудование: Надутые воздушные шары, острые тонкие деревянные палочки, или спицы, или иголки).

Поэтическая минутка. (Учащийся 9 «Б» класса читает стихотворение про математику).

6. Конкурсы из раздела «Технология»
6.1. Конкурс «Чёрный ящик»

Командам предлагается чёрный ящик, в котором находятся предметы быта, и даётся три подсказки, для отгадывания. Количество баллов начисляется по количеству неиспользованных подсказок.

Предмет № 1.

Первая подсказка.

Этот предмет является разновидностью грохота, но значительно меньше его, обечайка (корпус) может быть из металла или дерева, но бывает и из кожи. Чаще круглой формы, но может быть и прямоугольной. Используется в быту, лабораториях, промышленности. Его младший брат - грохоток может быть жестяным или керамическим.

Вторая подсказка.

Донышко этого прибора, в древние времена изготавливали из конского волоса, который, к сожалению, не дезинфицировался, и случалось, что от грязного волоса больного животного люди заражались сибирской язвой, позже сырьём для него служило лыко, проволока, леска.

Третья подсказка.

У каждой хозяйки на кухне есть этот прибор, а известный математик Эратосфен использовал его как алгоритм нахождения всех простых чисел.

(Ответ: Решето (сито))

Предмет № 2

Первая подсказка.
Впервые люди узнали это во II в. В Азии. Способ получения долго держали в секрете, и только в X в. в Европе научились делать это из размолотых старых тряпок.
В XV в. тряпичного сырья стало не хватать. Люди стали изготавливать это из другого сырья. Этим сырьём пользуются и сейчас во всем мире.

Вторая подсказка.
Из этого делают массу различных товаров бытового назначения — одежду, постельное белье, салфетки, полотенца, посуду, веревки. Выпуск этого ежегодно стремительно растет.

Третья подсказка.
Она бывает афишная, документная, картографическая, мелованная, обложечная, глянцевая, обёрточная и т.д.
(Ответ: бумага.)

Предмет № 3

Первая подсказка.

Этот предмет есть в каждом доме, но пользуются им не очень часто. Он бывает разных размеров, различных цветов и форм.

Вторая подсказка.

В руках опытной женщины этот предмет может доставить удовольствие всей её семье. Иногда этим предметом пользуются особо хозяйственные мужчины, но, если семья не очень дружная, то этот предмет может стать орудием при семейных разборках.

Третья подсказка.

Без этого не испечёшь пирога.

(Ответ: Скалка)

7. Физико – математический конкурс. «Умеете ли Вы считать?»

Ведущий: Если да, то внимательно слушайте меня, а затем я задам Вам вопрос.

Одинокий физик, почесав темя, Измеряет длину, массу и время.

Парочка физиков мечтает вдвоём Измерять температуру, плотность, объем.

Трое физиков, построившись в ряд, Меряют энергию, скорость, заряд.

Четыре физика в хорошем настроении Измеряют давление, а в плохом – ускорение.

Пять физиков выбегают на площадь, Измеряют импульс, частоту, силу и площадь

Шесть физиков приходят к седьмому на именины, Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворении?

(Ответ: 15)

8. Конкурс: «А вам слабо?»

Математическая легенда «Задача Дидоны».

Финикийская царевна Дидона, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона, отплыла из родного города Тира с небольшим отрядом своих сторонников. Было это, если верить легенде, около 825 года до нашей эры. Долго плыли царевна, и ее спутники по Средиземному морю, пока не пристали к берегу Африки. Жили в тех местах нулидийцы. Пришельцы им были совершенно ни к чему. Но Дидоне некуда было деться, место ей понравилось, и царевна стала упрашивать нулидийского царя Ярба продать ей немного земли. Желая, видимо, отделаться от назойливой финикиянки, Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению и разочарованию, Дидона приняла это издевательское предложение, расплатилась и отправилась отмерить свою землю. Только она не стала расстилать шкуру на берегу, но земли она отгородила достаточно, чтобы построить целый город. Как она это сделала? И о каком городе идёт речь? (Учащимся предлагается макет бычьей шкуры, вырезанный из альбомного листа бумаги и ножницы)

(Ответ: Сначала она разрезала ее так, что получила тонкий кожаный ремешок (а он вышел очень длинный), и этим ремешком окружила солидный участок, на котором и основала в последствии великий город Карфаген. Ярб был в ярости: так, как его, мало кого одурачивали за всю историю человечества. Но он был честным человеком и сдержал слово: земля осталась за Дидоной. Так это было или не так - теперь судить трудно. Но, между прочим, карфагенская цитадель называлась Бирса, что и значит «бычья шкура»

Дополнительный вопрос:

Итак, задача, которую пришлось решить Дидоне, такова: какую наибольшую площадь можно окружить веревкой заданной длины? Или, иначе: какая геометрическая фигура среди фигур с одинаковым периметром имеет наибольшую площадь? (Оказывается, круг)

Основание Карфагена датируется 825 г. до н.э. При его закладке были найдены головы быка и коня, что предвещало Карфагену богатство и военную мощь, уступающую, однако, римской (при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова — знак господства Рима над миром).

Поэтическая минутка. (Стихотворение Мишеля Филиппова читают учащиеся 9 «Б»)

Задача Дидоны

Дочь тирского царя Дидона
Бежала от отца, спасаясь,
И после многих приключений
На берег Африки явилась.

Она была авантюристкой,
В крови бурлили папы гены.
Дала основу Карфагену.
Потом была его царицей.

Но начала она с покупки!
Она купила у туземцев
У моря лишь участок суши, 
«Воловьей шкурой окружённый»!

Воловью шкуру распустила
На тонко узкие полоски,
Из них длиннющую верёвку
Она связала, изловчилась.

И тут пред ней задача встала:
Какой же формы тот участок,
Наибольшей площади участок,
«Воловьей шкурой окружённый»?

Дидона как-то догадалась:
Участок будет полукругом!
Прижатым к морю полукругом,
Застроенным сплошь Карфагеном!

Ведущий: Наступило время подведения итогов. И пока жюри занимается этим, я хочу познакомить Вас с ещё двумя похожими легендами, но уже из истории нашей страны!

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в станице Лысогорской построена в 1886 году мастерами из Воронежа, приглашёнными Лысогорскими казаками. Размеры церкви составляют длине шкуры барана, нарезанной на узкие ленточки. Существует об этом быль - легенда:
Собрались Лысогорские казаки вместе и отправились к атаману Брянцеву, чтобы спросить разрешение на строительство. Привезли в подарок самого лучшего барана. Принял дар атаман, выслушал просьбу казаков, и немного помыслив, молвил: «Внимаю я и разрешаю строить православный храм на земле нашей, но при соблюдении малого условия – уместить церковь на шкуре барана, коего вы привезли мне». Находчивыми оказались казаки. Чисто выделали шкуру барана, нарезали на очень тонкие ленточки, соединили - получилась длинная верёвочка. Интересно и предание о том, как выбирали место для храма. Старики рассказывают, что долго спорили казаки на казачьем круге, на каком месте возвести храм, но так и не пришли к единому мнению. Тогда бросили жребий и позвали детей атамана. Маленькая Васютка Амехина вытащила бумажку, где указано было место, на котором построили церковь, сохранившуюся до наших дней. Казаки разместили условно размеры будущего строения колышками, натянули верёвку и пригласили атамана. Довольным остался атаман и дал добро на строительство. Церковь деревянная, что необычно для нашего края. Построена из деревянных брусов, закреплённых в пазы, при строительстве не использовали ни единого гвоздя. Чернорабочими на строительстве были екатерининские солдаты, провинившиеся в русско-турецкой войне (1875-1877г.г).

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в станице Лысогорской построена в 1886 году мастерами из Воронежа, приглашёнными Лысогорскими казаками. Размеры церкви составляют длине шкуры барана, нарезанной на узкие ленточки. Существует об этом быль - легенда: Собрались Лысогорские казаки вместе и отправились к атаману Брянцеву, чтобы спросить разрешение на строительство. Привезли в подарок самого лучшего барана. Принял дар атаман, выслушал просьбу казаков, и немного помыслив, молвил: «Внимаю я и разрешаю строить православный храм на земле нашей, но при соблюдении малого условия – уместить церковь на шкуре барана, коего вы привезли мне».

Город лошадиной шкуры или легенда об основании Ивангорода

В 1345 году левобережные земли Принаровья переходят от датчан к Ливонскому ордену, купившему всю Северную Эстонию у прежних владельцев за 4,5 тонны серебра.

 Новые владельцы Принаровья не отличались спокойным нравом и зачастую делали набеги на Правобережье. Дабы обезопасить границы отечества, царь Иван III строит "... в лето 7000 (1492г.) ... град на неметцком рубежи, на реце на Нарове, и нарече Ивангород".

Народ же сложил об основании Ивангорода следующее сказание.

 Однажды русский царь был в гостях у шведского короля. Ели и пили вдоволь. В конце пира просит русский царь продать ему часть Нарвской земли. На что шведский король его спрашивает:

- Сколько же ты желаешь?

- Ах, много не хочу, - ответил хитрый царь, - только в величину лошадиной шкуры.

Шведский король принял эту просьбу за шутку, и, рассмеявшись, ответил:

- Бери, бери! Не хочу платы, отдаю бесплатно!

  Прошло некоторое время и король пожалел об опрометчивом решении - подъехав к Нарве, русский царь разрезал шкуру на тонкие-тонкие ремешки, связал их и получившейся веревкой обнес часть земли. Понял король, что надул его царь, но делать нечего - пришлось сдержать данное слово.

 Зная, что шведский король не простит ему этой "шутки" со шкурой, русский царь повелел выкопать новое русло для реки, которое бы отделило Город Лошадиной шкуры от Нарвы. Под новым руслом пробили подземный ход, чтобы при необходимости тайно проникать в Нарву. Вскоре работы были закончены, воду пустили по новому руслу, а старое, за крепостью - пересохло. Так Город Лошадиной шкуры был присоединен к России. 

Награждение победителей.

Ведущий: А закончить наше интеллектуальное мероприятие я хочу притчей Леонардо Да Винчи:

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Притча предназначена для Вас, ребята. Хоть предметы, которые мы преподаем, считаются сложными, и не все Вы их любите, но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные нами семена знаний непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. И всем нам удачи!!!

Спасибо за внимание.