СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Исторический турнир"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Исторический турнир" имело своей целью вызвать интерес к истории, способствовать расширению и углублению знаний по предмету, повторить в игровой форме ранее изученный материал, создать условия для проявления творческих возможностей учащихся, умения работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Исторический турнир"»

Внеклассное мероприятие «Исторический турнир»

9 классы


Цель: вызвать интерес к предмету и способствовать расширению и углублению знаний по истории

Задачи:

-повторить в игровой форме ранее изученный материал;

-развить у учащихся интерес к истории и культуре;

-создать условия для проявления творческих возможностей учащихся, умения работать в группе;


Сегодня мы собрались здесь, чтобы показать свои знания в древнейшей науке История. Я желаю вам всяческих успехов в состязании и да победит сильнейший!


1 конкурс «Приветствие» - 3 балла

2 конкурс «Разминка» .

Молодцы ребята, а теперь мы посмотрим кто из вас быстрее.


Участники команды отвечают на вопросы. Если отвечают правильно, дается 1 балл. Если нет ответа, любой другой участник может ответить на вопрос и ему дается балл.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае.)

  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олим­пийских игр.)

  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги.)

  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос.)

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско.)

  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами.)

  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака».)

  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге сред­невекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупо­сти».)

  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «по­жирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла пого­ворка «овцы пожирали людей».)


  1. Кто «основал» государство, которого никогда не было?
    (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия».)

  2. Каково расстояние между Царьградом и Константинопо­лем? (Это разные названия одного города.)

  3. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому полу­чили название «арабские».)

  4. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пира­там и работорговцам? (Елизавета I.)

  5. Кто был изобретателем печатного станка?

(Иоганн Гуттенберг.)

  1. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной.)

  2. Когда в истории воевали цветы? (В Англии, междоусобная
    война между феодальными родами Белой и Алой розы.)


  1. Как называлась самая продолжительная война в мире?
    (Столетняя война между Англией и Францией 1337-1453 гг.)

  2. Кто первый из европейцев морским путем достиг берегов Индии? (Васко да Гама.)

  3. Как называлось восстание крестьян во Франции по самому распространенному мужскому имени? (Жакерия.)

20.Кому принадлежат изречения: «Государство – это я», «Прав у подданных нет, есть лишь одни обязанности?» (Людовик 14)


3 конкурс «История в лицах» 2балла

А теперь мы посмотрим, как вы знаете свою историю. Я объявляю второй конкурс « История в лицах».

По словесному описанию вы должны определить о какой исторической личности идёт речь. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.


Отличался мягким характером, добротою и робо­стью;

  • испытал личное потрясение: когда ему испол­нилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;

  • вел малоподвижный образ жизни, очень лю­бил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею;

  • занимался делами сам только в последние 10 лет своей жизни, т.к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;

  • он стал родоначальником царской династии по решению «всей земли».

(Михаил Федорович Романов)

Этот человек был старшим сыном в своей семье, его воспитанием больше занималась бабушка, нежели родители; она возлагала на него особые надежды;

  • принято считать, что ему был свойственен уме­ренный республиканизм, привитый его воспи­тателем Ф. Лагарпом;

  • часто его называют просвещенным европейцем, однако отмечают двоедушие, подозрительность, легкую внушаемость, равнодушие к людским судьбам;

  • первые мероприятия его после вступления на престол были вполне естественными: отмена запрета на выезд за границу, на европейскую одежду и литературу, возврат из ссылки опаль­ных офицеров и чиновников;

  • этот император стремился жить вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь давле­ние высших бюрократических и гвардейских сфер, а также помнил заговор против своего
    отца и ту легкость, с какой он совершился.

(Александр 1)


«Поскольку царь был владельцем этого удела, то никаких других собственников с полными правами …быть не могло. Князья, дворяне, бояре, приказные люди, которые не признавали этот порядок, выселялись насильно… а их собственность конфисковывалась… Выселения, конфискация собственности сопровождалась террором, обвинениями в заговоре против царя и т.п…особенно досталось Новгороду, где сохранялись сильные частнособственнические тенденции, существовала влиятельная оппозиция и сопротивление централизации и огосударствлению. Все летописцы свидетельствуют, что царь « громил Великий Новгород»… Погром в Новгороде продолжался более пяти недель…»

(Иван Грозный)


« Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость: исправил, умножил войско, … завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал мудрые законы, привёл в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завёл мануфактуры, училища, академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. … Основал новую столицу на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осуждённых природой на бесплодие и недостаток.»

(Петр Великий)



4 конкурс « Чьи слова?»

Командам необходимо угадать, какой исторической личности принадлежат слова – 4 балла

1 Кто сказал: «Париж стоит обедни» ?

(Генрих 4 говорил , когда переходил из протестантской веры в католическую, чтобы получить престол)

2. Кто и о ком сказал: «Он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой»? (Суворов о Кутузове после взятия Измаила)

3. Кто сказал: «Создание своей собственной промышленности – это есть коренная не только экономическая, но и политическая задача?»

(С.Ю. Витте)

4.Кто сказал: «Каждый воин должен понимать свой манер. Воюют не числом , а умением»

(А.В. Суворов «Наука побеждать»)

5. Конкурс «Найди ошибку»

Командам нужно найти в тексте ошибки.

Найдите в тексте все ошибки. 5 баллов .

Работа выполняется на листах.

1. 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640

тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч.

Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И Багратиона, третья —М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась
очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению.

(Ответ: Армия Наполеона, чтобы попасть на территорию России, переправлялась не через Днепр, а через Неман.

М. И. Кутузов в начале 1812 г. командовал русской армией в войне против Турции, самую южную группу российских войск на западной гра­нице возглавлял А. П. Тормасов.

Александром I 6 июля был издан манифест с призывом собирать народное ополчение, а всеоб­щая воинская обязанность в России была введена только во второй половире XIX века.

Русские армии соединились не под Калугой, а под Смоленском, именно этот город и был остав­лен противнику на данном этапе войны.

М. И. Кутузов прибыл в ставку 17 августа. Дата 17 сентября должна исключаться хотя бы потому , что Бородинское сражение, в котором русскими войсками командовал уже Кутузов, произошло 26 августа)


6. Конкурс «Историческая оранжерея»

Участники вытягивают задачи, и каждая команда думает над правильным ответом.

5 баллов

1. «Цветок радости, любви, веселья».

Из глубины веков дошла до нас незамысловатая народная за­гадка, сложенная еще в Древнем Риме: Постарайся угадать,

Кто такие братьев пять: Двое бородаты, Двое безбороды,

А последний, пятый, Выглядит уродом: Только справа борода,

Слева нету и следа...

Когда еще не было на земле царицы цветов - красавицы розы, этот цветок повсюду ценился дороже всех других творений богини Флоры. Им украшали хижины в Древнем Китае и в Индии, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нем слагали элегии и оды в Риме и Греции. И вовсе не за красоту, которую затмит потом божественная роза, - он утолял боль раненым воинам, из него делали масло для благовоний, древние повара готовили из ягод и лепест­ков его изысканные блюда и напитки.

Древние римляне считали его символом нравственности, греки разводили его в садах вокруг храма Афродиты - богини любви и красоты, лепестками его украшали путь новобрачных.

Это был цветок радости, любви, веселья.

Вопрос: Назовите это растение.

Ответ: Шиповник.

2. «Голова».

В Древней Греции этот овощ обрел широкое признание и не-обыкновенную популярность. Считается, что это растение - пер-вый овощ, который встретился человеку.

Выдающийся полководец древности Александр Македонский, по преданию, всегда перед боем считал необходимым накормить своих воинов именно этим овощем: видимо, он был уверен, что в этом секрет его побед.

Интересно, что великий математик и философ Пифагор не только прославлял этот овощ, но, говорят, еще и занимался его се-лекцией: недаром один из лучших сортов в древности назвали име­нем Пифагора.

В Древней Греции всерьез верили, что этот овощ обладает все­ми известными на земле «Семью благами»... И поэтому усиленно советовали принимать при различных заболеваниях.

Ученые не без основания считают, что древние славяне полу­чили эту культуру от греко-римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Латинское название этого растения в пе­реводе означает «голова».

Вопросы: Что это за растение? Назовите «Семь благ» на земле.

Ответ: Капуста. «Семь благ»: горячее, холодное, сухое, влажное, сладкое, горькое, острое.


7.Конкурс «Исторические задачи».

Каждая команда вытягивает лист с исторической задачей. На ее решение дается 3 минуты. Каждая команда решает задачу сообща. Нужно как можно правильней ответить, приближаясь к образцово­му ответу.

Максимальный балл - 5.

Задача 1. «Обувь»

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV-XV веках, родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам - в две ступни (60 см), рыцарям - полторы ступни (45 см), горожанам - в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни - 15 см.

Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристеги­вали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниа­тюрными зеркальцами.

Вопрос: Предположите, для чего еще в данном случае ис­пользовали зеркало.

Правильный ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

Задача 2. «Как доказать?»

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготов­ляли фальшивые документы - грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых стра­нах в средние века документ о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.

Правильный ответ: Лист разрезали посередине зигзаго­образной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оста­валась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали - только тогда документ признавался подлинным.


8. Конкурс «Неизвестное об известном».

За каждый правильный ответ 2 балла

  1. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции — виноград, в странах южной Европы — олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?

Ответ. Яблоко с древа познания, яблоко раздора и
яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемир­ного тяготения.


2. Одерживая одну победу за другой, войско Алек­сандра Македонского продвигалось на восток. Покорены Персия, Египет и Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболе­вания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие вое­начальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. В чем была причина заболевания?

Ответ. Солдаты греческой армии пили из оловян­ных бокалов, а их военачальники — из се­ребряных. Серебро же способно убивать мик­робов, находящихся в воде.


3.После какого события древние скифы вселялись в дома, а мы выселяемся из них?

Ответ. После пожаров, так как скифы жили в гли­няных домах, которые обжигали.



4.В старину на Британских островах, прежде чем выпить вино или другой крепкий напиток, окунали в него поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы придать напитку хлебный аро­мат. Впоследствии эта традиция забылась, но возникла другая. Какая?

Ответ. Так возникла традиция произносить тосты. Тост – это и есть поджаренный ломтик хлеба.

  1. Конкурс «Живописные загадки»

1. Всем хорошо известна картина И. Репина «Бурлаки на Волге» Изображенные на ней фигуры бурлаков стали свидетельством бедственного положения народа. Однако художник ввел в свое произведение деталь, которая с особой силой подчеркнула бессмысленную жестокость использования бурлацкого труда. Назовите эту деталь.

Ответ: изобразив на горизонте дымок парохода, художник подчеркнул жестокость использования дешевого труда бурлаков в век пара.

2 Всем известна картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда) Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека?

Ответ: у Джоконды отсутствуют брови.


10 Конкурс «Откуда пошло … или сколько здесь историй? » - определите какое крылатое выражение здесь зашифровано, прослушав рассказы о времени и условиях их происхождения. За каждый правильный ответ 2 балла


1.«Это выражение часто применяется к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. Царь Алексей Михайлович отменил существовавший до него обычай класть челобитные на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы сам царь мог прочитать их ежедневно. А ответы всё равно шли через приказы, а ответ жать было долго, иногда проходили целые месяцы, даже годы. Видимо, поэтому, а может быть по форме ящика и появилось это выражение. Это выражение оказалось живучим, его можно заменить другим « положить под сукно»

( Положить в долгий ящик)


2. «Так говорят о человеке, который небрежно, с ленцой выполняет работу. А родилось оно в допетровские времена на Руси, когда многие носили одежду с непомерно длинными рукавами, концы которой доходили до колен, а то и до самой земли. В такой одежде много не по- работаешь! Недаром о человеке, который берётся за дело решительно, горячо, устранив все помехи и работает со старанием, говорят , что он работает засучив рукава»

( Работать спустив рукава)


3. « Так будто бы славяне объявляли, когда начинали войну с кем – либо из соседей. По летописи такой способ объявления войны связан с именем киевского князя Святослава. Выражение употребляется в смысле честного, открытого заявления о начале решительных действий.»

(Иду на вы)


4. «Употребляется в наше время для обозначения громкого крика, а прежде неотъемлемой частью общественной жизни столицы. Самым высоким зданием в Москве в XVII веке колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней центральная площадь называлась Ивановской, отличавшаяся многолюдством. Она была местом сделок и встреч торговых людей. Это было важным публичным местом. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю нужно было иметь громкий голос.»

( Кричать на всю Ивановскую)


Напоследок я хочу ещё раз вас испытать. И так последний конкурс « Не отосланные депеши», за каждый правильный ответ 1 балл.


11. Конкурс « Не отосланные депеши» - кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в своё время.


1.« Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.»

( Наполеон осенью 1812 года, из пылающей Москвы)

2. « Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колёс и ржания коней не слышно человеческого голоса»

(Батый в 1240 г. перед осадой Киева)

3. « Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом»

(Александр Невский, отправившийся в поход против шведов в 1240 г.)

4. «Миновали Ярославль. Подошло ополчение. Идём освобождать Москву.»

(Дмитрий Пожарский, который возглавил ополчение в 1612 году)

5. « Противник разбит на голову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.»

(Пётр I 27 июня 1709 г. после победы над шведами под Полтавой)

6. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?»

(Декабристы 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, озабоченные отсутствием своего руководителя)


Итак, дорогие историки, мы проделали с вами глубокий экскурс в науку Историю. Пришло время подвести итоги и наградить достойнейших. Спасибо вам за приятную и познавательную игру.


Подведение итогов. Награждение команд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!