СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Капустник"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Капустник"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Капустник"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГБПОУ «Зюкайский аграрный техникум»


















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НА ТЕМУ: «КАПУСТНИК»





Разработала: преподаватель Г.П.Горбунова

















ЗЮКАЙКА – 2015



Содержание.

1. Аннотация с. 3

2. Рецензия с. 4

3. Методическое обоснование с. 5

4. Методика проведения. с. 6

5. План сценария с. 7

6. Приложение с. 8

7. Список использованной литературы с. 12

Аннотация.


В данной методической разработке представлен опыт создания творческого проекта по внеклассной работе. Итогом работы над проектом стало театрализованное представление «Капустник», которое углубляет знания студентов – агрономов об основной овощной культуре – капусте, о русском фольклоре, о народных традициях.

Рецензия



Театрализованное представление «Капустник» было подготовлено студентами группы А – 491. Можно отметить большую подготовку участников проекта. Студенты собрали интересный познавательный материал о капусте, отметили ее практическое применение в медицине, кулинарии. Мероприятие прошло живо, эмоционально на хорошем художественном уровне. Участники показали свои теоретические знания, творческие способности, умение работать в коллективе.

Проведенное мероприятие может служить примером подготовки и реализации творческого проекта по внеклассной работе по учебным дисциплинам.


Преподаватель: В.И.Черткова

Методическое обоснование.

Метод проектов в последнее время становится популярным и широко применяется в практике классной и внеклассной работы по учебным дисциплинам. Этот метод не является принципиально новым в педагогике, но именно осмысление и применение его в новой учебной и культурно-социальной ситуации дает основание говорить о новых педагогических технологиях.

Метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов позволяет реализовать принцип активного вовлечения студентов в познавательную деятельность, применять приобретенные знания на практике и четко осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

В 2005 году студентами группы А-491, отделения «Агрономия», был разработан проект внеклассного мероприятия «Капустник» с привлечением знаний по плодоовощеводству, русскому народному творчеству.

Проект имеет творческий характер. Результаты работы воплотились в театрализованное представление.

Работа над проектом имела следующие этапы:

  1. Подготовительный:

Выдвижение идеи, ее обсуждение, изучение дополнительного материала о капусте как овощной культуре, сбор сведений о ее роли в медицине, кулинарии, в устном народном творчестве.

  1. Организация работы:

Формирование микрогрупп, распределение заданий, написание сценария.

  1. Завершающий этап:

Промежуточный контроль за выполнением заданий в микрогруппах, репетиции.

  1. Проведение театрализованного представления для студентов агрономического отделения.

Тема «Капустник».

Тип занятия: обобщающий урок.

Вид: театрализованное представление.

Цели:

  1. Образовательные: расширить и углубить теоретические и практические знания студентов о капусте; показать место этой овощной культуры в медицине, кулинарии, устном народном творчестве.

  2. Развивающие: развивать творческие способности студентов, расширять их кругозор, учить работать в микрогруппе.

  3. Воспитательные: привить интерес к избранной профессии, к фольклору, к народным традициям.

  4. Методическая цель: показать методику творческого проекта.

Метод: творческий проект.

Средства: древо понятия, учебные пособия, словари, иллюстрации, блюда из капусты, театральные костюмы.

Алгоритм деятельности

  1. Постановка цели на исследование

  2. Изучение дополнительного теоретического материала, работа со справочной литературой.

  3. Работа в микрогруппах, составление сценария, отработка умений и навыков.

  4. Показ театрализованного представления. Подведение итогов работы.

Ход занятия

(краткий сценарий)

  1. Вступительное слово ведущего. Сообщение темы и целей занятия.

  2. Основная часть (в форме театрализованного представления):

  1. Мотивация. Место капусты в быту, пище, в фольклоре, в русских традициях (выступление скоморохов).

  2. Углубление знаний о барыне Капусте:

- выход «Летописца» (рассказ об истории овощной культуры)

- выход «Придворного агронома» (технология возделывания, сорта капусты)

- «Придворный лекарь» (капуста в медицине)

- «Повар» (роль капусты в питании)

- выход скоморохов (капуста в народном творчестве: в пословицах, поговорках, играх, приметах, загадках, песнях).

3. Заключительная часть.

Проверка усвоения материала в форме творческих заданий для аудитории (конкурс на лучший кулинарный и медицинский рецепт с использованием капусты, конкурс на самого внимательного зрителя).

Сценарий театрализованного представления


  1. Выходят скоморохи в русских костюмах

1й – скоморох: Эй, народ честной, женатый и холостой!

2й – скоморох: Красны девки и парни удалые! Айда на праздник к нашей барыне Капусте! Не пожалеете!

3й – скоморох: Наша барыня - особа знатная.

1й – скоморох: Для чего огород городить, коль капусты не садить?

2й – скоморох: Щи капустою пригожи, а солью вкусны.

3й – скоморох: Премудрость во щах, вся сила в капусте.

1й – скоморох: А вот она и сама!

Все вместе: Здравствуй, барыня Капуста!


Хоровод, называемый «капусткой» (парень заводит песню и по очереди образует цепь из играющих, беря за руку то одного, то другого, когда соберутся все в цепь, начинают завиваться в клубок)

Песня: Уж мы вьем, вьем капустку,

Завиваем золотой кочеток,

Завиваем, приговариваем:

Кого я люблю, того я возьму,

Кого не люблю, того не возьму.


Затем играющие начинают расплетаться под песню:

Что у малых, малых деточек

Молодая была мачеха лиха,

Выводила малых деточек

Вон с огородища, да вон с зеленого. (Песня поется пока все не расплетутся)


II. Выход «Капусты».

Барыня «Капуста»: Вот вы поете, а про меня ничего не знаете. Позвать сюда моего личного летописца.

Из выступления «Летописца»: Пожалуй, ни один другой овощ не приковывал к себе столь пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста. Согласно одному из сказаний, громовержец Юпитер, трудясь над разъяснением двух противоречивых изречений Оракула, от страшного перенапряжения обливался потом. Несколько крупных капель скатились с чела Бога на Землю. Вот из этих капель выросла капуста. История, конечно, незамысловатая, но в ней чувствуется то почтительное отношение, которое римляне питали к древнему овощу. Видимо, и само слово «капуста» как-то связано с этой легендой, так как произошло оно от древнеримского «капут», что в переводе на русский язык означает «голова».

При раскопках пластов, относящихся к каменному и бронзовому векам, установлено, что еще первобытный человек использовал капусту как продукт питания. Разумеется, это была дикая листовая капуста, которая и сейчас встречается на островах и побережье Средиземного моря. Это древнее растение и стало, по всей вероятности, прародителем известной нам белокочанной капусты. Предполагают, что именно на побережье Средиземного моря начали культивировать это растение.

Многие народы оспаривают друг у друга право называться родиной капусты. По мнению профессора Г.Джапаридзе, изучавшего историю происхождения капусты, ее родиной является Колхидская низменность Грузии, поскольку в этих местах встречается редкое многообразие сходных с капустой растений.


Из выступления «Придворного агронома»: Давайте вспомним, какой орган используется в пищу у капусты (листья).

А какие виды капусты вы знаете?


Капуста белокочанная. Одна из основных культур, ставшая в самых разных странах овощем первой необходимости. Ее выращивают повсеместно – в жарких субтропиках, в Заполярье. Белокочанная капуста – самый распространенный вид. Это огородная двулетняя культура: в первый год образуется кочан, во второй – семена. В пищу идет кочан – гигантски разросшаяся верхушечная почка.

Одно из важнейших достоинств капусты, которым не обладает ни один овощ, - это способность 6-8 месяцев сохранять витамины.


Капуста краснокочанная. Краснокочанная капуста вместе с белокочанной составляют один ботанический вид – кочанную капусту. От белокочанной эта капуста отличается интенсивной синевато-фиолетовой или темно-красной окраской кочана.

Краснокочанная капуста не имеет скороспелых сортов, большинство из них пригодно для длительного хранения при температуре около 0 0С.

Поскольку в краснокочанной капусте в 2 раза больше клетчатки, чем в белокочанной, ее рекомендуется употреблять в небольших количествах. По своей питательной ценности эта капуста не уступает белокочанной: в ней выше содержание витамина С и некоторых минеральных веществ – калия, кальция и фосфора.

Капуста савойская. Савойская капуста – двулетнее растение рода брассика семейства крестоцветных. От белокочанной капусты савойская отличается тем, что образует рыхлый кочан с морщинистыми и гофрированными листьями разных оттенков зеленого цвета.

Савойская капуста распространена главным образом в странах Западной Европы (Италия, Франция), где ее называют также миланской капустой.

Савойская капуста является ценным диетическим продуктом. По вкусу савойская капуста напоминает цветную.

По питательным и вкусовым качествам эта капуста превосходит белокочанную: она нежнее, в ней меньше клетчатки.


Капуста цветная. Цветная капуста – однолетнее растение, принадлежит к роду брассика семейства капустных. В пищу употребляют головку цветной капусты, которая представляет собой не что иное, как укороченное соцветие с утолщенными, сильно разветвленными и тесно скрученными ветвями и цветочными побегами.

В крупных головках капусты насчитывается до 2 тыс. побегов. Головки различаются по форме (округлые, плоскоокруглые, плоские) и окраске (белые, бело-желтые).

Цветная капуста – древний вид капустных растений. Еще в XVI в. Она приобрела широкую известность в Западной Европе. В настоящее время цветную капусту возделывают также в Восточной Европе и Азии.

Благодаря необычному вкусу и аромату цветная капуста находит все больше любителей и почитателей.


Капуста брюссельская. Брюссельская капуста – огородная двулетняя культура, относится к роду брассика семейства крестоцветных. Входит в группу овощных растений собственно капусты.

Впервые этот овощ начали возделывать в Бельгии (недалеко от Брюсселя) в конце XIX века – отсюда и название капусты. В отличие от белокочанной, краснокочанной и савойской, имеющих один кочан, у брюссельской капусты каждая боковая почка образует маленький кочанчик. В первый год каждый кочанчик развивается на тонком высоком стебле снизу вверх в пазухах листьев. На одном растении образуется до 90 кочанчиков общей массой 500-700 г. на второй год образуются цветоносные побеги и семена.

По биологической ценности брюссельская капуста превосходит все виды капусты.

Брюссельскую капусту можно использовать и сырую, в таком виде она особенно полезна зимой.


Капуста китайская. Китайская капуста – растение одно- и двулетнее. Распространенная в Китае и Японии, китайская капуста не относится к собственно капусте. Это – листовая салатная капуста. Кочана не образует.

В нашей стране китайскую капусту выращивают на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в некоторых других районах, причем преимущественно в закрытом грунте.


Капуста листовая. Листовая капуста – двулетнее растение, относится к роду брассика семейства крестоцветных. Возделывается как овощное (шпинатное) растение.

Сорта листовой капусты подразделяются на плосколистные и курчаволистные. Курчаволистные сорта (капуста с крупными и сочными листьями) возделываются для использования в кулинарии и как декоративное растение.

У пальмовой капусты – разновидности листовой, - по внешнему виду напоминающей миниатюрную пальму, темно-зеленые, слегка гофрированные листья используют для оформления блюд.


Из выступления «Придворного лекаря»: О целебных свойствах капусты писали древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 гг до н. э.) в книге «Исследования о растениях». Другой древнегреческий философ Хрисипп (280-208 гг до н. э.) посвятил капусте целую книгу. В ней он рассмотрел влияние капусты на все органы человеческого тела. Древние греки и римляне вообще придавали капусте огромное значение, считая ее лекарством от всех болезней.

Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты. Так, в старинных русских лечебниках читаем: «Капуста толченая, смешана с белком яичным, прикладывается ко всякому ожогу, и язвы заживают». Ей приписывалась способность успокаивать головную боль, избавлять от бессонницы, вылечивать глухоту и различные внутренние болезни. Сок капустный, смешанный с вином, помогает при болезнях селезенки. Капустный корень, сожженный в пепел, добавлялся в пищу и помогал дробить камни в почках. Потрясающими лечебными и оздоровительными качествами обладает квашеная капуста.


Из выступления «Придворного повара»: Вряд ли какая другая кухня мира знает столько рецептов блюд из капусты, как русская. Даже сегодня, когда ассортимент продуктов питания необычайно велик, россияне потребляют капусты в 7 раз больше, чем, например, американцы. Поэтому вполне справедливо приписывают истинно русский национальный характер этому овощу, а особенно квашеной капусте.

Квасят капусту во многих странах, но мало где она употребляется в таких количествах, как в России. Возможно, это пристрастие к ней связано с тем, что в долгие русские зимы именно квашеная капуста да, пожалуй, репа еще недавно составляли основную «зелень» на крестьянском столе.

Поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки «свертывались круче», начиналась заготовка капусты на зиму. Во всех деревнях, в крестьянских избах и в помещичьих усадьбах слышался перестук сечек. В каждом доме было особое корыто, изготовленное из толстых досок, либо выдолбленное из липового или дубового бревна, и ни для каких иных целей не использовавшееся. В помещичьих домах корыта для рубки капусты были столь длинны, что становились вдоль по 10-14 работниц.

Настоящим праздником была рубка капусты для деревенской детворы, которая в это время едва ли что другое ела, кроме хрустящих кочерыжек. Количество заготовленной капусты измерялось числом ушатов и ведер – общепринятых на Руси мер для кислой капусты. Прошли сотни лет, а рецепт квашения капусты практически не изменился.

Представление заканчивается старинными народными играми.


III. Заключительная часть. Конкурсы на лучший кулинарный и медицинский рецепт с использованием капусты.

Список использованной литературы.


  1. Н.И.Буннек «Овощная кулинария». М., «Экономика» 1993.

  2. В.А.Доценко «Овощи и плоды в питании и лечении», С – Петербург, Ленниздат, 1993.

  3. В.И.Зимин «Русские пословицы и поговорки», М., 1994.

  4. А.М.Малярович «Фразеологизмы русской речи», М., 1997.

  5. Учебное пособие по плодоовощеводству.

  6. Журналы «Приусадебное хозяйство», 2000 год.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!