Казачьему роду нет переводу.
Ход мероприятия.
(Слайд 1). Фото с казаками и казачками в народных костюмах.
Ведущий 1:
Традиционная народная культура – это такое явление, которое включает в себя все: веру – ибо без веры нет народа, язык – нет народа, у которого нет языка и все то, что называется фольклором: песни, танцы, обычаи, обряды. Казачьи заповеди, казачье оружие, казачий костюм…. А кто такие казаки?
(Слайд 2). Видеоролик о казаках.
Ведущий 1:
Так кто такие казаки?
(ответы: вольные люди, а казачество культурно – этническая общность людей).
Ведущий 2:
В казачестве общее было всегда выше личного. Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему народу и своему государству.
(Слайд 3). Заповедями казака.
Основные заповеди казака.
1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Совершив позорный поступок, имей силу сам принять свою вину.
2.Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!»
Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю.
3. По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.
Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Избегай сквернословия.
4. Служи верно, своему народу, а не вождям.
Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России.
5. Держи слово. Слово казака дорого.
Выпустишь слово - не поймаешь. Стойкость чести в слове.
6. Чти старших. Уважай старость.
Власть же стариков - не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушивайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок.
7. Держись веры предков. Поступай по обычаям своего народа.
Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, - поступай но обычаям своего народа и Вере предков.
8. Погибай, а товарища выручай.
Взаимная выручка - основа казачьего братства.
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.
10. Береги семью свою. Служи ей примером.
Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Чти мать свою и отца!
Ведущий 1:
Казак всегда славился своей смелостью, удалью и смекалкой. Все эти качества отражаются в народном фольклоре. Сказка «Лихо одноглазое».
Сказка «Лихо одноглазое». Учащиеся 5 к класса.
Танец «Казачья пляска». Хореограф Шамко Л.Ф.
Ведущий 2:
Большое место в народной культуре занимают костюмы, так как особенности жизни народа отражаются в одежде, вид которой формируется веками. Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.
Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился.
(Слайд 4). Костюмы казака и казачки.
Ученик 1:- Какие шаровары!
Ученик 2: Широкие.
Ученик 1: Понятно, в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги сотрут, и движения всадника будут сковывать.
Ученик 2: А почему рубахи разного покроя? Что одна праздничная, а другая для будничных дней?
Ученик 1: Нет. Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.
Ученик 2: О, а штаны-то с лампасами. Я тоже люблю спортивки с лампасами.
Ученик 1: Лампасы знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству.
Ученик 2: Папаха (кубанка) – барашковая шапка с суконным верхом. Шьются и с суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина. В шапки зашивали иконки и охранные молитвы, за отворот клали особо ценные бумаги и приказы. Сбитая с головы шапка, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расправа.
Самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте.
Ученик 1: А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда.
Ученик 2: Ценилась одежда, шитая матерью или женой.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Ученик 1: Основу верхней женской одежды составляла парочка - юбка и блуза. В богатых семьях ее шили из шелка, шерсти и бархата, в бедных - из ситца. Так что каждая казачка могла одеться по собственному вкусу и возможности.
Ученик 2: Блуза украшалась тесьмой, кружевами, вышивкой и бисером. Юбки предпочитали широкие, мелко собранные у пояса. Снизу юбки также украшали кружевами и оборками.
Показ этих элементов одежды учащимися с комментариями.
(Слайды 5). Видеофильмы «Папаха». «Башлык».
(Слайд 6). Воспитание воина казака.
Ведущий 1:
Несмотря на некоторые различия в обрядах у казаков различных казачьих войск, одно, несомненно: все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.
Основное оружие казаков.
(Слайд 7). Нагайка.
Демонстрация нагайки.
Ведущий 2:
Нагайка - хлыст, обязательно имеет на самом хвосте плети грузик из свинца, что позволяет ее считать достаточно грозным оружием. Знак власти у полноправного женатого казака.
(Слайд8). Видеофильмы «Шашка». «Сабля».
Учащиеся рассказывают. 6 класс демонстрируют джигитовку.
(Слайд 9). Видеофильм «Джигитовка на коне».
Ведущий 1:
Конь для казака имел большое значение. Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне. У казаков перед выездом из дома на войну коня приводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
(Слайд 10). Викторина………..
Ведущий 2:
Казачьи обычаи и традиции хорошо прослеживаются и в произведениях мировой классической литературы. Н.В. Гоголь «Сорочинска ярмарка».
Сценка 6 к класса. Н.В. Гоголь «Сорочинска ярмарка».
Ведущий 1:
Фольклор – это народные песни.
Казачья песня «Черный ворон». Кавеева А. А.
Ведущий 2:
Вот и закончилось наше мероприятие. Спасибо всем за активное участие и ваше внимание.
3