СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Казачьему роду нет переводу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная народная культура - это такое явление, которое включает в себя все: веру - ибо без веры нет народа, язык - нет народа, у которого нет языка и все то, что называется фольклором: песни, танцы, обячаи, обряды. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Казачьему роду нет переводу"»

Казачьему роду нет переводу.



Ход мероприятия.


(Слайд 1). Фото с казаками и казачками в народных костюмах.

Ведущий 1:

Традиционная народная культура – это такое явление, которое включает в себя все: веру – ибо без веры нет народа, язык – нет народа, у которого нет языка и все то, что называется фольклором: песни, танцы, обычаи, обряды. Казачьи заповеди, казачье оружие, казачий костюм…. А кто такие казаки?

(Слайд 2). Видеоролик о казаках.

Ведущий 1:

Так кто такие казаки?

(ответы: вольные люди, а казачество культурно – этническая общность людей).

Ведущий 2:

В казачестве общее было всегда выше личного. Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему народу и своему государству.


(Слайд 3). Заповедями казака.

Основные заповеди казака.

1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Совершив позорный поступок, имей силу сам принять свою вину.

2.Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!»

Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю.

3. По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Избегай сквернословия.

4. Служи верно, своему народу, а не вождям.

Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России.

5. Держи слово. Слово казака дорого.

Выпустишь слово - не поймаешь. Стойкость чести в слове.

6. Чти старших. Уважай старость.

Власть же стариков - не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушивайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок.

7. Держись веры предков. Поступай по обычаям своего народа.

Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, - поступай но обычаям своего народа и Вере предков.

8. Погибай, а товарища выручай.

Взаимная выручка - основа казачьего братства.

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

10. Береги семью свою. Служи ей примером.

Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Чти мать свою и отца!

Ведущий 1:

Казак всегда славился своей смелостью, удалью и смекалкой. Все эти качества отражаются в народном фольклоре. Сказка «Лихо одноглазое».

Сказка «Лихо одноглазое». Учащиеся 5 к класса.

Танец «Казачья пляска». Хореограф Шамко Л.Ф.

Ведущий 2:

Большое место в народной культуре занимают костюмы, так как особенности жизни народа отражаются в одежде, вид которой формируется веками. Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.

Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился.


(Слайд 4). Костюмы казака и казачки.

Ученик 1:- Какие шаровары!

Ученик 2: Широкие.
Ученик 1: Понятно, в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги сотрут, и движения всадника будут сковывать.
Ученик 2: А почему рубахи разного покроя? Что одна праздничная, а другая для будничных дней?
Ученик 1: Нет. Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.
Ученик 2: О, а штаны-то с лампасами. Я тоже люблю спортивки с лампасами.
Ученик 1: Лампасы знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Ученик 2: Папаха (кубанка) – барашковая шапка с суконным верхом. Шьются и с суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина. В шапки зашивали иконки и охранные молитвы, за отворот клали особо ценные бумаги и приказы. Сбитая с головы шапка, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расправа.

Самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте.

Ученик 1: А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда.
Ученик 2: Ценилась одежда, шитая матерью или женой.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Ученик 1: Основу верхней женской одежды составляла парочка - юбка и блуза. В богатых семьях ее шили из шелка, шерсти и бархата, в бедных - из ситца. Так что каждая казачка могла одеться по соб­ственному вкусу и возможности.
Ученик 2: Блуза украшалась тесьмой, круже­вами, вышивкой и бисером. Юбки предпочитали широкие, мелко собранные у пояса. Снизу юбки также украшали кружевами и оборками.

Показ этих элементов одежды учащимися с комментариями.

(Слайды 5). Видеофильмы «Папаха». «Башлык».

(Слайд 6). Воспитание воина казака.

Ведущий 1:

Несмотря на некоторые различия в обрядах у казаков различных казачьих войск, одно, несомненно: все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.

Основное оружие казаков.

(Слайд 7). Нагайка.

Демонстрация нагайки.

Ведущий 2:

Нагайка - хлыст, обязательно имеет на самом хвосте плети грузик из свинца, что позволяет ее считать достаточно грозным оружием. Знак власти у полноправного женатого казака.

(Слайд8). Видеофильмы «Шашка». «Сабля».

Учащиеся рассказывают. 6 класс демонстрируют джигитовку.

(Слайд 9). Видеофильм «Джигитовка на коне».

Ведущий 1:

Конь для казака имел большое значение. Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне. У казаков перед выездом из дома на войну коня приводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

(Слайд 10). Викторина………..

Ведущий 2:

Казачьи обычаи и традиции хорошо прослеживаются и в произведениях мировой классической литературы. Н.В. Гоголь «Сорочинска ярмарка».

Сценка 6 к класса. Н.В. Гоголь «Сорочинска ярмарка».

Ведущий 1:

Фольклор – это народные песни.

Казачья песня «Черный ворон». Кавеева А. А.

Ведущий 2:

Вот и закончилось наше мероприятие. Спасибо всем за активное участие и ваше внимание.


3