Викторина по теме «Класс Млекопитающие».
Цели и задачи: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой, о роли зверей в природе и жизни человека; усовершенствовании умения распознавать изученных животных по признакам; коллективно работать и делать выводы.
Оборудование: барабан с вращающейся стрелкой, стойки-указатели, магнитофон, указка…
Условия игры: урок проводится по принципы телевикторины «Счастливый случай». Игре предшествует разминка, затем – 4 гейма:
1-й гейм – «Круг знаний»;
2-й гейм – «Ты – мне, я – тебе»;
3-й гейм – «Устами младенца»;
4-й гейм – «Дальше, дальше…»
Участники: 2 команды по 6 учащихся в каждой, группа консультантов и присутствующие болельщики, ассистенты.
Задачи участников викторины:
-
Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов.
-
Болельщики и все присутствующие в зале участвуют в разминке и отвечают на вопросы в случае, если команды затрудняются ответить.
-
Группа консультантов анализирует ответы всех участников викторины, формулирует выводы.
-
Ассистенты ведут подсчёт баллов с помощью табло и оказывают помощь ведущему.
Разминка.
Перед началом викторины проводится небольшая разминка для всех участников. Им предлагается повторить систематику млекопитающих. Аналитическая группа приступает к работе. Ведущий называет млекопитающее. А участники – отряд или семейство, к которому оно относится.
1. Горилла – Приматы.
2. Лошадь – Непарнокопытные.
3. Суслик – Грызуны.
4. Кролик – Зайцеообразные.
5. Кенгуру – Сумчатые.
1. Ёж – Насекомоядные.
2. Верблюд – Мозоленогие.
3. Дельфин – Зубатые Китообразные.
4. Морж – Ластоногие.
5. Слон – Хоботные.
16. Крокодил – это не млекопитающее, а рептилия.
17. Человек – Приматы.
18. Медведь – Хищные, Медвежьи.
19. Лев – Хищные, Кошачьи.
20. Норка – Хищные, Куньи.
Первый гейм «Круг знаний».
Условия первого гейма.
Цель гейма: выявить круг знаний команд по следующим областям: строение, систематика, многообразие, видовой состав млекопитающих нашего края.
Итак, капитан первой команды подходит к барабану и начинает игру.
Вопросы первого гейма:
Строение:
1 .Был очень жаркий день. Я сильно устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. А что с ней случилось?
Ответ:
на теле собаки почти нет потовых желёз, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей. Это возможно при учащённом дыхании и высунутом языке.
2. Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей?
Ответ:
волосяной покров защищает тело млекопитающих от ушибов и охлаждения. У китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров.
Систематика:
1.К какому отряду относится кролик, а к какому – белка. Почему их нельзя отнести к одному отряду Грызунов?
Ответ: кролик принадлежит к отряду Зайцеобразных, так как для них характерно наличие двух рядов верхних резцов.
2.Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти звери?
Ответ: кабан питается разнообразной пищей, он – нежвачное парнокопытное. Лось, питающийся исключительно грубой растительной пищей, которую он отрыгивает и вторично пережёвывает, принадлежит к жвачным парнокопытным.
Многообразие:
1. Многие века короткое название этого животного звучало, как сигнал тревоги. Его называли бирюк, серый помещик, бич всего живого. С ним связаны мрачные народные поверья, его именем названы многие ядовитые растения и т.д. О ком идёт речь?
Ответ: волк.
2. Этого животного, к великому сожалению, больше не существует. Описание охоты на него встречается во многих исторических документах. Дольше всего они сохранились в Польше и Литве благодаря приказу польского короля Сигизмунда III. Но, к сожалению, эти животные-родоначальники крупного рогатого скота – вымерли в 1627 году, так как человек нещадно истреблял их. Ни в одной стране не сохранилось даже его чучела. Кто это зверь?
Ответ: тур.
Краеведение.
1). Какие охраняемые территории Республики Дагестан вы знаете?
2). Какие охраняемые животные вам известны, обитающие в наших краях?
Блиц - вопросы:
1. Молодые оленьи рога (Панты).
2. Почему у двухметровой кенгуру детёныш рождается 2-сантиметровым?
(Не донашивается, т.к. нет плаценты).
3. Самое маленькое млекопитающее в мире. (Малая беззубка).
4. Выбросы земли из подземных нор крота. (Кротовины).
5. Ископаемые предки млекопитающих. (Зверозубые ящеры).
6. Детёныш тюленей. (Белек).
Второй гейм «Ты - мне, я-тебе».
В этом гейме команды задают друг другу вопросы и через 1 мин. дают ответы. Игру начнёт на этот раз команда № 2. Консультанты продолжают работу и отмечают лучший вопрос.
Третий гейм «Устами младенца».
Командам предстоит ответить на, казалось бы, простые детские вопросы, но ответы должны быть верными с точки зрения биологии.
1.В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали?
Ответ: глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что даёт ему обозрение на 360 градусов. Благодаря этому зайцы спасаются от погони.
2.Почему у сайгака горбатый нос?
Ответ: сайгак – степное животное, передвигающееся с большой скоростью. Когда бежит стадо сайгаков, то в воздухе стоят клубы пыли. Горбатый нос сайгака с длинными извилистыми ходами препятствует попаданию пыли в лёгкие и способствует охлаждению горячего воздуха.
3.В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза «Чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии?
Ответ: кит не рыба, а млекопитающее.
Четвёртый гейм «Дальше, дальше…»
1. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детёнышей молоком).
2. Особенности зубной системы насекомоядных. (Все зубы одинаковые).
3. Калмыцкая антилопа. (Сайгак).
4. Другое название беззубых китов. (Усатые).
5. Самое крупное млекопитающее Московской области.
6. Перечислите человекообразных обезьян. (Шимпанзе, горилла, орангутанг).
7. Чёрный барс. (Пума).
8. Чем лев отличается от львицы? (Гривой).
9. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны).
10. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая).
11. Домашнее зайцеобразное. (Кролик).
12. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит).
13. Как иначе называется бегемот? (Гиппопотам).
14. Самый высокоорганизованный отряд млекопитающих. (Приматы).
15. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры).164. Сколько шейных позвонков у жирафа? (7).
16. У хищных – когти, у копытных – копыта, а у приматов? (Ногти).
17. Нежвачное дикое парнокопытное Московской области. (Кабан).
18. Что значит Приматы? (Первые).
19. Самый высокоорганизованный Примат. (Человек).
20. Самый маленький хищник. (Ласка).