МКОУ Краснолимановская СОШ
Внеурочное мероприятие
«Заседание клуба юных физиков»
в рамках семинара МО учителей физики Панинского муниципального района
Подготовил учитель физики Герман М.В.
2016-2017 учебный год
Вступительное слово (2 мин.)
Здравствуйте, дорогие коллеги! Рад вас видеть. Рад, что мы опять вместе.
Сегодня мы хотим показать вам мероприятие в рамках внеурочной деятельности - «Заседание клуба юных физиков».
Несколько слов о том, почему именно внеклассное мероприятие. Причин тут несколько. На наших семинарах по физике, практически всегда, учителя показывают открытые уроки или мастер-классы. Захотелось немного уйти от этой традиции и показать что-то в другом формате. Тем более что этот формат дает большие возможности раскрытию творческого потенциала ученика. Ведь не у каждого есть способности к изучению физики. И именно таким здесь предоставляется шанс проявить себя в той области, в которой он силен. Можешь рисовать – нарисуй эмблему или стенгазету, хорошо читаешь стихи – прочти стихотворение, в тебе живет артист – участвуй в спектакле. Именно на таких мероприятиях, дети пытаются полностью проявить себя, продемонстрировав собственные способности, даже если они у них самые скромные, а все потому, что педагог предоставляет им уникальный шанс на самоопределение. Имеется ввиду то, что для решения поставленных задач детям рекомендуют полностью полагаться на собственное мышление, а не на уже имеющийся алгоритм действий. Сам сценарий проведения подобного мероприятия по физике может подразумевать проведение викторины, шуточного состязания или даже самого настоящего театрализованного представления.
Учитель:
Учащиеся нашей школы сейчас представят вам мероприятие
«Заседание клуба юных физиков»
Учитель:
Добрый день, ребята! Мы знаем, что физика - наука о природе, это экспериментальная наука, в её основе лежат фундаментальные исследования. «Многознание уму не научает»,- сказал древний философ. Изучить учебники – еще не значит освоить физику и овладеть соответствующим мышлением. Настоящее образование человек получает тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. Итак, сегодняшнее заседание клуба юных физиков посвящено физическому эксперименту и его роли в становлении физики, как фундаментальной науки.
Учащиеся разбиты на 2 команды. Посреди класса сдвинуты 4 стола, команды сидят за ними.
1 ведущий:
- Что может быть интереснее опытов по физике?
И, конечно, чем проще, тем лучше!
Многие простые опыты можно проделать самому даже дома.
Глаза горят, руки чешутся!
Вперед, исследователи!
2 ведущий:
- Но, нет! Стоп!
Сначала познакомьтесь с великим специалистом по постановке и проведению всевозможных опытов и экспериментов известным американским физиком, занимавшимся физической оптикой, Робертом Вудом (1868 - 1955 г.). Современники называли его "отцом эксперимента".
Демонстрация фото Вуда на слайде.
1 ведущий:
Изобретательскому мышлению Вуда способствовали занятия живописью и чувство юмора, не изменявшее ему никогда. За свою жизнь Вуд опубликовал более 250 экспериментальных работ - как правило, с фактами и методикой, ранее не известными науке. Опыт - яркий и неожиданный, как вспышка из рук фокусника, - был козырем Вуда.
2 ведущий:
- А экспериментировать и фокусничать он начал чуть ли не с рождения. В раннем детстве Вуд любил устраивать поджоги и взрывы. К восьми годам за ним закрепилась пугающая репутация Прометея. Из школы Робби исключили за модернизацию езды по перилам винтовой лестницы. Позднее в Гарвардском университете он увлёкся опытами со взрывами и успешно соединил вещества, которые химики считали несовместимыми.
1 ведущий:
Вуд работал в Висконсинском университете, а затем ещё 37 лет был профессором университета Дж. Гопкинса в Балтиморе. Вот, лишь небольшой, перечень работ Вуда.(на слайде)
К сожалению, его вклад в науку не всегда легко объяснить непосвященным. А самого Вуда порой раздражало, что широкая публика знает его не по научным работам, а по физическим фокусам да "небольшим изобретеньицам" вроде электропрогрева замёрзших труб водопровода.
Демонстрация фильма «Отогревание замерзших труб электричеством»
2 ведущий:
- Какое гениальное и, в то же время, простое решение! А вы знаете, что этот способ отогрева труб используется, и по сей день.
Учитель:
Ребята, а каких ещё великих изобретателей и экспериментаторов вы знаете?
Команды называют их, а также их изобретения, открытия, эксперименты.
(оценить)
1 ведущий:
Ну а теперь, самое время перейти к нашим экспериментам.
Песня о батарейке
2 ведущий:
А можно ли на самом деле из яблок получить ток?
Участник (Белозерцев М.) показывает опыт с яблоками (лимонами). Поясняет его.
(оценить)
Учитель:
Пока наши экспериментаторы готовятся, мы хотим предложить участникам и зрителям отгадать, что находится в черном ящике. Всё, что лежит там, конечно, связано с темой нашего заседания.
Существует предание, что именно этот предмет помог великому физику в 17 веке открыть свой знаменитый закон. (яблоко - Исаак Ньютон).
Это устройство преобразует звук в электричество. (Микрофон)
А это устройство превращает электричество в звук. (Динамик)
При помощи этого предмета можно провести самый настоящий опыт по демонстрации реактивного движения. (воздушный шар надуть и продемонстрировать явление).
На этом предмете можно получить известным способом положительный заряд. (стеклянная палочка).
В этом механизме, который имеется у каждого в доме, сосредоточены удивительно простые правила рычагов. (ножницы).
В этом сложном физическом приборе применено свойство изменять объём жидкости от воздействия на неё температуры. (термометр).
Этот сосуд позволяет сохранять в себе вещество в данном состоянии продолжительное время? (термос).
С помощью этого можно получить огонь, а можно улучшить зрение (линза)
Этот прибор поможет рассчитать скорость, если известен пройденный путь (часы)
Они могут быть рычажными, напольными, торговыми, аптечными, лабораторными (весы)
Этот прибор измеряет атмосферное давление (барометр)
1 ведущий:
Пожалуй, каждый из нас помнит, как в детские года мы любили пускать большие и яркие мыльные пузыри, которые выдувались из трубочки.
Как здорово было бегать и ловить их?
А потом огорчаться, что пузырьки так быстро кончились?
Мы даже пытались тогда сами их сделать, но у нас почему-то ничего не получалось.
Почему?
Наши экспериментаторы задались целью получить раствор для прочных мыльных пузырей, сделать приспособление для надувания больших мыльных пузырей, а также получили специальное задание – сделать пузырь в виде куба.
(Орловская В. и помощник)
Учитель:
А сейчас вы экспериментально должны определить некоторые физические величины. Всю вашу работу вы должны зафиксировать в бланке.
Задание командам. Пишется на листочках, листочки перевернуты на столе. Капитаны команд вытаскивают задание по очереди.
С помощью оборудования представленного на столе нужно определить:
Жесткость пружины (резинового жгута).
Объем тела неправильной формы.
Фокусное расстояние линзы.
Диаметр зернышка пшена или диаметр проволоки.
1 ведущий:
Уважаемые участники и зрители! Давайте на несколько минут отвлечемся от практики, и уступим место теории.
Вашему вниманию предлагаются веселые задачи от Григория Остера, на которые можно давать как серьезные, так и шуточные ответы
Задачи на слайдах
Подводятся итоги:
Учитель:
Сейчас я покажут опыт, а команды попробуют его объяснить и ответить какой закон он демонстрирует.
Демонстрируется опыт с сырым и вареным куриным яйцом. Стреляют сначала по вареному, затем по сырому куриному яйцу.
Участники дают ответы. К сожалению, мы не можем видеть полет пули, но замедленная съемка позволяет насладиться этим зрелищем.
Демонстрация фильма «Пуля и закон Паскаля»
2 ведущий: И еще по одному зксперименту от наших участников.
Учитель:
Мы сегодня увидели самые простые опыты, которые при желании можно проделать и дома, самостоятельно. Конечно, большинство физических экспериментов требует серьезной подготовки, сложного оборудования, точных измерительных приборов, сложных расчетов и много другого. Но начинать изучение физики можно и с таких простых и незамысловатых опытов. Не забывайте, что при проведении любого эксперимента, даже самого простого, нужно соблюдать правила безопасности и поставить в известность взрослых.
А закончить наше мероприятие я хочу словами великого Леонардо да Винчи
Опыт-отец всякой достоверности,
Мудрость дочь опыта.
И в конце нашего мероприятия давайте определим победителей и вручим им награды.
Надеюсь, что вам понравилось наше заседание, что вы узнали много нового и, что интерес к изучению физики немного возрос. Всем удачи, хорошего настроения! До свидания.
7