ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Внеклассное мероприятие
подготовили и провели
учителя швейного дела:
Касьянова А.В.
Касьянова О.В.
Добрый день, гости званные да желанные!
Здравствуйте, лебедки, здравствуйте, молодки,
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Мы приглашаем вас в гости на устный журнал «Красота русского костюма»
А будем мы сегодня песни слушать, загадки разгадывать
Да наряды показывать.
Но не буду наперед забегать, что будет, то будет, вы это сами увидите.
В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали её такой нарядной?
Из истории русского народного костюма.
Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни девушки в сарафанах, юноши в ярких красных рубахах, подпоясанных тканым поясом. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни, то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной. С песней люди рождались, жили, работали.
Чудесное сочетание звуков, цвета заставили человека искать, изучить, пытаться понять красоту русского костюма. В душе любого человека живет тяга к красоте.
1.Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.
А какие наряды надевали в праздники?
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты — тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.
2. Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
В южнорусском женском костюме или понёвном комплексе самой главной деталью была понёва.
Понёва — это прабабушка современной юбки. Понёва непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор.
В понёвном комплексе особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.
Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом
3. По одежке встречают, по уму провожают.
Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» — так называли его в разных районах России.
Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
4.У бабы рубашки- те же мешки: рукава завяжет да чего хочешь положи.
Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник» — верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи.
Сейчас мы подобную одежду назвали бы демисезонной, поскольку одевали ее обычно осенью или весной и носили поверх рубахи, поневы и передника.
Навершник всегда старались как-то украсить — вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками. Навершник не подпоясывали.
Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые часто украшались вышивками.
5.Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях.
Главной и самой известной частью этого костюма являлся сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники начиная с XIV века.
Изготавливался сарафан из холста, домотканного сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи.
Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Вспомните эпитеты, которыми русский народ в поэзии награждал женщин. (Лебедушка, лебедь белая, пава, утушка, сера утица, голубка.)
И это неслучайно, ведь птицы – древнейший символ добра и благополучия. Вспомните строки, в которых девушку сравнивают с павой:
Красна девица идет,
Словно павушка плывет,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо…
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
6Девичья коса - всему миру краса.
Я праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи — «епанечки», «коротены» — коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики.
А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.
7. Друг лучше старый, а платье новое.
Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).
Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки.
Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком.
Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.
8. Шуба тепла и мохната - жить вам легко и богато.
Загадка:- Сверху голо, снизу лохмато, теплом богато, что твоя хата (тулуп)
Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины.
Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов.
В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел, бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики имели про запас даже меховую обувь.
9. Словарик.
Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.
Душегрея — женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда отточенная мехом с застежкой спереди.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Китайка —хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр. Кожух — верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы. Косоворотка — мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку.
Крашенник — специалист, умелец в покраске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.
Кумач — хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет
Кушак, или пояс —обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды.
10. В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благосостояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.
Онучи —кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент — золотая, серебрянная или мишурная тесьма, золототканная лента, повязка, обшивка.
Рубище — грубая, толстая будничная одежда.
Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Сермяга— так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканного сукна — сермяжным.
Телогрея — женская верхняя одежда, которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.
Убрус — нарядный женский головной убор, свадебная фата.
11. Художественный сценический костюм создается на основе традиционной народной одежды. Разрабатывая такой костюм, важно обращать внимание на выбор тканей, орнаментов, отделки, чтобы он не был стандартным, излишне стилизованным.
Сценический костюм конструируется с учетом принципов современного костюма, с его характерными силуэтами, оформлением, кроем.
Народный костюм отражает специфику культуру и художественный вкус народа. Различна по характеру, цветовым сочетаниям национальная одежда народов России.
Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам отгадать загадки для того чтобы продолжить наш устный журнал.
Загадки:
1.Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу-привечу. (шапка)
2.Маленький Данилка в петельке удавился. (Пуговка)
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел. (штаны)
3.Днем обручем,
Ночью змеёй.(пояс)
5. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет а не печка.(шуба)
6. Построили хлевец на пятеро овец (рукавицы)
7. Треплю, катаю, а зиму таскаю. (валенки)
- О чем же эти все загадки?
- Правильно об одежде. -На Руси говорили: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
Русский народ всегда отличался своей смекалкой и сообразительностью. Сегодня нам иногда кажется, что народный костюм и современная одежда – совершенно противоположные вещи, ведь старая одежда тесно связана с обычаями и образом жизни старой деревни, а современный костюм привлекает своей новизной и отражает нашу шумную и стремительную жизнь. Но все чаще и чаще перенимаем мы, то оборочку, то поясок, то узор и даже фасон старинного платья. Именно это мы с вами сейчас увидим. (Показ сценических костюмов.)
На сцену приглашается самая маленькая гостья, участница II республиканского конкурса «Сошьём мы к Пасхе с мамочкой красный сарафан», в номинации «Марья-искусница», дипломат II степени, Ямбатрова Анастасия.
Вашему вниманию предлагается праздничный костюм «Красная Пасха», из красной шерстяной ткани. Платье с завышенной талией с длинным рукавом. По линии талии оборка. В оформлении костюма использована отделка: декоративная тесьма, тесьма-молния, шитьё, пуговицы.
Головной убор - девичий кокошник украшенный: тесьмой и бусинами.
(подтанцовка)
Праздничный костюм «Красная Пасха»
Я - девочка маленькая,
Как цветочек аленький,
Читать, писать я умею,
И Бога славить - разумею!
Теперь подобрала я к слову Пасха
То слово замечательное – Красная!
И красный – мой любимый самый цвет.
Прекрасней Пасхи в мире просто нет!
Слово предоставляется дипломатам республиканского конкурса «Сошьём мы к Пасхе с мамочкой красный сарафан», в номинации «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»- Митрофанову Сергею и Федоровой Даше.
Встречаем бурными аплодисментами.
Интервью
Расскажите какой это был конкурс «Сошьем мы к Пасхе с мамочкой красный сарафан (конкурс современных русских костюмов)
Где этот конкурс проходил? ( В доме творчества г. Йошкар – Ола)
Вам понравилась участвовать?
Если бы предоставилась еще такая возможность согласились ли участвовать?
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Ребята, у нас сегодня в гостях очень интересные и талантливые женщины. Они работают в нашей школе учителями более 40 лет. Прекрасно поют, участницы женского вокального ансамбля «Русская душа». Кто же это?
Домотканый и древний, ещё в сундуках,
Сохранил вековые мой крой сарафаны.
Что за чудная дробь у вас в каблуках?
Что за песни в душе ваших Надя и Галя?
Здесь у тихой сосны, где берез хоровод,
Заливные луга и медовые травы.
Задушевная русская песня живет
И она вас славит по праву.
Как к лицу вам этот наряд-
И костюм и в блесках жемчужин кокошник.
Интервью
- Нравится вам этот костюм?
-Что же вам больше всего по душе?
-А вы можете считать себя мастерицей по костюмам?
- Приходилось ли вам творить, изобретать какой-либо костюм?
- Кто автор вашего костюма?
-Что имеет в себе костюм?
Описание модели: Сценический русский народный костюм для русского женского ансамбля. Длинное платье до ступеней, с длинными, собранными внизу рукавами. Платье с завышенной талией, по линии талии оборка. В оформлении костюма использована декоративная отделка: вырез горловины, манжеты рукавов, вставка на полочке и рукавах украшена отделочной тканью, шёлком с цветочным узором. Дополняет костюм необыкновенный по красоте и необычной форме уникальный женский головной убор – «кокошник», из шёлка, расшитый и украшенный бусами и опускающимся декоративным бантом.
Наши гости найдут применение этому костюму и на нашей сцене. Для вас, ребята, они исполнят песню из своего репертуара.
Ваши пожелания подрастающему поколению.
Поблагодарим наших гостей бурными аплодисментами. Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно её законам.
— Проходят годы. Меняются представления о русском костюме. Но неизменным остается мнение, что в человеке, прежде всего, должна быть прекрасна душа.
Я верю, что все женщины прекрасны
И добротой своею, и умом.
Еще весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нем
Не их наряды и не профиль римский...
Нас покоряет женская душа.
И молодость. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
Итог занятия.
- Закончим наше мероприятие словами, смысл которых, я думаю, теперь понятен вам:
«Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен, которые
из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее свое
искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня
гордостью национальной культуры.
- Спасибо за внимание, до новых встреч!!!
Фрагмент мероприятия