СЦЕНАРИЙ КВИЗА
по русскому языку и литературе для обучающихся 9-х классов
Класс празднично оформлен. На стене висят плакаты с высказываниями великих писателей и ученых о русском языке:
«Язык наш сладок, чист и пышен, и богат». А.П.Сумароков.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых и естественных понятий». В.Г.Белинский.
«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» К.Г. Паустовский.
“Да будут же честь и слава нашему языку” (Н.М.Карамзин).
“Наслаждение глубокое зовет нас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его” (Н.В.Гоголь).
“Русский язык – неисчерпаемая сокровищница несосчитанных самоцветов” (К.Бальмонт)
1 вед.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! Мы рады видеть вас на интеллектуально-познавательном квизе по русскому языку и литературе.
А что же такое квиз? Кто знает?
От англ. "quiz" – викторина, это тесты и викторины, которые вы не раз встречали на сайтах и в соцсетях. Это короткий опрос, анкета, тест с выбором варианта ответов.
Сегодня мы немного пофантазировали и вот что получилось.
2 вед.
Наш квиз состоит из 3-х туров. Каждый тур – игра со своими правилами и условиями. Выполняя задания, вы зарабатываете баллы для своей команды. Победитель тот, кто наберет большее количество баллов за всю игру.
Итак, сегодня соревнуются между собой команды 9А, 9Б и 9В классов.
У каждой команды есть название, выбран капитан. Слово предоставляется капитанам: расскажите о своей команде, как она называется. Представьтесь. Это никак не оценивается. Мы просто знакомимся.
(представились. Записали на доске название команд, потом там же будем записывать баллы.)
3 вед.
Итак, начнем наш квиз. Мы собрались здесь, чтобы весело и с пользой провести время, и определить, какой же класс больше знает о русском языке и литературе.
Итак, мы начинаем нашу игру.
Все помнят правила игры? Все очень легко: вращаем барабан, называете букву. Если угадали букву – зарабатываете баллы, если нет – не зарабатываете. Вы работаете в команде, но право ответа за капитаном.
Итак, первой вращает барабан команда 9А класс - ….
Но прежде – задание.
В русском языке есть особый лексико-стилистический разряд – окказиональные омонимы. Они служат прежде всего для создания каламбурных отрезков речи. Борис Норман в своей книге “Язык – знакомый незнакомец” приводит наиболее интересные примеры окказиональных омонимов: вертопрах (пылесос), головотяп (палач), изверг (действующий вулкан) и другие. Какое слово он подразумевает под язычником?
Ответ: лингвист.
Подсказки:
– это ученый;
- ученый или практик в своей области;
- занимается изучением, а также исследованием структуры, особенностей и функций чего-то;
- эти люди часто работают на стыке с компьютерными, социальными и другими гуманитарными науками;
– это ученый, который занимается языками.
Из какого известного вам произведения взяты эти фразеологизмы: есть, где разгуляться, ушки на макушке, тут как тут, постоять головой, держать клятву, стоять до конца? (Ответ: Бородино)
Подсказки:
- Считается, что замысел этого произведения возник у автора ещё в 1832—1834 годах
- автор произведения в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны;
- неизвестный автор переложил это произведение на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.
Этот термин зародился в среде древнегреческих философов и, согласно поздним свидетельствам Диогена Лаэртского, приписывается Хрисиппу (281/278—208/205 до н. э.). До XIX века этот термин в языкознании мог применяться в значении «грамматика». Что это за термин? (Ответ: «этимология»)
Подсказки:
- Его основоположниками были древнегреческие философы, в трудах которых и появился термин
- возник в античной Греции;
- тесно связан с диалектологией;
- играет роль основы и источника новых материалов, подтверждающих уже установленные закономерности и обнаруживающих неизученные явления в истории языка;
Жюри подсчитывает количество набранных баллов во время игры, озвучивает командам.
2 вед.
А мы переходим к следующему туру
2 тур - «Филологический квест».
Напоминаю, мы работаем в команде. Но капитан – ОТВЕТСВЕННЫЙ.
Капитан берет телефон с доступом в интернет.
Ваша задача отвечать быстро и правильно. Всего 6 заданий.
За первое задание команда, ответившая быстрее всех, получает 30 баллов! Вторая команда – 20 баллов, третья – 10 баллов. Время решения – 30 секунд или полминуты. Если какая-то команда не справилась за 30 секунд, то баллов она не получает, задание считается невыполненным!
Итак, первая ссылка! Ловите! (Учитель пересылает, ученики решают.)
Думаю, никакой дополнительной проверки не требует задание. Если выполнено верно, то там так и написано будет: вы справились!
Второе задание. Также оценивается. Ваш задача – правильно решить кроссворд. Команда, ответившая быстрее всех, получает 30 баллов! Вторая команда – 20 баллов, третья – 10 баллов. Время решения – 30 секунд или полминуты. Если какая-то команда не справилась за 30 секунд, то баллов она не получает, задание считается невыполненным!
Вторая ссылка! Ловите! (Учитель пересылает, ученики решают.)
Третья ссылка и новое задание! На выполнение 40 секунд Вопрос по литературе! Ваш задача – правильно найти описания женских образов из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Команда, ответившая быстрее всех, получает 40 баллов! Вторая команда – 30 баллов, третья – 20 баллов
Третья ссылка! Ловите! (Учитель пересылает, ученики решают.)
Четвертое задание. В этом году вам предстоит сдать ОГЭ по русскому языку. Данное задание является одним из семи предложенных тестовых заданий на экзамене. Надеюсь, у вас не возникнет трудностей при его выполнении.
Команда, ответившая быстрее всех, получает 40 баллов! Вторая команда – 30 баллов, третья – 20 баллов.
Если какая-то команда не справилась за 60 секунд, то баллов она не получает, задание считается невыполненным! Небольшая подсказка: напоминаем о важности буквы Ё.
Четвертая ссылка! Ловите! (Учитель пересылает, ученики решают.)
Пятое задание! Творчество А.С. Пушкина известно всем! Его жизнь – своеобразная энциклопедия. Вам предстоит решить кроссворд по биографии Александра Сергеевича. Вспомнить его друзей, лицейские годы, периоды творчества поэта и писателя.
Команда, ответившая быстрее всех, получает 50 баллов! Вторая команда – 40 баллов, третья – 30 баллов.
Если какая-то команда не справилась за 2 минуты, то баллов она не получает, задание считается невыполненным!
Пятая ссылка! Ловите! (Учитель пересылает, ученики решают.)
Шестое задание. Последнее. Сложите пазл, выполнив задание по русскому языку. Это тоже одно из заданий ОГЭ.
Команда, ответившая быстрее всех, получает 50 баллов! Вторая команда – 40 баллов, третья – 30 баллов.
Если какая-то команда не справилась за 3 минуты, то баллов она не получает, задание считается невыполненным!
Шестая ссылка! Ловите! (Учитель пересылает, ученики решают.)
Жюри подсчитывает количество набранных баллов во время игры, озвучивает командам.
3 вед.
3 этап – Игра «Слабое звено»
Для игры вам необходимо выбрать 2-х игроков из своей команды. Прошу выйти игроков и получить планшеты. Запишите на листе бумаги свое имя.
В конце каждого раунда вам предстоит выбрать участника игры, который уйдет. Для этого у вас в руках планшет с белыми листами бумаги, на которых вы будете писать имя игрока. Каждый может заработать сегодня определённую сумму баллов для своей команды. Пятеро из вас уйдут ни с чем, потому что команда назовёт их слабым звеном.
Теперь о правилах игры. Каждый правильный ответ принесёт команде 10 очков. Сумма накопленных вами баллов в каждом раунде и будет вашим конечным результатом.
Первый раунд будет длиться 2 минуты. С каждым новым раундом мы будем отбирать у вас по 10 секунд. Если вы не знаете ответ на вопрос, вы говорите слово «ДАЛЬШЕ» и следующему игроку задается новый вопрос.
Пришло время представиться игрокам (игроки называют свои имена и класс).
Итак, мы начинаем игру «Слабое звено».
Раунд первый.
Вопросы 1 раунда
1. Когда родился А.С. Пушкин? (1799 г.)
2. На каком языке было написано первое стихотворение А.С. Пушкина? (На французском языке)
3. Как называется жанр произведений И.А. Крылова? (Басня)
4. Что есть в каждой басне? (Мораль)
5. Где родился Л.Н. Толстой? (Ясная Поляна)
6. Кому посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»? (А.С. Пушкину)
7. Продолжите строки произведения «Мороз и солнце…» (День чудесный)
8. Кому из русских писателей принадлежит фраза: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, завещанное нам предками»? (И. Тургеневу)
9. Гипербола – это литературный прием, обозначающий преувеличение или преуменьшение? (Преувеличение)
10. Кто является автором знаменитого стихотворения «Бородино»? (М.Ю. Лермонтов)
11. Сколько лет прожил старик со старухой из сказки А.С. Пушкина у самого синего моря? (33 года)
12. Одна дочь лесничего отрезала большой палец на ноге, чтобы туфелька была ей впору, другая – кусок пятки, а третьей туфелька пришлась по ноге. Как звали героиню одноименной сказки? (Золушка)
13. Как звали русского богатыря из города Мурома? (Илья)
14. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна)
15. Назовите имя самого известного баснописца России 19 века. (И.А. Крылов)
16. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. …». Продолжите. («Юность»)
17. Прием противопоставления. (Антитеза)
18. Разговор двух или нескольких лиц (диалог).
19. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис).
20. Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизм)
21. Как называется сказка, начинающаяся словами: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…) («Руслан и Людмила»)
22. Слово, называющее того, к кому обращаются (обращение).
23. Как называется имение, в котором жил Л.Н. Толстой? (Ясная поляна)
24. Как называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта (гласные).
Звук!!!
Ведущий. Кто хочет направить команду по ложному пути? Кто заражает своим пессимизмом всю команду? Пришло время определить самое слабое звено. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).
Ведущий. Раунд второй. Мы отбираем у вас 10 секунд. Вас осталось пятеро, и мы начинаем второй раунд с самого сильного игрока предыдущего раунда. Жюри, помогите нам с определением сильного игрока!
Итак, начинаем.
Вопросы 2 раунда.
1. Слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений (метафора).
2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время, способ действия (обстоятельство).
3. Чем встречал случайных гостей Соловей Разбойник? (свистом)
4. Кто является чаще героями басен Крылова? (животные)
5. Что ел Пацюк в рождественский сочельник в произведении Гоголя «Ночь перед рождеством»? (вареники)
6. Что за плутовка обманули ворону из знаменитой басни Крылова?
(лиса)
7.От кого получил смерть князь Олег? (от своего коня)
8. Имя собачки Герасима. (Муму)
9.Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством в повести
Гоголя? (звёзды)
11.Как звали няню Николеньки Иртеньева из повести Толстого
«Детство»? (Наталья Савишна)
12.Кто послал вороне кусочек сыра? (Бог)
13.Как звали Пушкина? (Александр Сергеевич)
14.Кто написал “Мойдодыр”? (К.И. Чуковский)
15.Сколько богатырей в сказке А.С. Пушкина? (33)
16.Кто первым написал роман в стихах? (Пушкин)
17.О какой войне говорится в стихотворении Лермонтова «Бородино»?
(Отечественная война с французами)
18. Назовите фамилию главного героя комедии Грибоедова «Горе от ума», произнесшего свой знаменитый монолог «А судьи кто?»
Звук!!!
Ведущий. Кто не состоялся как игрок? Кто захлебнулся от потока информации? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя
участника, аргументируя свой выбор).
Ведущий. Раунд третий.
Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас осталось
четверо, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого
раунда. Жюри, помогите нам с определением сильного игрока!
Начинаем.
Вопросы 3 раунда.
1. Назовите согласные, не имеющие глухой пары. (л, м н, р, й)
2. Как правильно: красивее или красивее?
3. Кожаный, утиный, серебряный. Сколько н пишется в данных
прилагательных? (одно)
4. Первый – это количественное или порядковое числительное?
(порядковое)
5. Пол-лимона, пол-яблока, пол-Парижа. Как пишутся эти слова с корнем
пол- : слитно или через дефис? (через дефис)
6. Сколько звуков в местоимении я? (два)
7. Назовите синоним к слову себялюбец (эгоист).
8. Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая)
9. Поля стеклянные, рамы деревянные, ручки …. Продолжите.
(оловянные)
10.Словарный состав языка – это … (лексика).
11.Сколько букв в русском языке? (33 буквы)
12. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы
косвенных падежей? (дополнение)
13.Триста пять – это простое или составное числительное? (составное)
14. Резиновый – это качественное или относительное прилагательное?
(относительное)
15. Думать о будущем. Это глагольное или именное словосочетание?
(глагольное)
16.Сколько звуков в слове ёлка? (5 звуков)
Звук!!!!
Ведущий. Кто сбился с пути? Кто настроен на проигрыш? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).
Ведущий. Раунд четвёртый.
Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас осталось
трое, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Жюри, помогите нам с определением сильного игрока!
Начинаем.
Вопросы 4 раунда.
1. Назовите художника, написавшего картину «Три богатыря».
(Васнецов)
2. Что украл чёрт в повести «Вечера на хуторе близь Диканьки»? (месяц)
3. Как называется сказка, в которой Герда отправляется искать Кая?
(«Снежная королева»)
4. Какой русский князь описан в повести «Временных лет»? (Князь Олег)
5. Назовите «лошадиную фамилию» из одноимённого рассказа Чехова. (Овсов)
6. Автор повести «Дети подземелья» (Короленко)
7. Какое природное явление описал Пушкин в одной из своих повестей? (Метель)
8. Каков эпиграф к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Береги платье снову, а честь – смолоду).
9. назовите двусложные размеры стиха (ямб и хорей).
10.Мужчина в расцвете сил, который живёт на крыше. (Карлсон)
11.Где нашёл Герасим Муму? (на речке)
12.Автор стихотворений «Зимнее утро», «Пророк», «19 октября». (Пушкин)
13.В переводе с греческого языка «экос» значит…(дом)
14.Как пишется слово «цыплёнок»: через «и» или «ы»? (ы)
15.Что означает имя Виктория? (победа)
16. Один вопрос для (обеих -обоих) команд. (обеих)
17. (Дорогой –дорогая) товарищ Матвеева. (дорогая)
18. Как называются слова, противоположные по значению? (антонимы)
19. Раздел науки, изучающий способы образования и свойства звуков (фонетика).
20. Это такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное. (согласование).
Звук!!!
Ведущий. Кого пора отправить в запас? Кто не настроен на победу? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).
Ведущий. Раунд пятый.
Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас осталось двое, вы будете играть друг против друга. Каждому из вас поочерёдно будет задано по 5 вопросов. Выиграет тот, кто даст большее количество правильных ответов. Итак, последний, пятый раунд. Мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Жюри, помогите нам с определением сильного игрока!
Начинаем.
Вопросы 5 раунда.
1. С какими морфемами неопределённые местоимения пишутся через дефис? ( кое-, -то, -либо, -нибудь).
2. Убить двух зайцев, наговорить с три короба, как две капли воды. Какие это обороты? (фразеологические)
3. Каким способом образованы слова сибирский, казацкий, зайчонок?
(суффиксальным)
4. Антоним к слову активный (пассивный).
5. Честный, устный, известный. Какая орфограмма есть во всех этих
словах? (непроизносимая согласная)
6.Невежа- это малообразованный или грубый, невоспитанный человек?
(грубый, невоспитанный человек).
7.Закутка, махотка, дёжка – это профессионализмы или диалектизмы?
(Диалектизмы)
8. Знамя, стремя, племя. Какие это существительные? (разносклоняемые)
9.Семь пятых. Определите разряд числительного. (дробное)
10. Суффикс – это словообразующая морфема, стоящая после корня
или после приставки? (После корня)
Звук!!!!
жюри определяет сильного игрока и победителя игры «Слабое звено»
Итак, игра окончена. Вы самое сильное звено в цепи девятиклассников. Ваш выигрыш составил ______ очков. Поздравляем. Просим выйти на сцену всех участников игры для подведения итогов интеллектуально-познавательного КВИЗА.
(все участники выходят для получения грамот).
А с вами мы прощаемся. Это была всего лишь игра. До встречи!