СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Масленица"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Масленица"»



Сценарий праздника

«Масленица»

 


Пояснительная записка

В современные дни утрачивается связь с историей исконно русских праздников. Поэтому содержание материала к данному мероприятию построено таким образом, чтобы вызвать интерес к истории, культуре и традициям русского народа.

В нашей школе Масленицу мы проводим традиционно на протяжении многих лет. Сценарий празднования Масленицы составлен для проведения праздника в начальной школе и является социальным, т.к. имеет общественную значимость в связи с тем, что осуществляется выход на широкие массы населения, не имеет возрастных ограничений, не требует больших финансовых затрат.

Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успехов каждым учеником, вне зависимости от его успешности в учебной деятельности.

Разработка предполагает, что в процессе подготовки и проведении праздника у учащихся формируется дар слова, культура речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, преодолевается закомплексованность, воспитывается толерантность, уважение к традициям народа.

Детский возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.



Праздник состоит из 2-х этапов:

1 этап. Сбор информации детьми о традициях празднования «Масленицы» на Руси и её атрибутах. Изготовление чучела «Масленицы» творческими группами классов, разучивание песен, танцев, стихов, частушек. Подготовка костюмов: сарафаны и косоворотки. Выбор для проведения праздника ведущих (2 скомороха).

2 этап. Проведение праздника, подведение итогов.

Праздник проводится в зале. Для его проведения необходимо участие одного-двух взрослых ведущих и подготовленных детей – «скоморохов». Участники праздника приходят в костюмах, соответствующих празднику, с изготовленными на 1-ом этапе чучелом Масленицы, и хорошим настроением.

Желательно в качестве поощрения угостить детей блинами. Для проведения конкурсов надо заранее подготовить атрибуты. Данное мероприятие не предполагает сжигание Масленицы.

Предварительная подготовка:

  • Разучивание песен, частушек, народных танцев, игр, масляничных закличек;

  • Изготовление костюмов (для девочек - сарафаны, для мальчиков - косоворотки);

  • Подготовка реквизита:

чучело масленицы,

шест с длинными лентами длиной 6 метров для танца «Карусель»,

для игры «Испечём блины»: 2 мешочка с мукой, 2 ложки с яйцом, 2 бутылки с водой, 2 банки с сахаром, 2 сковороды, 2 блина,

для сценки «К теще на блины»: скалка, подушка,

яркая атласная лента,

распечатанные картинки блинов с рецептами.

  • К празднику пекутся блины.

Оборудование: баян,  экран, компьютер, мультимедийная установка.



Оформление зала: зал празднично украшен в народном стиле, оформлен предметами народного быта.



Музыкальное оформление: 

Песня «Масленица» музыка, слова Ю. Филиппова.

Песня «Прощай, прощай Масленица» слова и музыка: народные.

Русская народная песня «Блины», в обработке Абрамского.



Цель мероприятия: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».

Задачи:

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками;

  • Активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.

  • Развитие творческих способностей учащихся


Ожидаемые результаты:

  • Приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику



Описание праздника

(Выход скоморохов)

1-й скоморох:

Здравствуйте, гости дороги!

Добро пожаловать к нам на широк двор,

На Широкую Масленицу!

2-й скоморох:

Мы добрым гостям завсегда рады!

Мы их привечаем, сладким чаем

Да блинами угощаем!

Ведущий1: Ведущий2: Здравствуйте, гости дорогие!

1-й скоморох:

Добры молодцы и красны девицы, заходи сюда народ и слева, и справа, мы встречаем Масленицу шуткой и забавой!

2-й скоморох:

Ведь сейчас горевать негоже!

Сколько шума, сколько крика, сколько радостных затей!

Шуткой, смехом и весельем мы приветствуем гостей!

(Выбегают дети в зал и танцуют, после окончания танца – рассаживаются на свои места в зале)

1-й скоморох:

- Я в душе большой проказник. Я люблю весёлый смех. И хочу, чтоб этот праздник хорошо прошёл для всех.

2-й скоморох:

Этот праздник пришёл из старины,

Из нашей древней глубины,

К восходу весны золотой,

К уходу зимы лютой.

Ведущий 1: Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

Ведущий 2: Ребята, а почему такое название – Масленица, Маслена, Масленая неделя?

(От обильной масленой еды, наедались перед Великим постом, ведь после Масленицы ели только постную пищу)

Ведущий 1: Да Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.

Скоморох 1:

Первый день – «Встреча»

Скоморох 2:

Понедельник – в этот день,

Масляну встречать не лень.

День так и зовется «встреча»,

Целый день с утра по вечер.

Ребенок 1:

Масленичный понедельник очень часто называли встречей. Именно в этот день свекор со свекровью отсылали свою невестку к отцу и матери, а вечером и сами приходили на ужин. В этот день хозяйки начинали печь гору вкусных блинов и угощать ими всю семью и своих соседей. Первый блин всегда предназначался усопшим предкам. Кроме того, именно в первый день Масленицы начинали изготавливать чучело, которое в конце праздника сжигали. Для него брали старые вещи и негодную для кормления скота солому.

Ведущий 2: Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. Насаживали это чучело на шест и с пением возили Сударыню - Масленицу по всей округе в санях. Масленицу славили, ей оказывались почести как редкой гостье.

Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица». Встречайте!

(Дети читают стихи)

Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,

Масленица годовая.

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Всё на конях приезжает,

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

Ой, Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом!

Песня «Масленица» (под нее вносят чучело Масленицы и ставят на сцене до конца праздника)

Ведущий 1: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

А вы какие поговорки о блинах знаете?

Игра «Аукцион пословиц» (дети по очереди называют пословицы)

Блин добр не один.

Блин не клин, брюха не расколет.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

Блин — не клин, брюхо не расколет.

Без блина не Масленица.

Блин брюху не порча.

Доброму работнику — блины с кашей, лентяю – крапива.

На немазаной сковородке блинов не испечешь.

Ель, сосна – те же дрова; оладьи, блины – та же еда.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

Не будет хлеба, блины будем печь.

Первый блин комом.

Не подбивай клин под овсяный блин: поджарится — сам свалится.

Где блины, тут и мы; где с маслом каша, тут и место наше.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.

Замотались сватьи от блинов да оладий.

Есть блин, так вместе съедим.

Где пирог с крупой, тут и я с рукой; где блины тут и мы, а где оладьи, тут и ладно.

1-й скоморох:

Вторник – «заигрыши»

2-й скоморох:

Заиграем мы во вторник,

Заиграем пред постом.

Покажись ты нам Маслёна,

Шаньгой, блинцем, пирогом.

Ребенок 2:

Второй день Масленицы называется – заигрыш. В этот день проходили смотрины всех будущих невест и женихов. Делалось это для того, чтобы сразу после великого поста молодожены смогли сыграть свадьбу. Кроме того, во вторник начинались забавы. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали.

Ведущий 2: В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.

Ведущий 1: Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть?

(Дети играют в игры)

1.Игра Заря зарница

В эту веселую подвижную игру можно играть с большой компанией детей. Для игры нужна будет яркая атласная лента.

Дети становятся в широкий круг, руки у каждого за спиной. Водящий – «Заря» ходит с лентой в руках вокруг хоровода и поет:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые

За водой пошла!

Как только пропеты последние слова песенки, водящий кладет ленту на плечо одному из детей в хороводе и убегает. Ребенок должен взять ленту и бежать с ней в другую сторону. Каждый из них стремиться занять освободившееся место в кругу. Тот, кто успел стать на место, остается в кругу, а оставшийся становится «Зарей».

2.Игра «Ручеек»

1-й скоморох:

Третий день – «Лакомка»

2-й скоморох:

Среда лакомкой слывет:

Наготовит, напечет!

Масленицу ублажает,

Всех гостей за стол сажает.

Ребенок 3:

Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались сбитни, калёные орехи, медовые пряники и конечно блины - главный атрибут Масленицы.

Ведущий 2: Почему блин – символ Масленицы?

Ребенок 3:

Историки подтверждают, что в понимании наших предков блины это символ дневного светила. Славяне верили, что вместе с масленичными блинами им передается могущество и тепло солнца.

В старину блины пекли, как правило, из дрожжевого теста, причем у каждой хозяйки был свой рецепт их приготовления, передававшийся ей по женской линии. Настоящие русские блины пекли из гречневой муки, которая придавала им особенную рыхлость и кисловатый привкус. Позже стали использовать и другую муку: пшеничную, овсяную, просяную, ячменную и даже гороховую. Часто в блины добавляли пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Ведущий 1: Мы представляем Вам наши лучшие рецепты, которые нашли наши ребята.

(Блины с рецептами дети дарят всем гостям)

Ведущий 2:

А вы, ребята, умеете печь блины? (Да)

Вот сейчас мы это и проверим.

Игра «Испечём блины»

Ведущий 1: Приглашаем ребят принять участие в игре «Испечём блины».
Ведущий 2: Игра проходит в виде эстафеты, дети делятся на две команды по 5 человек.

1- несет мешочек муки на голове,
2- в зубах ложку с яйцом,
3- воду в бутылке между ног,
4- катит банку с сахаром,
5- несет сковороду и подбрасывает блин.

(После игры ведущий берёт кастрюлю и затем добавляет ингредиенты по тексту)

Ведущий 1:

Начинаем печь блины,

Ты же слушай да смотри!

Молоко в кастрюлю влили

И насыпали муки.

Подсластили, посолили,

Размешали, развели…

А теперь скорей пеки!

(Унесли тесто, вынесли блины)

Ведущий 2: А вот и блиночки наши подоспели, девочки угощайте наших гостей.

Сколько б мы ни ели

На Сырной неделе,

Все пойдет нам впрок –

Дайте только срок!

Так что, ешьте сытно –

Живота не видно!

Ешьте про запас!

С Масленицей Вас!

Музыка «Ой блины, блины, блины…»

Ведущий 1: Среду день семейный, тёщи угощали своих зятьёв блинами, отсюда и пошла поговорка «Ходить к тёще на блины». А для веселья звали и всех родственников.

Скоморох 1:

Ой ты Лакомка Среда!

Масляна сковорода!

Повелось со старины,

Едем к тёще на блины!

Скоморох 2: Сценка «К теще на блины»

(Вбегает теща)

Теща. Ванька!

Зять. Что матушка- теща?

Теща. Какой ты Ванюша, худощавый и тощий! И щек совсем не видать со спины. А ну- ка, пойдем ко мне на блины!

Зять Караул, спасите! До смерти закормят! (Пытается удрать, но теща перехватывает его и швыряет за кулисы, а сама выходит на сцену)

Теща. Я про зятя пирог испекла

В том пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на четыре рубли!

Лучку да мучку на семь рублей

Маслица с яичком на восемь рублей!

Этот ли пирог с рублем двадцать стал!

Зять – то сел …. У присеста съел!

(Появляется пузатый зять)

Теща. Как тебя зять не разорвало?

Зять. (Хлопает себя по животу) а у меня желудок резиновый. Мне еще столько же положи да полстолько, я и это подмету!

Теща. Возьму- ка я дубинку новенькую, дубинку вязовенькую! (Теща с дубинкой гоняется за зятем. Зять вытаскивает из-за пазухи подушку, отбивается от тещи. Теща уходит)

Зять. Дайка мне теща домой дойти. Все эти побои жене взворочу!

Теща. (Незаметно появляясь) Что ты сказал!

Зять. А-а-а-а!( Убегает)

1-й скоморох:

Четвертый день – «Разгуляй»

2-й скоморох:

Разгуляй-четверг пришел,

С утречка накрыл на стол.

Масленица- блиноеда

Всех накормит до обеда.

Ребенок 4: Четверг — разгул. Именно с этого дня прекращалась вся тяжелая хозяйственная работа, начиналось настоящее веселье. В этот день весь народ мог только танцевать, петь, играть в игры и участвовать в конкурсах. Именно в этот день все люди привыкли славить праздник, пели песни. Примером такой песни может стать: Широкая Масленица мы тобою хвалимся. Подобные ритуалы вызывали у людей много позитива, так как они прекрасно понимали, что еще как минимум 3 дня они не будут ничего делать.

Ведущий 2:

И мы не лыком шиты!

Выходи, честной народ.

Нас частушка в пляс зовёт!

(Дети поют частушки под баян)

  1. Мы при всём честном народе
    Вам частушки пропоём,
    Зиму-матушку проводим
    И весну встречать начнём.

  2. Веселись, честной народ,
    В гости Маслена идёт!
    От души её встречай,
    Всех блинами угощай!

  3. Мы на масленой неделе
    Праздник не нарушили,
    Все друзья плясали, пели,
    Да блиночки кушали!

  4. В нашем классе кулинарки
    Ловкие, умелые!
    Все в нарядных платьях ярких,
    А блины – горелые!

  5. 25 блинов здоровых
    Съел я за один присест.
    И теперь на брюках новых
    Не найдёте чистых мест.

  6. Веселей играй, гармошка,
    Масленица, не грусти!
    Приходи, весна, скорее,
    Зиму прочь от нас гони!

  7. Пятый блин я слопала,
    На мне юбка лопнула.
    Пойду юбку зашивать,
    Чтобы есть блины опять.

  8. Как на масленой неделе
    На столы блины летели!
    С пылу, с жару, из печи,
    Все румяны, горячи!

  9. На санях с высоких горок
    Девочки катаются,
    Ну а мальчики обжоры
    Животами маются.

  10. Удалою пляской русской
    Под гармошку закружись...
    С Масленицей расстаёмся!
    Где ты там, весна? Проснись!

  11. На прощанье весь народ
    Масленицу подожжет.
    Разгорайся поскорей,
    Чтоб жилось нам веселей!

  12. Мы пропели вам частушки,
    До чего же хороши!
    Вы похлопайте в ладошки
    В благодарность от души!

1-й скоморох:

Пятый день – «Тещины вечерки».

2-й скоморох:

Вот и пятница,

В доме Масленица,

Зять блины печет,

Тещу в гости ждет.

Тещины вечерки-

Прочь все отговорки!

Ребенок 5:

В этот день теща в лучшем наряде приходила в гости к зятю на блины. Пекла лакомство, как правило, хозяйка дома. В этот день зять должен был показать свое уважение и почитание к матери жены. На стол выставлялись все угощения, которые были в доме. Праздник проходил в веселой атмосфере.

Скоморох1:

Веселись честной народ,

Даже солнце в пляс идет!

2-й скоморох: Танец «Карусель»

(Дети танцуют Танец «Карусель»)

1-й скоморох:

Шестой день – «Золовкины посиделки».

2-й скоморох:

Широкая Масленица невесткам помогает,

Золовок собирает, блиночками угощает,

Подарками одаривает.

Ребенок 6:

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

1-й скоморох:

Седьмой день – «Прощённое воскресенье».

Приходите в Воскресенье –

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!

2-й скоморох:

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем.

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!

Ребенок 7:

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями.

Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

(Дети читают стихи)

1ребенок:

Вы простите нас, люди добрые,

Если что не так, не по- вашему,

Если, случаем, вас обидели.

Вы простите нас, люди добрые!

2 ребенок:

Ты прости, Земля, своих детушек!

Не всегда к тебе мы приветливы,

Не всегда к тебе мы заботливы.

Ты прости, земля, своих детушек!

3 ребенок:

Ты прости, Господь, неразумных нас.

Мы идём к тебе, мы стараемся,

Но не всё у нас получается.

Ты прости, Господь, неразумных нас!

Ведущий 1:

Прости и ты нас, Маслена Васильевна,

Далее гулять не по силам нам.

Ведущий 2: Спасибо тебе за блины, за веселье, за песни и танцы.

(Все встают в хоровод вокруг чучела Масленицы и поют песню «Прощай, прощай Масленица», в конце песни выносят чучело Масленицы из зала)

1-й скоморох

Масленица, прощай!

На тот год опять приезжай

2-й скоморох.

С горки кататься,

Блинами объедаться.

1-й скоморох.

Мы тебя будем ждать,

Во дворе встречать.

2-й скоморох

Славить будем песнями,

Стихами интересными.

Ведущий 1. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех.

Ведущий 2: Рады были видеть всех!

(Дети уходят цепочкой на праздничное чаепитие)



Литература, интернет-ресурсы:

  1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая книга,1997.

  2. Давыдова М.А. Праздник Масленицы [Сценарий праздника]. – 1995. - №2. – С.70-71.

  3. Таран А.А. Весёлая Масленица [Сценарий русского народного праздника]. – 2002 - №2. – С.120-122.

  4. Агапова И.А.,Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Осень и зима: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах. Волгоград. Учитель. 2008.-269 с.

  5. Стихи к любимым праздникам. – М.: Росмэн, 2000.

  6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru https://nsportal.ru/

  7. Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/

  8. Песня «Масленица» https://x-minus.me/track/318168/масленица

  9. Песня «Прощай, прощай Масленица» http://chudesenka.ru/2208-proschay-proschay-maslenica.html









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!