Приложение 1
Внеклассное мероприятие
Мастерская 1. «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Секрет успешного выполнения городецкой росписи – в строгом соблюдении порядка операций и наложении цвета.
Объекты росписи – просушенные деревянные предметы быта (декоративные разделочные доски, тарелочки, лопатки и т.д.).
Материалы: составленные заранее колера темперных (т. е. клеевых) красок консистенции жидкой сметаны. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА. Желательно применение основных цветов (желтый, красный, синий), зеленого и обязательных черного и белого.
Из каждого применяемого основного цвета готовится два колера: один разбеленный, другой более темный, насыщенный.
Инструменты: мягкие круглые кисти (колонок, белка или синтетика) трех размеров: тонкая (№ 1-3), средняя (№ 4-5), широкая (№ 8-12). При работе с темперой необходимо следить, чтобы кисти не засыхали. Если не отмыть кисть вовремя, ее придется выбросить.
Произведения искусства:
1. Цветные репродукции старинных предметов быта, декорированных мастерами Городца.
2. Оригиналы городецких досок (можно сделанных преподавателем).
Методические пособия:
1. Плакат-схема построения композиций мотива узора.
2. Плакат-схема построения цветка купавки, розана, ромашки и т.д.
Порядок выполнения росписи:
а) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное – наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки -дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
б) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка. Фоном для росписи может служить чистое дерево.
в) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому -обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между узловыми элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
г) Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
д) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.
Мастерская 2 «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»
Для мастера:
– модели глиняных дымковских игрушек (работы из методического фонда);
– образцы рисунков-упражнений – «Геометрический орнамент на дымковской игрушке»;
– таблицы на доске – «Цвет и форма».
Для гостей:
– раздаточный материал: «Фрагменты узора Дымковской игрушки»;
– глиняные игрушки;
– заготовка контура Дымковской игрушки на бумаге.
– Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
– Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
– Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.
– Какие цвета брали для росписи игрушек?
– Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный. В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
– Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.
– Работа по таблице «Цвет и форма» (на доске).
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
– в ряд;
– в шахматном порядке;
– в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки:
– между кольцами;
– на кольцах;
– по краю колец.
На цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3-4 цветов).
Выполнение работы художника-оформителя:
– Выберите рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.
– Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.
– Посмотрите на таблицы, лежащие у вас на столе. Перед вами образцы фрагментов узора Дымковской игрушки.
– Используйте таблицы-помощники, лежащие перед вами, и смотрите на готовые изделия – глиняные Дымковские игрушки.
– Выполните рисование орнамента графическим способом (т. е. черно-белое изображение). После этого начинайте выполнять в цвете. Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на доске.
– Оформите геометрическим узором свою Дымковскую игрушку.
Мастерская 3 «ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ»
Оборудование:
Для мастера: таблица «Поэтапное выполнение травки», серия плакатов, открытки, репродукции хохломской росписи, работы учащихся, наборы хохломской посуды, мел, классная доска;
Для гостей: краски гуашевые, кисти беличьи, посуда из папье-маше, простой карандаш, резинка.
Ведущий. Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды, в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.
Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой!
Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?
Это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
А какие виды орнамента мы знаем?
– геометрический – узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т.д.);
– растительный – узор, состоящий из элементов изображающих части растений (цветы, травы, листья);
– орнитоморфный – узор, где основным мотивом является изображение, образ птицы;
– зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животного.
Замечательно, а теперь давайте подумаем, а какие из этих видов встречаются в Хохломе?
– Растительный, орнитоморфный.
Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?
– Красный, черный, золотой.
Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.
Существует три основных вида хохломского орнамента:
а) верховое «травное» письмо;
б) роспись «под фон»;
в) «Кудрина»;
Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветами с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название.
Показывает таблицу с элементами травного орнамента.
– Самые маленькие и тонкие травинки называются – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» – это то же, что и «усики», только уже с нажимом на кисть.
Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке).
В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки»,«ягодки».
Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок».
Здесь уже вводятся зеленый и желтый цвета при рисовании листочков, и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.).
Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется «травный» орнамент.
Все элементы орнамента располагаются на основном «завитке» (или стебле, веточке). Плавной линией начинаем вести «усик» слева направо, закругляем, второй «усик» ведем так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д.
В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики».
«Травинки» разной формы располагаются на «завитке»-стебле так же ритмично. На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки». Посмотрите, как элементы «усик» и «завиток» придают мягкость и пышность травному орнаменту.
Росписи «под фон» свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона. При ее исполнении сначала наносят контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий фон. Заканчивая роспись, мастер раз-живляет штрихами силуэтные формы листьев, цветов, плодов, в конце выполняет вокруг стеблей легкие «травные прописки».
Рисунок «Кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном, в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Выбирайте, какой из видов хохломы вам больше приглянулся. Можете наметить сначала карандашом, а потом; не забывая смотреть на таблицу, выполняем элементы, составляя свою композицию. С работ и изделий не срисовываем и создаем свою композицию.
Все приступаем, не забываем про основные цвета, используемые в Хохломе.
Ребята приступают к выполнению орнамента на изделиях из папье-маше. Во время самостоятельной работы мастер ходит по рядам, проводит индивидуальную работу, зачитывает наставления хохломских мастеров.
Скоморох обходит мастерские, объявляя окончание работы.
Через 10 минут проводится выставка работ в фойе школы.
Входят девочки в народных костюмах с подносами в руках, на которых лежат украшения – кулоны, изготовленные своими руками.
Девочки. Дорогие гости, купцы незаморские! Мы рады, что на нашей земле прошла такая веселая ярмарка. Спасибо вам за подарки ваши щедрые. Мы тоже хотим подарить в память о нашей земле, о ярмарке наши скромные сувениры-кулоны. Такие кулоны делают из дерева.
Девочки раздают всем «торговым людям», прибывшим на ярмарку, и группе поддержки кулоны.
Затем приглашают «купцов», участников ярмарки, родителей на чаепитие.
Под песню «Разноцветные ярмарки» участники ярмарки уходят в класс, где уже все приготовлено для чаепития. Каждая делегация заранее готовила угощение: блины, пирожки, печенье, ватрушки, шанежки и пр.»
Приложение 2
Сказочная роспись Полхов Майдана
Методические разработки занятий в начальной школе.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» п/р. Б. М. Неменского предполагает принцип «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры», поэтому уроки изобразительного искусства необходимо привязывать к национальной, а еще лучше, к местной культуре, традициям.
Программой по изобразительному искусству предусмотрены уроки, где учащиеся изучают особенности росписи деревянной полхов-майданской игрушки и посуды.
Эти уроки, для ознакомления с этим промыслом, необходимы в любом регионе нашей страны. Мы же имеем возможность познакомить ребят с закономерностями росписи более подробно, изучить многообразие форм токарных изделий.
Мотивы полхов-майданской росписи становятся предметом внеклассной творческой работы учащихся. На занятиях кружка дети выбирают этот орнамент для оформления подарочных открыток, на уроках технологии выполняют вышивку и аппликацию из ткани.
Учащимся, особенно начальной школы, очень трудно дается освоение хохломской или городецкой росписи, так как приемы работы в этих промыслах требуют особого мастерства – нанесение элементов узора без предварительного рисунка. Некоторые ребята остаются недовольными своей работой. Поэтому полхов-майданская роспись, в которой сначала наносится контур узора, а затем идет работа красками, наиболее удобна на начальном этапе.
При построении композиции полхов-майданского узора ребенок может изменять изображение, стирать неудачные линии, добиваясь точности задуманного рисунка.
Работая красками, ученики заполняют контур узора, используя способ лессировки. Яркие цвета: желтый, малиновый, красный, фиолетовый, зеленый - придают детской работе радостное настроение.
Для освоения полхов-майданской росписи разработана серия уроков - занятий с постепенным усложнением учебно-воспитательных задач.
1 занятие. Изображение полхов-майданской сказочной веточки.
2 занятие. Украшение на бумаге «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.
3 занятие. Матрёшка из Полхов Майдана.
Дальнейшая задача - пойти вглубь, осознать и специфику языка декоративного искусства, пытаться включиться в эту работу сердцем, умом и руками. От упражнений на бумаге можно переходить к росписи деревянных изделий.
На примере полхов-майданской росписи можно закреплять и развивать дальше многие законы и правила изобразительного искусства.
Композиция.
Выбор формата. Равновесие (расположение элементов на листе, в объемной форме). Композиционный центр. Динамика, статика.
При проведении уроков декоративного рисования дети учатся стилизации форм природных элементов и составления из них узоров, орнаментов. Здесь необходимо обратить особое внимание на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в своей работе.
Одним из основных средств художественной выразительности является ритм – это организующее начало в композиции.
Рисунок 1. Ритм узора в росписи.
Изучая особенности промысла, дети учатся анализировать, выделять отличительные черты. Практическая деятельность помогает закрепить знания и умения, полученные на уроках. Очень полезны занятия, на которых ученики выполняют упражнения: отрабатывают отдельные элементы узора данного промысла, выявляют закономерности росписи. Это помогает выполнить творческую работу с некоторой долей уверенности.
Для учащихся 2-3 классов - это основные элементы узора Полхов Майдана: яблочко, листики, пятилистник. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет. Дети знакомятся со способом лессировки.
Для учащихся 4 класса задание усложняется. Ребята изучают различные формы «розанов» и выполняют некоторые из них. А так же, рисуют более сложные варианты листиков и цветков.
Рисунок 2. «Розаны» Полхов Майдана
Составляя композицию узора, орнамента, для декоративного оформления игрушки или посуды, ученик стремится, как можно интереснее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче выполнить работу в цвете. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.
На занятиях дети знакомятся с порядком работы мастеров.
Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:
Деревянное «белье» | Грунтовка | Нанесение контура | Роспись |
Рисунок 3. Порядок работы мастеров Полхов-Майдана
Деревянное «белье»- заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.
Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.
Нанесение контура - тонкой кисточкой или перышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.
Роспись- заполнение контура узора цветом.
Постепенно закрашивают элементы узора красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).
На начальном этапе освоения росписи детьми на бумаге – процесс работы над росписью немного изменяется. Белый лист заменяет этап грунтовки, а «контур» наносится простым карандашом. После того, как работа выполнена в цвете узор, обводят черной краской тонкой кисточкой, а младшим школьникам можно разрешить использование черного фломастера.
Предлагаю разработки нескольких уроков (занятий) на эту тему.
Украшение и фантазия.
Ход урока.
Откуда черпает свое вдохновение Мастер украшения?
Мы с вами сегодня опять встречаемся с Мастером украшения.
-А что украшают художники?
-Зачем украшают художники?
-Всегда ли украшения точно такие же, как в природе?
(Можно показать на примере хохломской росписи).
Действительно, художники стараются не просто перенести, увиденное в природе, на свою работу, а добавить что-то новое, никогда не виданное, сказочное.
Сегодня мы с вами познакомимся с Мастерами-сказочниками из села Полхов Майдан, что находится недалеко от нашего города.
-Вы видели красные розы, ягоды смородины, цветки шиповника, желтые бутоны, яблочки?
-А бывает ли такое, чтобы все это росло на одной веточке?
Конечно, не бывает! А вот в сказке, что рассказывают мастера из Полхов-Майдана, такое может быть!
Мужчины в этом селе умельцы, токарных дел мастера. Вытачивают игрушки-тарарушки. А украшают их мастерицы-рукодельницы. Девушки и женщины в Полхов-Майдане с детства впитывают красоту, которая их окружает, стараются выделить самое яркое, самое красивое, затем перенести на изделия яркие цветы, красивые розаны, сочные яблочки и ягодки.
Любуемся изделиями мастеров Полхов-Майдана.
Фото1. Изделия мастеров Полхов Майдана
На доске вы видите плакат, где изображены элементы узоров:
Яблочки
Пятилистники (цветки шиповника)
Листики
Розаны
Бутоны
Демонстрация на доске:
Сначала, мы, как мастера Полхов-Майдана, наметим силуэт узора простым карандашом.
Волшебная веточка красиво изгибается.
Рисунок 4. Веточка.
В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.
Рисунок 5.Элементы узора.
Дети выполняют работу в альбомах.
Цветовое решение узора.
Рассматриваем с ребятами поделки.
Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?
(желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый)
Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.
Рисунок 6. Заливка желтым цветом
Рисунок 7. Проработка другими цветами.
Рисунок 8. Завершающий этап – обводим контур черным цветом.
Дети выполняют работу на листах.
Рисунок 9..
«Роспись посуды»
Задание: Украшение «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.
На предыдущем уроке ученикам было дано задание – сложить альбомный лист и вырезать заготовку «посуды».
Ход занятия.
В каждом доме есть самая разнообразная посуда: чайные чашки, вазы для цветов, салатники и кастрюли, блюдца и чайники.
Разные народы в разные времена делали посуду из удобных для них материалов: глины, камня, дерева, металла, бересты и тд.
Необходимые в быту вещи все народы издревле стремились сделать удобными и красивыми. Мы не перестаем удивляться изделиям народных мастеров.
(Зрительный ряд: посуда разных народов)
Посуда простая по форме, почти без узоров, и предметы сложной конструкции, украшенные росписью.
Древнегреческие амфоры, таджикские пиалы, украинские крынки, русские туески имеют свои отличительные особенности.
Вы уже знакомы с художественными народными промыслами нашей области. Давайте их вспомним.
(Городецкая роспись, Хохлома, Семенов, Полхов-Майдан).
Когда-то давным-давно мастера села Полхов-Майдана начали изготавливать посуду, да игрушки из дерева, а чтобы изделия глаз радовали, их расписывали звонким, ярким узором.
На токарном станке мужчины вытачивали тарелочки, вазы, миски, шкатулки, а женщины расписывали их яркими узорами.
Мы с вами уже встречались с творчеством мастеров из Полхов-Майдана и рисовали сказочную веточку, используя элементы узора этого промысла.
Давайте еще раз посмотрим, чем украшают посуду художники Полхов-Майдана. Почти в каждом узоре встречаются цветки–пятилистники, яблочки, листочки маленькие ягодки. Самый большой элемент – розан. Розаны имеют разнообразные формы.
На доске плакаты I, II, III ,IV
Направление сказочной веточки зависит от формы посуды.
Если узор идет по поверхности предмета горизонтально в полосе, то он похож на венок с повторяющимися элементами.
Композиция узора в круге может быть симметрична. Элементы расположены по кругу, а в центре – розан. Либо ветвистая веточка идет снизу вверх, а свободное пространство заполняется цветами, яблочками, листочками.
Последовательность выполнения работы.
Рисунок 11.
1. Простым карандашом нарисовать композицию узора на «посуде».
2. Работа красками начинается с желтого цвета. Можно закрашивать необходимые элементы или покрыть всю поверхность.
3. Последовательно заполнить контуры элементов узора другими красками: красной, малиновой, фиолетовой, синей, зеленой.
4. Обвести весь контур узора черной краской.
Самостоятельная работа.
Ребята выполняют работу на заранее заготовленных силуэтах посуды, вырезанных «на сгиб».
МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИХ
ИГРУШЕК - «ТАРАРУШЕК»
(ПОСУДА)
Рисунок 12. Плакат I.
ВАРИАНТЫ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКОЙ
ЦВЕТОЧНОЙ РОСПИСИ
Рисунок 13. Плакат II.
ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ
(ПЯТИЛИСТНИКИ, БУТОНЫ, ЯБЛОЧКИ, ЯГОДКИ)
Рисунок 14. Плакат III
ВАРИАНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ «РОЗАНОВ»
Рисунок 15. Плакат IV
.
Рисунок 16. Рисунок 17
Рисунок 18.
Роспись матрёшки
Ход занятия
В настоящее время в разных районах нашей страны успешно развиваются народные художественные промыслы.
Давайте выделим характерные особенности каждого промысла.
А сегодня мы с вами обратимся к образу женщины в народном искусстве.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
(Иллюстративный материал с образами женщины в народном искусстве: в вышивке, игрушках).
Сегодня Матрешку знают во всех уголках земли, как символ России, но у нее, оказывается, есть японский родственник.
Фото 5. Изображение Фукуруму
Выступление ученика: Японский предок матрёшки был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукорокую (или попросту Фукуруму) – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - пятерых божеств рангом пониже.
Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.
Фото 6. Матрёшка с петухом
Токарь московской мастерской “Детское воспитание” В. П. Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. “Настоящая Матрена!” – воскликнул кто-то, увидев куклу. Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки-помощницы – в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках.
Сегодня матрешка – главная героиня майданских «тарарушек».
Фото7. Матрёшки из Полхов Майдана.
С 1920-х годов матрёшек делали почти в каждой полх-майданской семье: мужчины вытачивали фигурки, женщины расписывали.
К шестидесятым годам прошлого века Полх-Майданская матрёшка стала выглядеть такой, как сегодня – самой яркой и праздничной из всех матрёшек.
Фото 9. Классическая матрешка. Фото10. Матрёшки из Полхов Майдана
Сегодня мастера вытачивают матрешек самой разной формы. (Плакат на доске)
Матрешку вытачивают на токарном станке, поэтому у нее есть ось симметрии.
Декоративная кукла вовсе не копия человека, она должна иметь скорее условный характер, плавные очертания.
Я предлагаю вам выбрать, понравившуюся форму куклы матрешки или придумать свою. Сложите лист пополам:
(Демонстрирую способы складывания листа)
Практическая работа.
В зависимости от выбранного варианта лист можно сложить по вертикали или по горизонтали. Способом «на сгиб» вырезаем форму матрешки.
Необходимо обратить внимание на пропорции (соотношения) частей к общей форме. (Ученики могут выбрать сложность формы в зависимости от своих способностей.)
Следующий этап работы – обвести вырезанные силуэты на втором листе для выполнения эскиза росписи и наметить контур лица, фартук и другие элементы.
Рисунок 20. Уточнение деталей.
Практическая работа. Выполнение лица матрешки простым карандашом.
Изображение лица.
Лицо изображалось в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.
Фото 11. Лицо матрёшки.
Уточнение задания на данный урок
Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.
Главным элементом росписи является «розан». В наших краях розы не растут, откуда же появился он в орнаменте Полх Майдана?
Выступление ученика:
Это связано с легендой об Алёне Арзамасской – предводительнице народного отряда. По преданию Алёна Арзамасская перед казнью воскликнула: «Вот если бы все воевали так, как я, не сдобровать бы боярам и воеводам!» и сама шагнула в огонь. А на утро на месте её смерти расцвели розы. Вот и рисуют Полх-Майданцы на своих изделиях розаны. В память о розах, расцветших на месте казни Алёны Арзамасской.
Рисунок 21. Последовательность выполнения розана.
Напоминаю основные законы композиции. При составлении композиции узора необходимо вспомнить закономерности построения:
Выбор формы: узор в круге, овале, полосе.
(в зависимости от, выбранной формы матрешки).
Равновесие (расположение элементов в выбранной форме).
Композиционный центр определите самым крупным и красивым цветком «розаном».
Ритм узора помогут создать более мелкие детали: пятилистники, яблочки, ягодки.
Самостоятельная работа учащихся над композицией.
Выполнение эскиза украшения матрешки узором в стиле Полх Майданской росписи.
На доске плакаты.
На первом уроке ребята работают простыми карандашами, Второй урок – работа в цвете.
Ученикам предстоит вспомнить особенности росписи деревянной полхов-майданской игрушки: изображение цветов, ягод, листьев, выполненных в контрастном сочетании теплых и холодных цветов.
Работать будут акварельными красками, так как они своей прозрачностью напоминают анилиновые красители, используемые мастерами Полхов Майдана.
Рисунок 22..
Рисунок 24.
Роспись деревянных изделий.
После освоения элементов узора на бумаге можно приступать к работе на деревянных изделиях.
Чаще всего мастера Полхов Майдана расписывают токарные изделия.
Во время экскурсии в мастерских дети покупают разные «тарарушки»: грибочки, колокольчики, тарелочки.
Начинать роспись лучше на плоской поверхности – на тарелочках.
В селе ребятам рассказали, как грунтуют изделия.
Крахмал разводят в пропорциях: 1 чайная ложка на стакан воды. Варят кисель. Сняв с огня, дают немного остыть. Пока грунт горячий, но руки уже терпят, его пальчиками втирают в древесину. Дают высохнуть. Грунтуют в несколько слоёв.
Младшим школьникам можно грунтовать изделия клеем ПВА с помощью кисточки. Могут подготовить грунтованные изделия взрослые.
Традиционной росписью Полхов Майдана являются: «Цветы с наводкой», «Пестрение», «Домики».
Так как все эти виды росписи встречаются достаточно часто, дети могут попробовать выполнить роспись во всех этих стилях.
«Главными героями» приёма письма «цветы с наводкой», являются «розаны», пятилистники, яблочки и ягодки. Черный контур узора придаёт четкость и яркость.
«Пестрение» – прием письма без предварительной прорисовки черным контуром или с частичным рисунком.
Художники Полхов Майдана часто рисуют пейзажные мотивы с элементами архитектуры – «Домики».
Если полностью сохранить технологию традиционной росписи, для работы можно выбрать анилиновые красители для ткани.
Набор «Батик» для росписи ткани можно купить в магазине.
Первый этап – нанесение контура чёрной тушью или фломастером.
Фото 13. Первый этап работы.
Роспись - заполнение контура узора цветом. Постепенно закрашивают элементы узора анилиновыми красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).
Желтый цвет является как бы основой – полем, он может покрывать всё изделие. Наложение других цветов по полю делают распространённым приёмом, при котором расцветка осуществляется неровными свободными мазками. Алая краска неровными мазками создаёт впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого до жёлтого к центру цветка. Например, яблочко или бутон ярко-красные у листиков и желтые на макушке.
Фото 14. Работа в цвете.