Внеклассное мероприятие «Мы – русичи»
Цели:
Познакомить учащихся с основными праздниками, традициями и обычаями русского народа;
формирование духовно-нравственной культуры учащихся;
развивать творческие способности учащихся, интерес к познанию русской культуры, традиций, умение составить и защитить проект;
воспитывать интерес к истории и народному творчеству, бережное отношение к традициям русского народа.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие. Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой - в городе Тамбове. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Москве, и в Тамбове, и в Ярославле, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».
Нашу сегодняшнюю встречу я хочу начать с небольшого задания.
Упражнение “Салфетка”.
На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?
Дети отвечают.
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
Учитель:
- Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя-Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.
- И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать “Мы – русичи, мы – россияне”
1презентация « Откуда начинается Россия?»
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
Великий художник Виктор Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.
Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?
Дети называют.
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын, Сергей Есенин
2.Презентация о Есенине
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
3.Презентация Ивана Купала
Ребята, послушайте загадку, о чем в ней говорится?
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот...(Блин)
А с каким языческим праздником они связаны?
4. Презентация Масленица
Ребята, а вы знаете, что на Руси всегда считали - нужно
Есть да икоты,
Пить да перхоты,
Петь до надсаду,
Плясать до упаду.
А какие танцы исполнялись?
5. Танец
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными умельцами. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.
6. Презентация Матрёшка
7. Павлово-посадский платок
8.Хохлома
Хозяйка, что есть в печи –
всё на стол мечи.
Гости дорогие, чем богаты –
тем и рады.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Курник
( Дети строятся на оркестр Ложкари)
Ложки в дробь пошли послушно,
Не приемля фальшь и брак.
Вид народного искусства
Не какой–нибудь пустяк.
По коленкам, по суставам,
Как по рёбрышкам стучим,
А затем движеньем плавным
Замираем и молчим.
Так мелодией народной,
Словно пламенем зари,
Озорство и дух свободный
Разжигают ложкари!
9. Ложкари
10.Коробейники
(Под музыку входят коробейники)
С древних пор на Руси при прощании и с надеждой на новую встречу принято дарить пряники, и мы хотим поддержать эту традицию, примите от нас эти пряники, круг – это солнце, символ жизни, и до новых встреч!
Листочки на берёзу
Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями, если ваши ожидания оправдались, и вам понравилось наше мероприятие, прикрепите зеленый лист к березке, если затрудняетесь ответить - желтый.
Вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.
Приглашаем дорогих гостей отведать пирогов и выпить чайку.
Чаепитие с пирогами