Ход мероприятия. I. Организационный момент. Звенел долгожданный звонок - Начинается урок! II. Беседа с детьми о русском языке. - В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку: - Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной.В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 команды. 1 команда «Грамотеи» - 1и 2 класс, 2 команда «Всезнайки» - 3 класс, 3 команда «Любознательные» - 4 класс. III. Викторина по русскому языку. 1-ое задание: «Алфавитная» - Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1 человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За правильный ответ 5 баллов. 2-ое задание: «Заблудившиеся буквы». - Сейчас я буду читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая руку. За правильный ответ по 1 баллу. 1.Говорят один рыбак. В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом). 2. Жучка будку (булку) не доела, Не охота, надоело! 3. Забодал меня котел (козел) На него я очень зол. 4. Врач напомнить должен Мите: Не забудьте об одном, 10 цапель (капель) перед сном! 5. На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву. 6. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. 3- е задание: «Дети». -У белки – бельчонок; у мыши – мышонок; у кукушки – кукушонок; у кошки – котенок. - Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный ответ по 1 баллу. 1 команда: У вороны . ………..(вороненок). 2 команда: У лошади………..(жеребенок). 3 команда: У лисы …………..(лисенок). 1 команда: У галки…………(галчонок). 2 команда: У свиньи ……….(поросенок). 3 команда: У коровы……. (теленок). 1 команда: У козы………(козленок). 2 команда: У собаки…….(щенок). 3 команда: У лягушки……(Лягушонок). 4 – ое задание: «Найди пару». - Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. - Продолжим дальше. 1 команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит) 2 команда Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница) 3 команда Гав-гав….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка). 5 – ое задание: Загадки. -Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж) -Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет. А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок) - Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь) -Далеко мой стук слышится вокруг, Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) -У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы) -Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное. (Год, месяцы, недели, дни недели, день, ночь) -Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол) -Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса) -Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста) -Кого один раз в году наряжают? (Ёлку) -Два братца в одну сторону глядят. (Глаза) -Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьёт - Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь) -Яркий, жёлтый, налитой Весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – Из далёкой Африки. (Апельсин) -Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке – мы бежим. (Коньки) -День и ночь стоит на крыше Этот чудо постовой: Всё увидит, всё услышит, Всем поделится со мной. (Антенна.) Физминутка. «Гимнастика для глаз». 6 конкурс- игра «Наоборот» -Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие. 1) Опустите руки вниз. 2) Поднимите руки вверх. 2 р. 3) Голову поднимите. 4) Голову опустите. 2 р. 5) Поворот туловища вправо. 6) Поворот туловища влево. 2 р. 7) Закройте глаза ( откройте) 2 р. 8) Посмотрите вдаль. 9) Привстаньте. 10) Присядьте. 11) Опустите правую (левую) руку. 12) Опустите левую (правую) ногу. 7 – ое задание: «Угадай знак» (На доске записано три знака «!», «?», «.».) -Я читаю предложения, а команды поочереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы. - Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая? - Это День Победы. - Какое счастье быть свободным! - Ты любишь раннее весеннее утро? - Выйди в сад и открой глаза. - Чувствуешь радость наступающего дня? - Как прекрасно все вокруг! - Что ты еж такой колючий? - Это я на всякий случай. - Знаешь, кто мои соседи? - Лисы, волки и медведи! 8 –ое задание: конкурс «Телеграмма». Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл. 1 команда: Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка) 2 команда: Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА) 3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка») 1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок) 2 команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха) 3 команда: Ключ достал. Скоро буду. (Буратино) 9 конкурс «Народная мудрость» -Я буду читать пословицы, а вы найдите недостающие слова. 1) Ученье - свет, а не ученье - 2) Знай больше, говори - 3) Не имей сто рублей, а имей - 4) Не бойся врага умного, бойся друга - 5) Лучшая вещь новая, лучший друг - 6) Старый друг, лучше новых- 7) Без труда не вытащишь и рыбку- 8) Семь раз отмерь, один раз – 10 конкурс: «Составь пословицу» Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы. (Какая команда быстрее соберёт пословицы.) 11 конкурс: Игра: « Найди пары» Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары. Карточка | алфавит огонь шалун чистый конница прыгать бросать красный | аккуратный алый скакать азбука пламя озорник кавалерия кидать | 12 конкурс «Кто быстрее?» Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них? Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон) Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля) Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони) Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка) Чем кончается лето? (О) Любимое лакомство мышей? (Сыр) Игра в мячик с ракетками . (Теннис) Пчелиная стая называется…( Рой) Страшная, зубастая морская хищница . (Акула) Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты) К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы) Сушёный виноград. (Изюм) Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло) Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки) Что такое салочки ? (Игра) IV. Итог мероприятия. Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите. Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За азарт соревнованья, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь: Говорим мы: до свиданья, До счастливых новых встреч! |