Подготовительный этап | - Здравствуйте, ребята! -Давайте улыбнемся, пусть у вас будет хорошее настроение. - А с каким настроением вы пришли? Покажите жестами своё настроение. Сегодня мы поговорим с вами об одной важной вещи, которую у вас никто не сможет отобрать. Что это, вы узнаете, отгадав ребус - Верно. Давным – давно тысячи лет назад на Земле появились люди, и одновременно с ними появились главные вопросы: - Что люди могут делать и чего не могут? - Что они обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? - Послушайте стихотворение В какой бы я хотела жить стране? Да в той, где места нет ни горю, ни войне. В которой люди счастливы всегда. Друг друга не обидят никогда. Где не слышны глухие взрывы, И где закаты так красивы. - Как вы думаете, о каком праве человека говорится в стихотворении? Прозвучало главное право любого человека - право на жизнь. На жизнь в родной стране без воин, и унижения. - А как вы думаете, а какова тема занятия? - Тема и правда про право, но звучит оно по-другому: «Я ребенок и я имею право» | - Приветствуют - Показывают жестами - Право - Право на жизнь - Право |
Основной этап | - А что же такое "право", "права человека"? Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе. Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка. Все наши права записаны в Конституции. (слайд) Конституция - это основной закон нашего государства. - А что такое "закон"? Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. - Что же записано в Конституции? - А есть ли права у детей? - Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. К сожалению, наш мир не безопасен: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод, эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. - Какие же права есть у всех детей мира? (учитель показывает на экране) Игра "Волшебный сундучок" (закрепление) Отгадайте, какое "право человека " символизирует предмет, который я вам показываю. 1) Свидетельство о рождении (документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения) 2) Сердечко (право на любовь и заботу родителей) 3) Домик (право на жилище - уютный теплый дом) 4) Букварь (право на образование) Разбор ситуаций «Права и обязанности». - У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. -Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют? Сценка 1. Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой! - Помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав. Сценка 2. Учитель: Степа, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Степа: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! «Конвенцией о правах ребёнка» запрещено насилие над детьми! - Объясните, пожалуйста, Степе, в чём он не прав. Сценка 3. Мама: Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил? Сын: Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей! - Прав ли мальчик? 6. «Обязанности» - Мы с вами уже сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие обязанности есть у вас? (дети отвечают) Обязанности (на экране) Обязанность —это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. - Какие обязанности есть у вас? - Главная ваша обязанность — хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. 7. Игра "Да - НЕТ" (физминутка) (Да - встать, НЕТ - присесть) - Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то. ДА - В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки - с девочками. НЕТ - Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений. Да - В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе. НЕТ - Каждый имеет право обращаться друг к другу следует только по имени. ДА - В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить. НЕТ - Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать. ДА - Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу. ДА - Получать только плохие оценки НЕТ - Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе. ДА Помни – школа – твой второй дом. береги все , что находится в нем: мебель , книги, инвентарь.. Получай багаж знаний, развивайся, твори, участвуй в школьных мероприятиях, выполняй то, о чем тебя просят, прислушивайся к мнению старших. - В наших любимых сказках тоже есть нарушения прав, давайте узнаем, какие же права были нарушены в них, выполняя задание (LearningApps.org) - Молодцы, вы сегодня потрудились на славу, вы хорошо знаете права и обязанности | - Высказывают мнение - Высказывают мнение -(В конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.) -Да - Слушают - Читают с экрана - Свидетельство о рождении, она закрепляет наше имя - Сердечко – право на любовь и заботу родителей - Право на жилище - Право на образование - Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей - Кроме прав у Степы есть и обязанности – дежурного, как и всех детей класса. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе - Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству - Читают - Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину - Выполняют физминутку |