СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему: "Лесомания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: "Лесомания"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 106 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

"Внеклассное мероприятие

как средство повышения мотивации

учащихся к изучению предмета"





Лесомания

(7-11 классы)




Подготовил

учитель биологии

Москалевский А.В.











Донецк

2020 год

Цель и задачи внеклассного мероприятия

Цель – формирование ответственного и бережного отношения школьников к лесам и обучение навыкам разумного выбора и использования продукции из древесины.

Задачи:

  • дать учащимся представление о ключевой роли лесов в обеспечении жизненно важными ресурсами всех живых существ на планете и, в частности, каждого из нас;

  • познакомить с причинами и последствиями исчезновения лесов на планете;

  • познакомить с понятием ответственное лесопользование;

  • научить школьников бережному отношению и разумному использованию продукции из древесины;

  • показать простые способы сохранения лесов в повседневной жизни;

  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать и искать решения;

  • воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру и грамотность.

Необходимое оборудование и материалы: проектор, ноутбук, экран или интерактивная доска для демонстрации презентации в программе Microsoft Power Point.


Ход проведения мероприятия

Блок 1. Упражнения для активизации учащихся

Слайд 1. Титульный

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами примем участие в уроке, посвященном лесу. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «лес»?

Учащиеся называют свои ассоциации, учитель записывает ответы на доске. Записывать ответы необходимо в том порядке, как их называют ребята. Учитель может добавить и свои ассоциации тоже. На упражнение отводится 2–3 минуты. По истечении времени учитель подводит итог: объединяет ассоциации в группы и описывает, какие преобладают, чтобы охарактеризовать, какое отношение к лесу демонстрируют названные слова, с какой точки зрения аудитория на него смотрит.

Учитель: Вот такое описание леса у нас получилось. Это первое, что пришло нам в голову в течение нескольких минут, поэтому скорее получился эскиз, чем полноценный портрет. Я предлагаю превратить наш набросок в полноценную картину. Для этого нам нужно будет уточнить и прорисовать детали. Давайте попробуем посмотреть на лес под разными углами, с разных точек зрения.

Слайд 2

Учитель: А теперь я предлагаю поработать над деталями получившегося портрета. Для этого вам нужно представить себе образы тех, кто как-то связан с лесом, и дать от их лица интервью. Каждой группе достанутся два персонажа, для которых вы придумаете текст. Перед вами вопросы, на которые предстоит ответить. У каждого героя будет не больше минуты эфирного времени.

Выполнение задания «Интервью».

Задание начинается с розыгрыша персонажей между группами. Группы по очереди называют номер (от 1 до 6), выбирая первого персонажа, – и оставшиеся номера во втором круге для выбора второго персонажа. Когда каждая группа выбрала по два номера, необходимо нажать клавишу Enter, чтобы портреты выбранных персонажей появились на экране. Называем героев каждой группы и при необходимости учитель дает пояснения к появившимся портретам, если у ребят появились вопросы:

Коренные народы. 300 миллионов человек по всему миру живут в лесах. Лес для них — это не просто место, куда можно пойти на прогулку, а самый настоящий дом. Здесь они добывают себе все необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства, строительные материалы, инструменты. Кроме того, для многих коренных народов леса священны. Это неотъемлемая часть их культуры и быта.

Лесник (или лесной рейнджер). Это человек, который следит за порядком в лесу. Он делает обходы, чтобы проверить, здоров ли лес и его обитатели, защищает лес от браконьеров, незаконной рубки, пожаров.

Лесные обитатели. Более половины всех видов животных на нашей планете связаны с лесом. Здесь они находят себе дом и пищу. Лесные обитатели являются неотъемлемой частью леса и активно помогают ему жить и выполнять его многочисленные полезные функции.

Городские жители. Сегодня в городах проживает более половины населения мира. Многие жители городов совсем не бывают в лесу, но каждый день пользуются его дарами: бумагой, мебелью, стройматериалами, лекарствами и многим другим.

Лесоруб. Это рабочий, который знает, как правильно рубить деревья и подготовить их к транспортировке. Раньше лесорубы работали топором и пилой. Сегодня массовая заготовка леса производится с помощью бензопил и специальных сложных машин с компьютерным управлением.

Экологический активист. Это может быть человек, который заметил нарушения в лесу и не прошел мимо: сообщил о браконьерах, пожаре, незаконной рубке или свалке мусора. Или это может быть представитель общественной организации, которая заботится о сохранении лесов, изучает проблемы, из‑за которых лесу грозит уничтожение, и предлагает способы их решения совместно с государством и различными компаниями.

Далее группам дается не более 4-х минут на подготовку двух рассказов. Учащиеся могут разделиться на две подгруппы внутри группы, чтобы быстрее справиться с заданием, или попробовать последовательно выполнить его все вместе. Вопросы на слайде служат опорой для составления рассказа. Также ребята могут добавить любые высказывания по своему желанию.

По истечении времени на обсуждение представители групп по очереди «дают интервью» от лица своих персонажей. Рассказ должен быть от первого лица («я» или «мы»). Также необходимо следить за течением эфирного времени (не более одной минуты). В группе может быть ответственный, который запустит секундомер на телефоне и будет знаками показывать выступающему, когда осталась половина времени и последние 10 секунд.

На первый блок рекомендуется отвести около 15 минут.

Блок 2. Передача знаний Слайд 3

Учитель: Благодарю вас за интересные рассказы. В какой бы точке мира мы ни жили и чем бы ни занимались, нам трудно представить свою жизнь без лесов. Леса покрывают 1/3 земной поверхности нашей планеты. 80% всех наземных биологических видов либо живет в лесах, либо нуждается в лесе, чтобы выжить. Благополучие населения Земли зависит от лесов, то есть лесные ресурсы являются источником средств к существованию. В то же время леса исчезают быстрыми темпами. С нашей планеты исчезает 13 млн га леса в год – это означает, что каждую минуту мы теряем площадь леса, равную 35 футбольным полям. Вместе с лесами каждый день мы теряем до 100 видов различных животных и растений, которые не могут адаптироваться к жизни без леса. Кроме того, вырубка лесов вносит значительный вклад в изменение климата на планете. Живые деревья хранят в себе углерод, а срубленные выделяют его обратно в атмосферу в виде углекислого газа. Углекислый газ – один из газов, повышение концентрации которого в атмосфере приводит к перегреву планеты. В результате обезлесивания в атмосферу выделяется больше CO2 (18%), чем от выбросов всех транспортных средств в мире (14%).

Слайд 4

Учитель: Международный институт мировых ресурсов провел исследование и составил карту состояния лесов за последние 8000 лет. Оказалось, что леса покрывали 50% (половину) поверхности нашей планеты. Сегодня это уже треть. То есть на сегодняшний день человечество уничтожило половину от некогда существовавших лесов. Причем важно, что большая их часть была уничтожена совсем недавно, в 20-м веке.

Куда же деваются леса? Ребята, у вас есть идеи, почему планета так быстро и заметно лысеет?

Учащиеся отвечают.

Слайд 5

Учитель: С древнейших времен человек расчищал от леса земли для разных нужд. Человек расчищает участки леса, чтобы распахать землю для выращивания сельскохозяйственных растений или получить поле для выпаса скота. Нередко лесом приходится жертвовать, чтобы построить шахты и дороги для добычи полезных ископаемых, руды, нефти, угля. Численность населения планеты растет, и людям нужно больше места для жизни. Чтобы получить площади под застройку домов и дорог, тоже приходится вырубать леса. Людям необходимо заготавливать древесину, которая повсеместно используется для производства строительных и отделочных материалов, мебели, бумаги и огромного количества другой полезной продукции. Немало леса гибнет от пожаров. Причиной лесных пожаров почти всегда является неосторожное обращение человека с огнем. Тысячи гектаров леса могут сгубить насекомые-вредители. Взрослые насекомые и их личинки миллионами нападают на молодые и старые деревья, на листья и корни, кору и древесину, портят и пожирают их. Вы могли слышать о сосновом шелкопряде или короеде-типографе, поражающем ели.

Как видите, угроз для леса немало. Однако большинство причин относятся не просто к уничтожению, а к использованию леса, ведь он помогает обеспечить растущее население нашей планеты всем необходимым. Как вы думаете, что важнее: сохранить лес или использовать его ради древесины, расчищать земли под поля, пастбища, для добычи полезных ископаемых и строительства? Так ли страшно, что лесов становится меньше?

Учащиеся отвечают.

Задав вопрос: «Так ли страшно, что лесов становится меньше?» – необходимо выслушать несколько мнений. Хорошо, если ребята вспомнят о том, что лес – это не просто древесина, что он выполняет важную невидимую работу, которую никто другой за него сделать не сможет. Кроме того, хотя лес это возобновляемый природный ресурс, мы не можем использовать его столько, сколько захотим, но должны давать ему возможность самовосстанавливаться, а еще лучше – мы должны активно способствовать восстановлению леса.

Учитель: Леса – это не просто древесина, но жизненно важные друзья и помощники для всех живых существ на планете, в том числе для человека. Чтобы в этом убедиться, давайте посмотрим видеоролик, который поможет нам выяснить, чем на самом деле заняты леса, кроме того, что обеспечивают нас древесиной и приятным местом для прогулок.

Просмотр видеоролика, рассказывающий об экосистемных функциях леса.

Слайд 6

Учитель: Ну что, впечатляет? Ничего похожего человек создать не в состоянии. Теперь мы точно знаем, что лес – это не просто деревья, но сложнейшая система, разобраться в работе которой совсем непросто и о которой мы многого еще не знаем. Если вырубить деревья, вместе с ними погибнет большая часть живых организмов, в том числе и люди.

Учитель: Когда мы срубываем большое количество деревьев, происходят серьезные нарушения в работе экосистемы, которая теряет возможность поддерживать выполнение всех своих важных функций.

Однако отказаться от использования древесины человечество не может, это было бы совершенно неразумным даже с природоохранной точки зрения. Использование древесины во многих случаях позволяет избежать использования не возобновляемых видов сырья: нефти, газа, угля, которые могут закончиться и которые человек не может восстановить. Ребята, у вас есть идеи, как быть человечеству?

Учащиеся отвечают.

Учащиеся рассуждают о том, какие функции леса важнее для человека.

Учитель: Да, отказаться от использования древесины невозможно, так же, как и остаться без лесов на планете. Но вот что вполне возможно: вести лесное хозяйство и заготовку древесины таким образом, чтобы наносить лесу минимальный ущерб, сохраняя для будущих поколений возможность пользоваться всеми благами, которые приносит лес нынешним поколениям. Такой подход к использованию благ, подаренных нам лесом, называется устойчивым лесопользованием.

На этот блок рекомендуется отвести 10–12 минут.

Блок 3. Изучение понятия «ответственное лесопользование»

Слайд 7

Учитель: Ответственное лесопользование служит интересам сразу трех сфер: экологии, экономике и обществу. Экономическая сфера должна беспрерывно производить «лесные» товары: бумагу, доски, продукты питания, лекарства и другую продукцию. Экологическая сфера должна поддерживать стабильность природных ресурсов и процессов: возобновлять деревья, чистить воздух и воду, производить кислород, распределять влагу, обеспечивать домом и пищей животных, хранить углерод – делать всю ту невидимую, но жизненно важную работу, о которой мы узнали из видеоролика. Общественная сфера должна справедливо распределять ресурсы и товары, учитывать интересы людей и их мнение при использовании леса, обеспечивать их работой, образованием, лечением.

На практике не так уж просто учесть все интересы и попасть в область пересечения всех трех сфер в самом центре. Например, если мы будем рубить, где захотим и сколько захотим, то, как вы думаете, в какой области мы окажемся?

Учащиеся отвечают.

Учитель: У нас будет много древесины, которую с удовольствием раскупят. Экономическая выгода налицо – это синий сектор. Однако, скорее всего, такая погоня за прибылью быстро превратит Землю в пустыню и оставит миллионы людей без источника средств к существованию.

Если мы совсем не будем рубить деревья, интересам какой сферы это будет соответствовать?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Да, это зеленая область. Экосистемы останутся нетронутыми, но люди лишатся важных ресурсов, которым придется искать замену. И не факт, что равнозначная замена найдется.

Учитель: Ответственное лесоуправление стремится сделать использование леса экономически успешным, экологически грамотным и социально ответственным. Это требует немало сил, знаний, исследований, желания найти лучшее решение и любви к людям и природе, а также участия всех неравнодушных. Давайте попробуем с вами сейчас побыть такими людьми и поискать лучшие решения.

Слайд 8

Учитель: Первая группа выступит от лица объединенного правительства всех стран. Вам нужно подумать, как могут сотрудничать страны, у которых много леса, и страны, у которых мало леса. Какие законы и договоренности можно предложить, чтобы леса не уничтожались? Каких ученых, и какие исследования стоит поддерживать? Стоит ли создавать особо охраняемые природные территории и как оградить от вредного воздействия ценные природные объекты?

Вторая группа будет представлять лесопромышленников, то есть людей, которые занимаются заготовкой древесины. Представьте, что в вашем распоряжении участок леса, на котором вы можете рубить деревья. Что вы можете сделать, чтобы он не превратился в пеньки, а поддерживал ваше предприятие, людей и природу долгие годы? Какие исследования вам понадобится провести, чтобы позаботиться о лесе? Какие технологии вы могли бы использовать, чтобы нанести природе как можно меньше вреда? Как вы можете планировать свою деятельность и восстанавливать лес?

А третья группа будет представлять тех, кто покупает и использует продукцию лесной промышленности, то есть обычных людей, как мы с вами. Своим выбором и отношением к товарам из древесины вы влияете на то, сколько деревьев будет срублено, и даже на то, будет ли это сделано грамотно или варварски. Подумайте, какие советы вы могли бы дать людям, как можно правильно выбрать товары из древесины и узнать, каким способом они добыты и произведены. Как бережно относиться к этим товарам и использовать их разумно, не тратя ресурсы впустую?

У вас есть 5 минут на обсуждение, после чего вы расскажете нам о том, что удалось придумать, какие решения найти.

Учащиеся выполняют задание и презентуют результаты.

Учитель: Спасибо всем группам за работу. Чтобы узнать, какие еще есть решения для сохранения лесов, и совпадают ли ваши предложения с тем, что практикуется разными людьми и организациями в мире, я предлагаю посмотреть видеоролик «Как сохранить леса?».

Учитель: Таким образом, сегодня мы все узнали, что такое «Лесомания» – это такое чувство, когда понимаешь, как важны леса для жизни на Земле и возникает желание что-то сделать, чтоб их сохранить. Своими простыми действиями мы можем внести важный вклад в сохранение лесов. Поэтому пожелаем всем людям хотя бы немного настоящей «Лесомании», чтобы леса на нашей планете всегда могли нас оберегать. Спасибо всем присутствующим за работу.

Проведение этого блока займет около 15-18 минут.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!