Внеурочное занятие по теме:
«Водоемы нашего города и края. Реки и озёра»(2класс).
Орг.момент.
Мы начинаем занятие внеурочной деятельности и прошу Вас поприветствовать гостей, тихо сесть и прослушать стихотворение Трофимовой Н. И.
Край родной! Дышу твоим простором
Запахом сосны, черемухи лесной
Слышу пенье птиц, окидываю взором
Ширь полей и поворот речной
Свердловский - край родной зовется
Ягодно-грибное, в зелени лесов
А зимой увидеть доведется
Утопает в белизне снегов.
- О чем это стихотворение?
- Наш край очень красив. Ему посвящали стихи поэты, писали картины художники. О нем мы поведем разговор на уроке.
Сообщение темы урока и актуализация знаний.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода
Чтобы тему занятия узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
- Разгадайте кроссворд и узнайте тему занятия( работа в паре)
1.Это огромный водоём
Вода в нём солёная
Бывает шторм
В нём живут киты и акулы. (Океан)
2.Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока. Кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото)
3.Кругом вода
А с питьём беда. (Море)
4.На свете нет её сильнее,
На свете нет ее вольней.
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать. (Река)
5.Назовите ключевое слово, как одним словом назвать все эти слова:(Водоёмы)
-Что такое водоемы? (чтение определения из словаря)
Водоем- скопление или хранения воды.
Сообщество, т.е. место, где живут взаимосвязано разнообразные живые существа.,
т.е . коротко можно сказать, что это хранилища воды)
-Составим кластер о водоёмах.
-Что мы уже знаем о водоемах с уроков окружающего мира?
– На какие две группы можно разделить все водоемы? (Соленые и пресные)
– Какие солёные водоёмы вы знаете?(океаны, моря, и есть ещё озёра)
- Сколько океанов на Земле?(5)
- На какие ещё 2 группы по их происхождению можно разделить все водоемы?
( искусст. и естест.)
-Что относится к естеств.? – К искусственным?
-Отгадайте загадку:
Без ног бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
Ещё повторим материал про реку.
Для этого я Вам сделала заготовку схемы-реки( работа в группах).
Ваша задача- подписать все её части, которые Вы знаете
Проверка по слайду
-Как называют место, где река берет свое начало?(исток)
-Место впадения реки в другую реку или море, озеро?(устье)
-Что еще имеет река? (берега, притоки).
Углубление в земле, по которому течет река называется РУСЛОМ реки.
-А как вы думаете много ли рек и других водоёмов в нашем крае?
Так вот сегодня мы и поговорим о « Водоемах нашего края».
-Для чего нужно изучать эту тему?
- Что хотите узнать сегодня на занятие?
3.Изучение нового материала.
-Посмотрите на картинки. Что общего найдете в их содержании ?(как люди используют водоемы, какое значение они имеют)
Составьте рассказ по опорным словам о значении водоемов.
-Прочитайте слова МОРЕ ОЗЕРО ПРУД РЕКА
Исключите лишнее слово.( море, т.к. солёная вода и в нашем крае его нет)
-Каким цветом на карте обозначены водоемы?
-У каждой группы карта.
Найти водоемы Свердловской обл.
План
1.Назовите реки, которые Вы нашли.
2.Какое водохранилище есть в нашей обл.? Где оно находится?
3.Какие озёра есть в нашей области?
Замечательно, посмотрите на эти красоты.
- Кто из вас был на Исети? На озёрах?
- С какой целью вы туда ходили?
- Что вы знаете о них? Хотите узнать побольше? Узнаем, но прежде отдохнём.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже, солнце жжет.
Побежим скорее на речку
Окунемся, поплывем.
Ах! Какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс
Там послушаем рассказ.
Прочитайте текст, с помощью специальных значков произведите разметку в пустых клетках ( У каждой группы разные тексты).
- - это я знал
+ - это для меня новое
? - удивлен
!- следует запомнить
-Какая информация была знакомой?
- Какую новую информацию получили?
- Что вас удивило в содержании текста?
- Составьте рассказ- описание вашего объекта по плану.
-Послушайте историю.
На берегу обмелевшей реки сидят 3 рыбака. Задергался поплавок у одного рыбака, дернул он удочку и выловил старый башмак. Вот как!
Задергался поплавок у другого рыбака. Выловил он коробку из под сока. Вот это да!
Тут и третьего клевать стало- выловил он маленькую рыбку. Решил он отпустить ее .Но тут взмолилась рыбка человеческим голосом: « Не отпускай меня в речку. Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в этой речке.»
Вопрос: почему рыбка не захотела остаться в речке?
- что является причиной загрязнения водоемов?
ФАБРИКИ И ЗАВОДЫ (загрязнения фабрикой)
С.ХОЗПРЕДПРИЯТИЯ (удобрения)
ТРАНСПОРТ(велосипеды)
МУСОР
Последствия: высыхают речки, исчезают растения и животные, уменьшается кол-во пресной воды.
-что вы можете предложить по охране водоемов? (ПРАВИЛА)
-А сейчас проверим поиграв в игру по типу «Изабелла» какие правила вы будете соблюдать при посещении водоёмов.
-Только от нас и наших действий зависит то, какие увидят эти прекрасные реки и озера последующие поколения. Эта тема неисчерпаема. Разговор не закончен. Об этом мы будем говорить и дальше.
Ну а сейчас послушайте стихотворение в исполнении девочек.
Мимо разных дворов и крылечек
Где-то рядышком и вдалеке
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки.
Путь- дорога у них нелегка
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистотой останется в них навеки,
Студеная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните, речку светлую мою.
4.Итог занятия.
-Наше занятие подошло к концу. Подведем итог нашей работы.
- Выполнили ли мы с вами поставленные задачи нашего урока?
-Какие открытия вы сегодня сделали?
-Что заставило задуматься?
- О чем хотели узнать более подробно?
- Составьте СИНКВЕЙН по теме урока.
1.Водоемы
2.Искусственные естественные
3.Питают украшают используют
4.Водоемы нужно всегда охранять.
5.Водоемы- жизнь.
Д.з. По выбору:
нарисовать запрещающие знаки.
Рассказать о значении водоемов, охране
Рассказать о Исети от имени реки.
Приложение 1
Озёра и водоёмы Свердловской области
Озеро Асбест-камень
Озеро Аятское
Озеро Бездонное
Белоярское водохранилище
Волчихинское водохранилище
Озеро Исетское
Озеро Молтаево
Озеро Песчаное
Рефтинское водохранилище
Озеро Таватуй
Озеро Тальков Камень
Озеро Щучье
Полевской и Азов-гора
Реки Свердловской области
Река Ивдель
Река Исеть и скала «Каменные ворота»
Река Кунара
Река Лобва
Река Нейва
Река Реж
Источник Платонида
Река Серга
Река Сосьва
Река Сылва
Река Чусовая
Речка Дерней
Святые источники села Тарасково