СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Наш Сергей Есенин" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения С.Есенина

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Наш Сергей Есенин" для 1-4 классов»

Внеклассное мероприятие «Наш Сергей Есенин» 1-4 класс

Педагог: Добрый день, дорогие ребята!

Большое вам спасибо, за то, что вы сегодня пришли на наше внеклассное мероприятие. Кто догадался, какая тема нашего мероприятия? (ответы детей). Да, ребята. (слайд №1) Сегодня у нас мероприятие, посвященное дню рождения замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. 3 октября, исполнилось 125 лет со дня его рождения. Мы будем говорить о жизни Сергея Александровича, слушать и рассказывать стихи, говорить поэтическими строками о красоте родной земли, послушаем отрывок из романса и выполним задания, которые мы для вас приготовили.

(Просмотр презентации с комментариями педагога).

Педагог: (Слайд 2)

Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года (Слайд 3) в селе Константиново Рязанской губернии. Село располагалось на берегу реки Оки. Место это было необычайно красивым. Внизу – заливные луга, заросшая камышом река. А обзор с холмов такой, что, кажется, небо можно достать рукой!

(Слайд4) Родители Сергея Есенина - Александр Никитич
и Татьяна Фёдоровна были простые рязанские крестьяне – потомственные хлеборобы.

(Слайд 5) Было у Сергея Есенина две сестры- Александра и Екатерина.

С двух лет Сергей был отдан на воспитание дедушке и бабушке. Как вспоминал сам поэт, он рос в атмосфере народной поэзии. Бабушка была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье, а по вечерам в доме собирались дети и все слушали сказки. Дед был человеком умным, любящим книги и с самого детства, именно он приучил Сережу любить природу и искусство. Любил загадывать загадки и петь песни.

А какие веселые праздники были в селе: катания на санках, с игрой в снежки, с песнями до утра. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных, грустных строк. (педагог читает)

(Слайд 6-8)

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.


Педагог: (Слайд 9-10) В семье очень хотели, чтобы Сергей Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в закрытую учительскую школу. После окончания в 17 лет Есенин уехал в Москву и поступил в университет. Всё это время он писал стихи, например, такие как: «Сиротка», 1914 г., «Побирушка», 1915 г., повесть «Яр», 1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…», 1925 г

Сергей Есенин послал некоторые стихи в петербургские журналы, но их не напечатали. Тогда он сам решил поехать в Петербург. Первый с кем он познакомился, был известный поэт Александр Блок.

С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать стихи Есенина, а осенью появилась первая книга «Радуница». О ней много писали. И все говорили, что Есенин – это талант. Есенин был даже приглашен в царскую семью для того, чтобы он прочитал свои стихи.

Стихи Есенина о природе, о красоте русской земли. Сергей Есенин всей душой любил Россию.

И всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном.

Любимый клён поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший дом и пенёк от клёна очень расстроил поэта, тогда он решил своими руками посадить три клена.

(Слайд 11-15)

Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым делом встречает клён. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож, верно, несёт свою многолетнюю службу.

(Слайд 16-18) Украшением села, в котором родился С. Есенин, является Казанская церковь - памятник архитектуры 18 века. В ней крестился Сергей Есенин. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина является одним из крупнейших музейных комплексов нашей страны.


Педагог: А теперь предлагаю вам разделиться на группы по временам года (по выученным стихотворениям) и занять свои места за столами.
«Снежинки» - те, кто рассказывал стихотворение о зиме.
«Подснежник» - те, кто рассказывал стихотворение о весне.

«Солнце» - те, кто рассказывал стихотворение о лете.
«Кленовый лист» - те, кто рассказывал стихотворение об осени.
А для начала, вспомним правила работы в группе.
(Далее следуют ответы детей и групповая работа).

(Слайд 19-24)

Педагог: Послушайте внимательно стихотворения Сергея Есенина «Бабушкины сказки»:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.


Педагог: О каком времени года идёт речь?
(Ответы детей)
Педагог: Верно. Стихи Есенина о зиме необычайно искренние и тёплые. Вот некоторые из них: «Зима», «Заметает пурга», «Бабушкины сказки», «Белая берёза», «Поёт зима – аукает», «Пороша» и другие. Несмотря на то, что зима - это суровое время года, строки согреты особой теплотой. Зима - чудесная пора. Зимой всё вокруг кажется таинственным. В стихах зимнее время пронизано с одной стороны - особой грустью, а с другой - небывалой лёгкостью. Есенин очень любил это время года. Может быть, поэтому, именно в это время он написал многие свои самые лучшие стихотворения.
(Слайд 25-28)Стихи Есенина о зиме, которые мы сегодня услышим: «Белая берёза», «Поёт зима - аукает», «Пороша».(читают дети)

Педагог: Какие чувства они у Вас вызывают? Почему? Понравились? Чем?
(Далее следуют рассуждения детей).
Задание: Вспомните птиц, о которых идёт речь в этих стихотворениях. Необходимо раскрасить из всех предложенных только их.

Примечание: Даются листы с изображением следующих птиц: воробей, ворона, дятел (правильный вариант). А также листы с изображением любых других птиц, например: голубь, попугай и т. д.
(Проводится работа с детьми и подводится итог работы группы).









Педагог: Следующее задание для групп – разгадать загадки, о каком времени года наша следующая группа стихотворений Сергея Есенина.
(Каждая группа получает свою загадку о весне в конверте).
Загадки о весне:
1.Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство - чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – … (Весна).


2.Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу … (Весна).


3.Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна).


4.Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла … (Весна).
(Дети читают загадки и разгадывают их).

Педагог: Верно. Эти загадки о весне, о пробуждающейся природе, о первых цветах и весеннем настроении. Устав от долгой и холодной зимы, все с нетерпением ждут наступления тёплой, солнечной и такой долгожданной весны. Хочется поскорее вдохнуть весенний аромат, понежится на тёплом солнышке, когда вокруг поют птицы, и всё цветёт, пахнет и благоухает. Стихи Есенина о весне необыкновенно лиричны, они согреты удивительным внутренним теплом. Ему удавалось разглядеть прекрасное там, где иной, пройдя мимо, не заметил бы ничего особенного.
(Слайд 29-32) Стихи Есенина о весне ,которые мы сегодня услышим: «Наступление весны», «Весенний вечер», «Черёмуха».( читают дети)


Задание: Напишите все признаки весны, которые встречаются в этих стихотворениях. (Правильные ответы: тает снег, появляются первые листочки, зеленеет трава, ранние цветы ароматно пахнут, прилетают с юга птицы и другие).
(Далее следует выполнение задания и подведение итога работы группы).

Педагог: Лето - одно из самых удивительных времён года. Во всей своей красе предстаёт перед человеком природа. Жаркий полдень, сочные травы, аромат цветов, прохлада леса - всё это отражено в творчестве Сергея Есенина, который посвятил лету волнующие и романтичные стихи. Деревья стоят пышно одетые в яркие, зелёные наряды. Повсюду растёт трава, а на ней разноцветные огоньки цветов - васильков, колокольчиков, ромашек. А над ними порхают бабочки и гудят всякие мушки. Стихи о лете в творчестве Есенина передают красоту русской природы, пение птиц и шум леса. Всё благоухает и цветёт. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе, которая богата сочными зелёными красками и благородным летним настроением.
(Слайд 33-36)Стихи Есенина о лете, которые мы сегодня услышим: «Вот уж вечер», «С добрым утром».(читают дети)
Задание: вспомните и напишите всю растительность, встречающуюся в стихотворениях Сергея Есенина о лете. (Правильные ответы: берёзки, крапива, ива).
(Далее следует выполнение задания и подведение итога работы группы).

Педагог: В стихотворении Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» изображается картина осенней природы. Но это не просто осенний этюд, здесь автор посвящает нас в свои сокровенные мысли. Осень вызывает грустное, унылое, тоскливое настроение. Когда читаешь произведение, сразу буквально «оказываешься» в осеннем лесу. Есенин помогает рассмотреть красоту поздней осени в неприглядной картине: рощи, нивы, река, сырость, туман. Все эти непоэтичные и общеупотребительные слова в прямом значении. Есенин же преображает голые унылые рощи в звонкие прекрасные чащи, неприятные сырость и туман - в таинственную дымку. Есенин даёт нам возможность почувствовать, что мир полон чудес, что природа близка, и мы связаны с ней кровным родством, потому что у неё те же радости, мечты и печали.
(Слайд 37-42) Стихи Есенина об осени, которые мы сегодня услышим: «Нивы сжаты, рощи голы», «Осень», «В ожидании зимы». (читают дети)

Педагог: Ваше задание: сложить из данных слов пословицы об осени. Помните, ребята, что пословица - это мудрость, проверенная веками. Желаю Вам удачи!


Пословицы:
Осень - время собирать урожай.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Цыплят по осени считают.
Осень идёт, а за собою дождь ведёт.
От осени к лету поворота нету.
(Далее следует выполнение задания и подведение итога работы группы).

Педагог: По своему ритму стихи Есенина близки русским народным песням, они напевны и мелодичны. Именно поэтому многие стихотворения Сергея Есенина положены на музыку и превращены в песенные композиции - романсы. Ребята, как вы думаете, что такое - романс?
(Далее следуют рассуждения детей).
(Просмотр презентации с комментариями педагога).

(Слайд 43-46)

Слово «романс» пришло в Россию в середине XVIII века из Испании. Первоначально оно обозначало стихотворение на испанском («романском») языке в музыкальном исполнении с инструментальным сопровождением. В романсе важно каждое слово. И без хороших стихов романса не будет, даже какой бы красивой ни была мелодия. Сюжет в романсе обычно простой, о человеческих переживаниях: любви, разлуке, одиночестве, памяти о прошлом. Много песен-романсов на стихи Сергея Есенина (Слайд 47) написал композитор Григорий Фёдорович Пономаренко, а также А. Вертинский, В. Липатов, Е. Попов, А. Покровский, и многие другие.

(Слайд 48-52) Известные исполнители романсов: Владимир Ивашов, Александр Новиков, вокальное трио «Реликт», Александр Малинин и многие другие.

Стихи Есенина положенные на музыку, наполнены звуками, запахами и красками. Но в них всегда чувствуются грусть и печаль. Через них можно ощутить всю красоту и гармонию окружающего мира. За 30 лет, отпущенных ему на земле, он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Началом всех начал для Сергея Есенина была Родина, в которой он видел Россию. С огромным восхищением превозносил он её.

Педагог: Предлагаю прослушать романс «Отговорила роща золотая»

(Слайд 53) (Далее прослушивание романса).

(Подведение итогов)

(Слайд 54-55) Педагог: Наше мероприятие подходит к завершению. Давайте подведем итог:

• О творчестве какого поэта мы сегодня говорили?

• Какова главная мысль всех произведений Сергея Есенина?

(Ответы детей)

( Награждение и вручение призов)


Педагог: Спасибо вам ребята за участие. Думаем, наше мероприятие оставит след в вашем сердце, научит вас любить свой родной край, так как его любил великий русский поэт Сергей Есенин. И надеемся на то, что книги с произведениями Сергея Есенина станут одними из ваших любимых книг.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!