СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие не тему : " Вежливости"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять знания учащихся о культуре поведения.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие не тему : " Вежливости"»

Внеклассное мероприятие на тему : « Урок вежливость»

Цель:

усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди- быть вежливыми, формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку, знакомство детей с правилами речевого этикета в игровой форме; усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди - быть вежливыми. – обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,

Задачи:

Развивающая:

расширить знания учащихся о культуре поведения, развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, воспитывать вежливое отношение к окружающим людям; научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь;

Позновательная:

знакомство учащихся с правилами поведения в общественных местах, воспитывать в детях стремление быть полезными обществу; закрепить правила поведения культурного человека на практике; приобщить учащихся к правилам хорошего тона.

Воспитательная:

– формировать у детей умение сотрудничать, – обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде, – воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, – принимать людей такими какие они есть, формирование положительного отношения к правилам поведения,

научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу; показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении .

Внеклассное мероприятие

поступков, дел и отношений»

Цель: формировать представление о культурном человеке, о формах общения и

э

Задачи:

обучающая - продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта,

вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.

воспитательная - воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность

чувствовать, понимать себя и другого человека.

развивающая - развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на

анализ собственного поведения и поступков окружающих лю

Оборудование:

-ребус для каждой команды; -таблички со словами вежливости;

- мультимедийная презентация; - плакаты с высказываниями.

Плакаты: «Скромность всякому к лицу»«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»Мигель Сервантес.«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям»Ж.-Ж.Руссо.

Формы, методы: слово, беседа воспитателя, групповая и индивидуальная работа.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Прослушивание спокойной расслабляющей мелодии в течение 1–2 минут (для сосредоточения ребят).

– Добрый день, дорогие гости!

Здравствуйте, ребята!

– Я прошу вас встать в круг и взяться за руки .

– Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю сегодня хорошего настроения, улыбок, добра.

Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

Воспитатель: – А что вы можете пожелать мне и своим одноклассникам?

Наш классный час сегодня будет посвящён очень важной и полезной теме. О чём именно мы будем говорить, вам предстоит догадаться самим.

. Но для начала давайте разделимся на две команды (ребята делятся на 2 команды, выбираются капитаны и жюри, дети группы поддержки).

Конкурс 1: «Размышляй-ка». Слайд №1

У каждой команды на столе лежит ребус, разгадав который, вы и узнаете тему нашей сегодняшней встречи. Время на это задание 2 минуты.

(команда, быстрей всех разгадавшая ребус, получает 2 балла). Давайте послушаем первое задание .

Слова напечатаны и вывешены на доску.

Из слова СВЕТ взять вторую и третью буквы – ВЕ

Из слова УЖ взять согласную букву - Ж

В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ

В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В

В слове КОСТЬ убрать первую букву - ОСТЬ

Ребята, какое слово у нас получилось : ВЕЖЛИВОСТЬ

Итак, тема сегодняшней игры: « Урок вежливости». Слайд №2

Прежде ч ем начать игру, вам нужно придумать название для своей команды, связанное с сегодняшней темой.

Конкурс 2: «Культура поведения» Слайд№3

(Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает - 1 балл)

Вопрос №1: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора (на доску вывешиваются таблички со словами):

1.Доброе утро 2.Здорово 3.Привет 4.Здравствуйте 5.Хелло

-Какие слова, по-вашему, наиболее употребимы? (Варианты ответа: 1,4). Слайд №4

Вопрос №2: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:

1.Позовите Машу. 2.Здравствуйте, позовите Машу .3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 3) Слайд №5

Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет. 2.Тот, кому 11 лет. 3.Тот, кто вежливее. 4.Уступать дорогу не обязательно.

(Вариант ответа – 3). Слайд №6

Вопрос № 4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?

1.Простите меня, я выхожу. 2.Разрешите пройти. 3.Извините, можно пройти? 4. Расступитесь, я иду.

(Вариант ответа – 3). Слайд № 7

Вопрос № 5: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече? 1.Да. 2.Нет. 3.Можно, но не обязательно. 4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном. (Вариант ответа – 4). Слайд №8

Вопрос №6: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

1.Скажите, сколько сейчас часов? 2.Вы не подскажите, который час? 3.Скажите, пожалуйста, который час? 4.Сколько времени? (Вариант ответа – 3). Слайд №9

История происхождения вежливых слов.

Ученик 1 СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

- Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!».

Ученик 2: ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

Ученик 3: ИЗВИНИТЕ.

Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

Ученик 4: ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори!

Ученик 5:

Ах, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Конкурс №3: «Капитаны, капитаны…» Слайд №10

Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий) Слайд №11

2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот) Слайд №12

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший) Слайд №13

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ? Слайд №14

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом? Слайд №15

6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…». Слайд №16

«Весёлая пятиминутка». Физминутка.

Песенка « Ежели вы вежливы» Слайд № 17

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы тому кто послабее,

Вы будете защитником пред сильным не робея.



Конкурс №4: «Инсценировка» Слайд № 18

Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию. Максимальный балл за конкурс – 5. Слайд № 19

1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.

2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.

Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл для команды, за которую болеет.

Вопросы: Слайд № 20

1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

1.покраснеть от …(стыда). 2.позеленеть от …(злости). 3.побелеть от …(страха).

4.порозоветь от …(удовольствия). 5.потемнеть от …(горя).

Слайд №21

2.Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов.

1) Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).

2) Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он… (настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев).

3) Если человек трогает или потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

4) Если человек расхаживает взад и вперёд, то он… (видимо, озабочен, нервничает).

Конкурс №7: «Поздравительный»

Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул. За каждую используемую формулу, команда получает 1 балл.

А сейчас, давайте все вместе отгадать загадки Слайд 22

Говорить друзьям не лень, улыбаясь: «добрый …. день»!

Друг другу на прощание.Мы скажем … «до свидания».

Как похоже слово «царствуй»,на приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите: «Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

Друга не стоит в обиде винить, лучше скорее его ….извинить.

До чего ж оно красиво, слово доброе …«спасибо».

В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше не … перебивай.

Подведение итогов жюри.

Проведем небольшое тестирование, выясним, вежливый ли вы человек?

1. Выходя из дома, вы:

а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног. (5 баллов)

б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. (1 балл)

2. В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, вы сталкиваетесь с прохожим, идущим навстречу. Ваши действия:

а) делаете шаг в сторону и пропускаете его. (2 балла)

б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, приказываете себе: « Ни шагу в сторону!» ( 4 балла)

3. В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади. Вы:

а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: « Ничего страшного. Мне не больно!» ( 2 балла)

б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является « медведь неуклюжий» (4 балла)

4. Когда ты встретишь мальчика, который обижает девочку, ты:

а) толкнёшь его, тоже обидишь; (3 балла)

б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним (2 балла)

в) пройдёшь мимо (4 балла)

5. Старушка попросила перевести её через дорогу. Вы:

а) скажете, что вам некогда, что спешите на спортивную секцию или кружок. ( 5 баллов)

б) возьмёте её под руку и переведёте через дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. ( 1 балл)

Подведение итогов теста:

Менее 10 баллов: Вы на верном пути. Вы вежливый человек.

От 10 баллов- до 20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!

Более 20 баллов: Увы! Вас приняли за разбойника!



Рефлексия

Итак, подведем итог. Слайд 23

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.

Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его.

Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения .

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры.. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливые слова рождают тепло души.

Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.

Объявление результатов, награждение команд.

Воспитатель: Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что сегодняшняя викторина запомнится вам надолго, и вы будите использовать их в своей жизни И в память о нашей встрече я дарю вам вот эти памятки.

ПАМЯТКА

1.Надо вежливо обращаться к другим людям. 2.Правильно вести себя в чужом доме.

3.Быть гостеприимным хозяином. 4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы». 6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

10.В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

11.Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.





Пословицы

1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

2. Даренному коню в зубы не смотрят.

3. Семеро одного не ждут.

4. Худой мир лучше доброй ссоры

5. Не бросай камня в чужой огород.

6. Яйца курицу не учат.

7. Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

8. Всяк сверчок знай свой шесток.

9. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

10. Про доброе дело говори смело.

11. Жизнь дана на добрые дела.

12. Как проживешь, так и прослывешь.

13. Худо жить без ласкового слова.

14. Не мудрен привет, а сердце покоряет.

15. Ласковое слово лучше мягкого пирога.

16. Спасибо – великое дело.

17. Встречают по одежке, провожают по уму.

Игра «Берём – не берём»

-На доске записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку (хлопать в ладоши на хорошие качества, топать ногами – на плохие)

-безразличие

-благодарность

-вежливость

-ворчливость

-грубость

-жадность

-злость

-скромность

-отзывчивость



Конкурс «Вопрос-ответ»

1.Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2.Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание).

3.Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? ( Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4.Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса?(Да, если надо одобрить декорации).

5.Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? (Нет. Это можно сделать во время антракта или после спектакля).

6.Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? (Лицом).

7.С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте).

8.В какое время можно звонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или более позднее время звонка особо).

9.Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает?(6 – 7 гудков, потом вешайте трубку).

10.Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице: правой или левой? (Правой).

11.С какой стороны нужно обходить прохожих? (Идущих навстречу – справа, идущих впереди – слева).

12.Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться).

13.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет).

14.Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (Младший).

15.Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? (Не более 3 цветов).

16.Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце).



Конкурс второй « Пословицы»

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Воспитатель: подведем итоги конкурсной викторины. Победила команда…



Кроссворд «О вежливости»

1. Это слово надо говорить, когда здороваешься.

2. Так называют человека, который имеет

небрежный вид.

3. Такое слово нужно сказать, если обращаешься

к кому-то с просьбой.

4. Так называют человека, который постоянно

капризничает, плачет.

5. Когда ты встречаешь товарища, то говоришь ему...

6. Так называют человека, который не умеет вежливо

вести себя в обществе.

7. Книга С. Михалкова для детей «Что такое хорошо,

и что такое…»

8. Так мы благодарим человека за оказанную услугу.

9. Так нужно говорить, когда перед кем-то

извиняешься.

10. Так называют мужчину (или мальчика), который

очень внимательно относится к женщинам.







7 конкурс: «Человеческие качества»



Ребята, сейчас вам будет предложено несколько качеств человека, записанных на листочке. Вы должны будет выбрать такие человеческие качества, которые вы хотели бы видеть у себя или своих товарищей. Капитаны, получите задание. Раздаются листочки со словами.



Смелость.

Резкость.

Грубость.

Честность.

Преданность.

Невежество.

Доброжелательность.

Отзывчивость.

Уважение.

Насмешливость.

Трусость.

Взаимопомощь.

Хамоватость.

Забота о ближнем человеке.

Зависть.

Драчливость.

Воспитанность.

Душевность.

Жестокость.

Лживость.



Ведущий. Пока команды готовятся, остальные участники праздника должны прослушать выбранную ситуацию и дать ей оценку.

А)

Таня конфетку в классе съедает,

Фантик куда, догадайтесь, бросает?

В этом вопросе, ребята, туман:

В урну, под парту, иль, может, в карман.

Дети. Любой мусор надо выбрасывать в урну или в мусорный бак.

Б)

Мы играли в салки, в прятки,

Было всё у нас в порядке.

Тут наш Коля прилетел,

Первым быть везде хотел.

Всех давай толкать, ругать,

Стало скучно нам играть.



Дети. Если ребенок не умеет дружить, играть вместе с другими детьми, везде хочет быть первым, то с таким ребенком другие дети играть не хотят. Надо играть всем дружно, уметь договариваться друг с другом.

В)

Танцевали мы в спортзале,

Но столкнулись и упали.

- Слон ты,- мне сказала Люда.

- Ты сама как два верблюда.

Дети. Нельзя оскорблять, обзывать друг друга. Нужно уважать других людей, общаться вежливо, уметь прощать им те поступки, которые были сделаны по неосторожности. Нужно обращаться с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой. А мы все хотим, чтобы нас уважали и ценили.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас конкурс "Капитанов". Вам предлагается разгадать кроссворд. А в это время команды зачитают, какие они выписали пословицы и поговорки о правилах поведения.



Вопросы к кроссворду:

1. Человек, с которым у тебя много общего, но вряд ли ты с ним будешь откровенным. (Товарищ)

2. Установленный порядок поведения (Этикет)

3. …..- это испытание сердца. (Дружба)

4. По распоряжению Петра Великого была издана книга наставлений и советов "Юности честное…" (Зерцало)

5. Поступки, совершаемые нами ежедневно. (Привычка)

6. Внутреннее осознание добра и зла; твой главный судья. (Совесть)

7. Твой выбор в конкретной ситуации (Поступок)

8. Достоинство, то, что вызывает уважение (Честь)

9. Совокупность свойств человека, которые проявляются в поведении (Характер)

10. Знание правил поведения в обществе (Воспитанность)

ВЕДУЩИЙ: В заключение нашего турнира давайте посмотрим, что приготовили команды заранее. Конкурс "Домашнее задание"

ВЕДУЩИЙ: Подведем итоги.

Хотелось бы, чтобы вы всегда помнили и выполняли правила этикета. Надеюсь, что рыцари не исчезнут из нашей жизни никогда.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!