СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "О героях былых времён"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель внеурочного занятия познакомить обучающихся с краткой биографией русского землепроходца В.Д.Пояркова . Рассказать о значении его походов. Вызвать интерес к истории Отечества. Воспитывать   любовь и гордость к Амурской земле.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "О героях былых времён"»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Практичанская основная общеобразовательная школа




















СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«О героях былых времён»

















Разработала учитель истории и обществознания Вахманцева О.Ю.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«О героях былых времён»

Цель: Познакомить обучающихся с краткой биографией русского землепроходца В.Д.Пояркова . Рассказать о значении его походов. Вызвать интерес к истории Отечества. Воспитывать любовь и гордость к Амурской земле.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность

поколений, патриотизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает

использование видеороликов.

Комплект материалов:

− сценарий

− видеоролик

− презентационные материалы

− интерактивное задание

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Беседа, введение в тему занятия. Просмотр видеоролика. Обсуждение

содержания видеоматериалов. Интерактивное задание

Часть 2. Основная

Обсуждение исторических событий, связанных с историей открытия Амура

Часть 3. Заключение

Заключительное слово учителя.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель: В середине XVII века по берегам Амура и Зеи жили немногочисленные племена – дауры, дючеры, нанайцы, ульчи, нивхи. С XVII века начался новый этап в истории освоения Приамурья. Открытие и освоение Амура – одной из крупнейших рек мира – связано с подвигами в 17 веке мужественных русских землепроходцев – атамана Максима Перфильева, казаков Ивана Москвитина, Василия Пояркова и всех тех, кто вместе с ними участвовал в этих походах.

Поэтому тема нашего занятия звучит так: «О героях былых времен»

Когда же пришли русские на амурскую землю? Кто положил начало освоению приамурских земель? Можете ли вы назвать фамилии первопроходцев?


Посмотрите на экран. Знаком ли вам этот человек? Предположите когда он мог жить?( Поярков Василий Данилович)





Часть 2. Основная

Путешествие Пояркова

Учитель: Поярков Василий Данилович (XVII в.) - землепроходец. (слайд 1)

15 июля 1643 года – вооруженная команда, включающая в себя 133 человек покинула Якутск. Данная экспедиция была хорошо оборудована. Были предоставлены в дополнение к основным запасам продовольствия, а также вещи, которые считаются подарком племен. Пояркову был дан ряд заданий: описать реки и народы, живущие на них, их занятия, выяснить природные богатства края. Был составлен маршрут похода и даны некоторые сведения о реках и народе, живущем на Амуре, а также твердый наказ Пояркову, чтобы люди его отряда не трогали и не обижали местное население.

Даурия

(видеоролик, просмотр маршрута путешественников)

Учитель: (слайд 2) Разведка под руководством Пояркова провела сплав по реке Лене, они приближались к дельте Учура и команде пришлось противостоять приливам реки, что делает путешествие очень медленным. Также в качестве препятствия на пути были очевидны бесчисленные пороги, поэтому казакам пришлось тащить тяжелое судно на своих плечах. Осенью 1643 года, когда начинались неимоверные заморозки, движение по воде стало абсолютно невыполнимой задачей.

Василия Пояркова, который оставил несколько человек на лодке на реке Гонам зимой, берет вместе с собой 90 казаков и продолжают путь. Они пересекли Становой хребет на лыжах и по снегу соскользнули к воде реки Брянты. Затем команда отправилась на равнины высокого Амурско-Зейского плато, оказалась близ левому берегу реки Зея, р. Умлекан и попала в те места, где тем временем проживали дауры и оценили богатство племени, местного земледелия, животноводства и охоты.

Поярков решил провести зиму на реке Зея и построить острог около устья Умлекана. Русским там было невероятно трудно. Их брали в осаду, не давая отдыху и время от времени делали набеги на острог, а также атаковали охотников. Они голодали всю зиму, началась настоящая чума. Им приходилось питаться корнями растений, корой, тушами животных. Доходило даже до каннибализма. Даже было ведомо, что тела, оставленные в снегу после нападения дауров, начали есть.


Весна 1644 года — Осадное кольцо отменено. Поярков может приступить к следующему походу.

Беседа.

Учитель: Ребята, вы проследили по карте путь проделанный отрядом Пояркова? Скажите, какие трудности встретили на своём пути первооткрыватели. А какие причины побудили пойти в длительный поход землепроходцев?



Возвращение Пояркова

Учитель: (Слайд 3) По завершению мая 1645 года, как только лед в низовье Амура был расчищен для проезда, экспедиция наступает в дельту реки Амура.

Путешествие Пояркова занимало 12 недель по юго-западному побережья Охотского моря от низовья Амура до устья реки Ульи, в котором путники попадают в ураган и отзимовали осенью 1645 года. Затем вдоль реки Мая команда начала свой путь домой. В Якутск 1646 года вернулась только малая часть отряда. Команда Пояркова не поразила все свои цели, как это было задумано, но российские власти получили ценную информацию о пройденном им пути.

Результаты похода

При приближении к устью Амура Поярков В. Д. не решился шествовать на юг, свернув с обеих сторон на север, где можно было увидеть побережье Сахалина, на котором проживали айны (волосатые люди), но Поярков принял решение оставить их в покое. Плавание в море длилось в общей сложности три месяца. В первую очередь Поярков и его команда следовали по длине материкового побережья Сахалинского залива, после вниз к Охотскому морю. Моряки много чего обошли на своем пути, поэтому и пробыли в пути такое длительное время обнаруживший, по крайней мере, залив Академии. Образовавшийся ураган унес их на неизвестный остров, возможно, к некоторому из группы Шантарских, но слава богу, все прошло хорошо и сначала сентября Поярков вступил в лиман Ульи.


В этой местности казаки повстречались с народом, которые уже был им известны — эвенков (тунгусов.) Поярков по обычаю ловит аманатов, уплачивает пошлину эвенкам и проводит здесь третью зиму. По весне 1646 года команда отправилась кверху по Улье и вышла к реке Мая, которая относится к бассейну реки Лена. Посреди июня 1646 года они вернулись в Якутск по Лене и Андалу. Погибло из отряда Пояркова в дороге около 80 человек, большинство людей умерли от голода. Возвратилось назад 52 человека. В процессе своего многолетнего путешествия Поярков преодолел расстояние равное 8000 км по новенькой дороге от Лены до Амура, также нашел реки Гонам, Учур, Зея, плато реки Зея и Зейско-Бурейскую равнину.

Беседа.

Учитель: Какие средства передвижения использовали первопроходцы? Какой вклад в освоение и присоединение новых земель к территории Российского государства внес В.Д.Поярков?

(Присоединенные земли были несметно богаты, а крепости, остроги превращались в города и поселки.)

Часть 3. Заключение

Учитель: Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частицей истории освоения Приамурья.

Василий Данилович Поярков оказался первым, кто спустился по морю примерно на 2000 км по реке Амур от дельты Зеи. Поярков обнаружил устье Амурского залива, Сахалин и накопил некую информацию о данном острове. Он был первым, кто путешествовал по юго-западному побережью Охотского моря. Вдобавок было доказано, что Поярков составил весьма важную и значащую информацию о таких народах, как дауры, дюшеры, нанайцы, нивхах. Когда Поярков вернулся домой, начали спорить с человеком, который был государственным деятелем, чтобы убедить губернатора Якутии включить Амурскую область в Россию. Поярков на своем пути мог во многих ситуациях отступить и сдаться, но он боролся до конца и исполнил свое предназначение.


Учитель: В заключении предлагаю вам поиграть в интерактивную игру («О героях былых времён»)


Дополнительная информация:

http://геоамур.рф/sources/history/history_modern/history_modern-x=09.php


Источник информации: https://natworld.info/nauki-o-prirode/vasiliy-poyarkov-kratkaya-biografiya-chto-otkryl-i-karta-s-marshrutom-pohoda



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!