СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Очаг мой- родной Дагестан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Очаг мой- родной Дагестан".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Очаг мой- родной Дагестан"»

Внеклассное мероприятие

«Очаг мой-родной Дагестан»

Голос за кадром: …Мои горы, мой Дагестан… Вот гнездо моих дум, моих чувств и стремлений. Из этого гнезда вылетим мы, как оперившиеся птенцы. Из этого гнезда все наши песни. Дагестан- мой очаг. Дагестан – моя колыбель.

(Занавес закрыт. На сцене годекан. Выходят и садятся три старца. По залу идет юноша, на плечах хурджины.)

Голос за кадром: - Ты где , Дагестан? Юноша:

-На высокой скале, у реки Койсу.

Голос за кадром:

-Что ты делаешь, Дагестан?

Юноша

-Закручиваю усы.

Голос за кадром:

-Ты где, Дагестан?

Юноша:

-Стою снопом ячменя!

Голос за кадром:

-Ты кто, Дагестан?

Юноша:

-Олень что пьет речную струю!

Голос за кадром:

-Ты кто , Дагестан

Юноша:

-Я река, я оленя пою.

-Голос за кадром:

-Ты какой, Дагестан?

Юноша:

-Я маленький, весь умещусь в горсти.

Голос за кадром:

-Ты куда отправился, Дагестан?

Юноша:

- Что-нибудь большее хочу найти!

(Юноша подымается на сцену, подходит к старцам, здоровается и садится)

1 Старец:

- Мир – большое блюдо, а ты лишь маленькая ложка. Не слишком ли она мала для такого блюда?

2 Старец:

-Моя мать говорила, что и маленький рот может сказать большое слово.

3 Старец:

-Говорил и мой отец, что маленькое деревце украшает большой сад.

(Выходят двое парней, здороваются, подходят к хурджинам)

1юноша:

-А что у тебя в хурджинах, путник? Продай нам!

Путник:

-У вас не хватит ни золота, ни серебра, чтобы купить это.

1 парень:

- Назначь свою цену, а там посмотрим!

Путник:

-Этому не может быть цены.

2 юноша:

-Что же такое в твоих мешках, чему нет никакой цены?

Путник:

- Моя Родина, мой Дагестан!

Юноши (хохочут):

- Родина в хурджинах, навьючена на осла! Ну-ка, ну-ка, покажи свою родину!

Голос за кадром:

-Горец развязал мешок, и люди увидели в нем обыкновенную землю. Впрочем, земля была не обыкновенная. На три четверти она состояла из камней.

2 парень:

-И это все?! Это и есть твое сокровище?

Путник:

-Да, это земля моих гор. Первая молитва моего отца, первая слеза матери, первая моя клятва, последнее, что оставил мой дед; последнее, что я оставлю своему внуку!

1 парень:

-А это еще что?

Путник:

-Вода!

1 парень (пьет, плюет):

-Ты возишь воду, которую даже нельзя пить!

Путник:

-Это вода из Каспия. Как в зеркало смотрится Дагестан в это море.

(слайд . Каспийское море )

(Открывается занавес. Сакля...В саклю входят девушки. Одна садится у очага, раскатывает тесто; другая садится к люльке, качает ее)

Голос за кадром:

Очаг разгорелся. Котел, подвешенный над огнем, закипает. Говорят, в такой день все звери в горах танцуют на семицветной радуге, словно канатоходцы.

(Барабанщики выходят на сцену, садятся на годекане ,исполняют небольшой этюд)

1старец:

-Сегодня в горах весна, первый день весны. Она, как и я, начинает первую борозду.

2 Старец (лукаво):

- Скажи, дагестанская весна, какие семь подарков есть у тебя, чтобы все они начинались с одной буквы?

Один из барабанщиков:

-Есть у нее такие подарки, преподнес их нам Дагестан. Я буду называть, а ты считай, загибая пальцы.

1. Ц!а – огонь

Старец 1 – Для жизни. Для любви и ненависти.

2. Ц1ар – имя.

Старец 2 – для чести. Для отваги. Для того чтобы позвать человека

3. Ц1ам – соль.

Старец 3 – для вкуса жизни. Для меры жизни

4. Ц1ва – звезда.

Старец 2 – Для высоких стремлений и надеж. Для светлых целей и прямого пути.

5. Цум – орел.

Старец 2 – для примера и образца.

6. Ц1умур – звонок, колокол.

Старец 3 – чтобы собрать всех в одно место.

7. Ц1алк1у – сито, решето.

Старец 1 – чтобы отделиться и отсеять полновесные зерна.

Путник (встает):

- Дагестан! Эти семь вещей – семь ветвей на твоем коренастом дереве.

Раздай всем своим сыновьям, подари и мне. Хочу быть огнем и солью, орлом и звездой, колоколом и ситом. Хочу иметь честное сердце. (Садится к старцам)



Старец 2:

- Смотрю вверх и вижу небо, сотканное из солнца и дождя, из огня и воды. Мать всегда рассказывала, что из огня и воды был сотворен во время сна сам Дагестан.

Старец 1 :

– С огнем не шути! – говорим мой отец.

Старец 3 :

– В воду камни не бросай, - просила мама

(Музыка Мать идет от зала к сцене с кувшином)

Голос за кадром :

- Расул Гамзатов писал: «Разные люди по – разному вспоминают своих матерей. Я ее помню утром, днем и вечером. Утром она с кувшином, полным воды, возвращается с родника. Несет она воду как что-то самое драгоценное. Поднялась по каменным ступенькам, опустила кувшин на землю, начинает разжигать огонь в очаге. Разжигает она его как что-то самое драгоценное. Глядит на него не то с опаской, не то с восхищением. Пока огонь разгорается как следует, мать качает люльку. Качает она ее как что-то самое драгоценное.»

Старец 1 :

– А еще говорила, убаюкивая меня: «Отец у Дагестана огонь, а мать – вода»

Старец 2 :

– Наши горы и вправду похожи на окаменевший огонь

Старец 3:

– Но самый добрый и самый теплый огонь – в сердце матери и в очаге каждой сакли.

(Национальный танец. Лезгинка)

Путник:

- Чувствую и в своем сердце искру этого вечного огня. Вижу и свой долг в том, чтобы не дать потухнуть этой искре. Разжечь ее, заставить светить и греть, и чтобы идущий вслед за мной, принял ее от меня и понес дальше.

Старец 3:

- Огонь в своей груди надо беречь так же, как самого себя бережешь от внешнего, обыкновенного буквального огня.



(Слайд Каспия)

Голос за кадром:

- Склонился мой Дагестан над Каспием, будто горец над родником, и поправляет свой наряд, подкручивает усы.

Старец 2:

- В полдневный жар в долине Дагестана – это написано не зря. Жестоким и иссушающим бывает у нас полдневный жар. Трескается земля, от скал пышет, как от раскаленных печей. Никнут деревья, засыпают поля, все тоскуют по небесной воде, по дождю: растения, птицы, овцы, и, конечно, люди.

Голос за кадром:

- Тогда берут аульского мальчика и наряжают его, словно какого-нибудь индейца, в одежду из разных поблекших на солнце трав. Это и есть «дождевой ослик». На веревке водят его по аулу такие же дети, как и он сам.

(Фольклорная процессия: «Вызывание дождя». Распевают песню-молитву)

- Господи, господи дождик нам пошли,

Пусть вода польется от неба до земли!

Заурчит, забулькает в наших желобах,

Дождика, дождика нам пошли, Аллах!

Выходите в небо, тучи, облака,

Лейся, лейся с неба, дождик, как река!

Вымоется чисто добрая земля - Вновь зазеленеют добрые поля!

(Слайды Гуниб, водопад)

Голос за кадром:

- Вода! Вот сочатся скалы, словно их выжимает чья – то могучая рука. Вот потоки стремительно мчатся с гор, прыгают через камни, бросаются со скал, ревут в теснинах, словно раненые звери, резвятся на зеленых долинах, словно ягнята.

Огонь, вода, горы – вот три надписи, три символа, которые стоят под соглашением о сотворении Дагестана.

Путник:

- Даг – означает гора, стан – означает страна. Дагестан – страна гор, страна – гора, горная страна, гордая страна – Дагестан .

(Песня папури на национальных языках)