Дамбинов А.Б.
Тема: Мы в ответе за тех, кого приручили.
Цель: формирование бережного отношения к домашним животным, ответственности, милосердия.
Задачи:
выявить нравственную позицию ребенка по отношению к животным;
построить диалог о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы;
пробудить личностные качества по отношению к брошенным бродячим животным такие как: сочувствие, доброту, отзывчивость.
Оборудование к занятию.
Ноутбук.
Презентация.
Карточки с иллюстрациями животных и продуктов питания.
Конспект занятия “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Ход занятия.
Организационный момент
Добрый день ребята! Давайте повернемся и друг другу улыбнемся!
Вводная часть
Девизом нашего мероприятия будут слова:
Все, все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. Экологическое образование и воспитание является той начальной ступенью, с которой начинается формирование экологической культуры и экологической этики. Разнообразие форм и методов экологического образования и воспитания обеспечивает заинтересованность ребят и учит их быть внимательными к природе
Учитель: Основная часть
Учитель: Существует много примет, связaнных с кошками, часто очень противоречивых.
В Норвегии белые кошки считались служительницами богини Фреи – покровительницы влюбленных.
В Германии говорят: «Кто кошечку побьет, счастья в жизни не найдет».
В России считали, что девушка, которая не заботится о кошке в доме, не будет иметь детей.
Во Франции - девушка, которая любит гладить кошку, выйдет замуж за, хорошего человека, однако мужчины, которые ведут себя также, останутся холостыми.
В Калининградской области - если на пути свадьбы попадутся 2 кошки, брак будет несчастным.
Во Франции - если кошка сама приходит в дом, нaдo еe хорошо принять, и она принесет счастье. А чтобы ее удержать, надо помазать лапки маслом и заставить трижды пройти у очага.
В России в новый дом пускают перед собой кошечку на счастье. А в Австрии для этого надо было ее обезглавить, прежде, чем войти в новый дом.
Учитель: Ребята угадайте из какого произведения, какого автора этот отрывок.
1) – Алиса: «Я часто видела котов без улыбки. Но улыбки без Кота! Это caмое странное, что мне удалось видеть когда-либо в жизни!» (Кот исчезает, начиная с кончика хвоста и до широкой улыбкu, которая держалась еще некоторое время nосле исчезновения всего остального.)
- Что это за кот,? '
(Чеширский кот, Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес».)
2) Какой самый известный кот, добившийся успехов хитростью и который женил своего хозяина на принцессе?
(Ш. Перро «Кот в canoгaх».)
3) Мнимый слепой кот Базилио - откуда?
(Л. Толстой «Приключение Буратино».)
4) «Я не люблю тянуть кота за хвост...»
- Как звaли кота, который пел такую песню?
(Кот Матвей, «Маша и Витя nротив диких гитар».)
5) У какой кошки было 3 лапы и почему?
(Джанни Родари «Джельсамино в стране лжецов», кошка хромоножка, 3 лапы девочка нарисовала мелом, но спугнул nолицeйский, убежала...)
Случаи из жизни этих животных
Все знают, что собака помогает хозяину в беде. Но был недавно случай, когда в квартиру ворвался грабитель и стал бить хозяйку, требуя денег. Кот, увидев, что дело плохо, сверху набросился на врага и, издавая дикие вопли, рвал, царапал бандита, который едва смог убежать.
Кот по имени Марко сидел рядом со своей маленькой хозяйкой в саду. Неожиданно он заволновался. Девочка посмотрела на дерево и увидела большую гадюку, свесившуюся с ветки. Еще минута, и… Но ничего не случилось. Марко взвился в воздух и вцепился в змею.
В блокадном Ленинграде кошек почти не осталось. После освобождения в городе были полчища крыс. Котенок стоил 500 рублей, а килогpaмм хлеба 50 рублей. Специально в Ленинград доставили 2 эшелона кошек.
Не зря говорят и о живучести кошек. Кот Грос Мину из канадского города Квебек 1 мая 1973г. свалился с 20 этажа небоскрёба. Правда, он сломал тазовую кость, но благополучно поправился.
Учитель:
Коровы дают молоко и мясо, птицы – перо и яйца. А кошки что? Мы держим их вдоме, кормим, считаем своими, но не имеем над ними контроля. Они не соревнуются на беговой дорожке, как лошади, и не могут перевозить грузы - oчeнь слабы. Их не отправишь на выпас. Кошки ловят мышей, но не из-за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они возле нас, когда им хочется. Кошки – очень загадочные животные. Они предсказывают погoду – живой барометр. Если они лижут переднюю лапку и приглаживают шерсть на голове – будет хорошая погода. Но если лапка касается уха –жди дождя или снега.
Кошкa хороший лекарь. Oна ложится на больное место, и боль уходит, снижается давление, уходят тревоги. Но люди, которые любят кошек, итак счастливы – их не интересует вопрос: а что с этого можно иметь? Просто любят это красивое, грациозное животное.
Учитель: Ребята сегодня пришли на урок не одни, а со своими питомцами. Давайте вы о них сегодня расскажете.
Динамическая пауза.
Раз — присядка, (присесть)
Два — прыжок, (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка, (ладошки на голову—ушки)
Лисята как проснутся, (кулачками протереть глаза)
Любят долго потянуться, (потягивание с отведением рук назад)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладонью)
Ну и хвостиком вильнуть, (движение бедрами из стороны в сторону)
А волчата — спинку выгнуть (прогнуть спину вперед)
И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)
Ну а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширину плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала!
5. Продолжение работы.
Сегодня я немного расстроен и вот от чего. Послушайте, не так давно я узнал историю из письма одной девочки ученицы 2 класса.
“Жалобными глазами, глядит на прохожих, маленький щенок, надеясь, что он заметит в толпе своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! Или нарочно оставили? Неужели бросили? В отчаянии, некоторое время, молодая собачка бежала за удаляющимся автомобилем.
И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом. С печальными мыслями он брёл, пока не наткнулся на знакомый дом. “Вот магазин, в который мы ходили с хозяином за едой. Может, он вспомнит обо мне, будет искать, и придёт сюда?” – подумал щенок сел и стал ждать.
На улице осень. Холодно. Постоянно идёт дождь, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ненастья. Он сидит глядя на прохожих, которые торопятся по своим делам, но никто не обращает на него внимания. И с каждым порывом ветра улетучивались надежды щенка, что его найдут и всё будет как прежде. Замерзли лапки, ушки, одолевал голод. Тогда он оставил свой пост и исчез в темноте осеннего вечера. Что с ним теперь мы не знаем, возможно этот малыш все ещё бредет и бредет по улицам города…Вспомните! А может быть это ваш Щенок???”
Учитель: Ребята давайте об этом посмотрим презентацию.
(Презентация «Бродячие и домашние животные в городе»).
Откуда берутся бездомные животные?
Их создали мы, люди. Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Они брошены своими безответственными хозяевами. Многие из них не доживают до весны: одни гибнут от голода, другие – от холода, третьи под колесами машин. Живут подачками прохожих. Идет это грустное шествие по заснеженной дороге: впереди – человек, следом, поджимая окоченевшие лапы, кошки и собаки. Эту зиму в районе садовых участков значительно сократилось число птиц, они гибнут в кошачьих лапах.
Не мало бродячих кошек и собак мы можем наблюдать на улицах городов. Не имея возможности получать вовремя питание, этим бедолагам, приходиться рыться в мусорных контейнерах и в других местах скопления пищевых отходов. От голода эти животные могут проявлять агрессию как к друг-другу, так и к проходящим мимо людям. Так как бродячие животные проживают в анти санитарных условиях, (т.е. не имеют должного ухода и питания), они являются разносчиками различных заболеваний таких как: лишай стригущий, глисты, бешенство.
Запомните правила поведения во время встречи с бездомным животным.
Собака – обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Может бегать в стае от 3 и более собак. Шерсть у нее грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.
при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую (противоположную) сторону;
не кричите;
постарайтесь спокойно подойти к кому-нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжайте свой путь);
если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщите об этом взрослым;
не дразните собак;
не издавайте никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному.
Запрещается:
махать на собаку палкой, веткой, рукой;
кричать;
пытаться отобрать у нее то, что она ест (грызет);
убегать с места встречи с животным;
подходить и гладить незнакомую собаку.
Кошка – чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома, на пешеходных дорожках. Кошки – это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты. Особенно агрессивными бывают коты – помни об этом!
Запрещается:
брать на руки бездомную кошку;
гладить;
причинять животному боль;
дергать за хвост;
близко наклоняться над животным;
подкармливать различными сладостями (кондитерскими изделиями);
скидывать с высоты.
О нахождении бездомного животного сообщить родителям, посоветоваться о том, кому можно отдать это животное.
Ребенок:
Сегодня всем хочу сказать –
Животным надо помогать,
Делиться с ними пищей,
А лучше приютить!
Четвероногий друг вас будет
Всю жизнь свою любить!
Опрос учеников нашей школы. Варианты ответов 1. Есть ли у тебя домашнее животное? Если да, то, какое? 1. Практически у всех учеников школы есть домашнее животное(кошки, собаки, попугаи), у многих не одно. 2. Хотел бы ты завести ещё? 2. Завести домашнего животного хотят те, у кого нет домашнего животного, а у кого есть хотят завести животного, которое не требует большого ухода (попугаи, черепахи). 3. Сколько времени ты уделяешь ему в день? 3. Ученики уделяют своему домашнему животному от 10 минут и до 2 часов. 4. Все ли члены семьи занимаются с домашним животным? 4. У 83% учеников домашними животными занимаются все члены семьи. 5. Существует ли проблема бездомных животных? 5. Все ученики считают, что существует проблема бездомных животных. 6. Какое чувство у тебя вызывают бездомные животные? 6. Бездомные животные вызывают у большинства учеников школы чувство жалости. 7. Где чаще всего вы видите бездомных животных? 7. 70% учеников видят бездомных животных у себя во дворе и в подъезде. 8. Есть ли бездомные животные рядом с вашим домом? 8. Практически у всех учеников рядом с домом есть бездомные животные. 9. Предложите, как бороться с проблемой бездомных животных. 9. 56% учеников считают, что надо открыть специальные приюты и ещё считают, что не надо.
А закончить сегодняшний праздник я хочу стихотворением о гуманном отношении к четвероногому любимце.
Не обижайте никогда животных!
Не делайте им больно никогда!
Ведь это так ужасно и жестоко..
Как можно так, не понимаю я…
Как можно притеснять тех, кто слабее
И кто тебе отпор не сможет дать…
Давайте, люди, будем к ним добрее
И будем их беречь и защищать!