СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Пасха в кубанской семье"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Пасха в кубанской семье"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 посёлок Гаркуша

муниципального образования Темрюкский район, Краснодарский край.



Методическая разработка внеклассного мероприятия




















Мяло Людмила Сергеевна

учитель русского языка и литературы




«Праздников праздник, торжество из торжеств»

Цели: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям; формировать у учащихся представление о переходящих православных праздниках на примере главного христианского праздника Пасха; познакомить с особенностями праздника Пасха; развивать кругозор и творческие способности учащихся.


Тип внеклассного мероприятия: интегрированный (ОРКСЭ, музыка, ИЗО, литература, кубановедение).


Метод: объяснительно-иллюстративный, игровой.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, праздничные столы, на столах обязательны куличи и пасхальные яйца, остальные угощения по усмотрению педагогов и родителей, выставка работ по ИЗО и декоративно-прикладному искусству.


Наглядность: К. Лебедев «Воскресение Господа Иисуса Христа»; К. Кустодиев «Пасхальный обряд»; Н. Кошелев «Дети, катающие яйца»; И. Каверзнев «Светлое Воскресенье»; Н. Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии», икона «Воскресение».


Действующие лица: учитель, ведущие в русских народных костюмах – учащиеся старших классов.






1

Ход мероприятия:

Слайд 2

Ведущие: Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий 1: Милости просим!

Ведущий 2: Светел праздник Пасхи!

Ведущий 1: Поздравляем вас со Светлым Христовым Воскресением!

Учитель: Христос воскрес!

Ведущие: (хором) Воистину воскрес! (троекратно целуются).

Учитель: Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами... На это время и приходится Светлое Христово Воскресе­ние - Пасха. Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, — огромное чудо!

Учитель: Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков

И зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

А. Майков

Учитель: Великий праздник Пасхи в этом году будет отмечаться 1 мая. Слово Пасха еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Всегда отмечается торжественно и весело.

2

Ведущий 1: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И сейчас нам ребята исполнят задорную «Весняночку», в которой мы услышим прославление весны-красны, чтоб весна была доброй, щедрой, дружной.

Исполнение песни «Весняночка»

Ведущий 2: (показывает ветку вербы): Верба, не давшая ещё листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и новым урожаем. Верба сталась целебным, наделенным особой силой деревом, поэтому существовал обычай - вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной.

Ведущий 1: А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: « Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми».

Слайд 3,4

Учитель: Обратите внимание на экран. Вы видите иллюстрацию картины К. Лебедева «Воскресение Господа Иисуса Христа» и икону «Воскресение». На иконе Иисус Христос протягивает руки Адаму, Еве и другим давно умершим людям. Он выводит их из мрака и холода смерти к свету и теплу райской жизни.

Праздник Пасхи и сюжет этих работ связаны с важным для православных хри­стиан событием: Христос воскрес из мёртвых, победил своей смертью смерть. Пасха была долгожданным праздником, её приход предшествовал долгий – семинедельный – Великий Пост. В это время изменялся домашний уклад, готовилась только особая постная пища, изменялся порядок церковных

служб, по-иному звонили колокола. Так люди готовились к Пасхе: очищали тело и душу, молились и каялись в грехах.

3

Ведущий 1: В кубанской семье все ждали и готовились к празднику Пасхи. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях, вывозили навоз на поля, готовили конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей.

Ведущий 2: Женщины торопились после зимы новым веником собрать паутину по углам и на потолке, нетерпеливо снимали занавески с окон и русской печи, стирали их, разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи. Спешили достать из сундуков одежду, выветрить ее, выгладить – так и мелькали в умелых руках утюги, паровой да печной!

Ведущий 1: Портные и сапожники были нарасхват! Дома их уже не застанешь: с ножными швейными машинками, с сапожным инструментом кочевали они от одной улицы до другой, обшивая и обувая казачьи семьи от мала до велика.

Ведущий 2: Удары молота в кузне, звон плотницких топоров по дворам, гул церковных колоколов в будни и по воскресеньям. И в один из таких дней глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулёвки- специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату, окружали, развязывали, брали муку щепоткой, пробовали на язык и выносили решение: «Надо только добавить простой муки, чтобы пасхи сверху не потрескались».

Ведущий 1: И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает ее тулупом и тут же объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем».

Учитель: В день приготовления пасхи – Великую пятницу – детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе.

В комнатах воцарялось спокойствие: ни грубого слова, ни суеты, тем более ссор. Если что и вспыхнет между невестками, бабушка тут же их усмиряла: « Прекратите! Грех ругаться на Пасху. Хлеб поставили в печь?».

Ведущий 2: Девочки колотили в стаканах гоголь-моголь( яичный белок и сахар), чтобы украсить пасхи: размазывали его гусиным пером по верхушкам, а потом посыпали сверху крашеным пшеном. Когда готовый хлеб вынимали из печи, начинали готовить пироги, пирожки, красили яйца.

4

Учитель: Вечером, когда вся семья была в сборе, бабушка вскидывала облачко марли ( или дижника) - и взорам присутствующих открывалось сокровище: большие и маленькие пасхи, напоминавшие купола церквей, румяные пирожки и пироги с плетёнками посередине.

Все домашние кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые дары. Затем обращали взоры к святому углу, где находилась икона Матери Божьей Кормилицы со снопом, и молились ей.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию картины И. Каверзнева «Светлое Воскресенье».

Слайд 5

Во все предпасхальные дни у икон горела лампада, стояла плащаничка – эмалированный поднос, на котором располагалась пророщенная пшеница, а в центре миниатюрного зелёного поля – свеча и три красных яичка.

Впереди ещё были всенощная служба в церкви, освящение куличей (пасхальных пирогов) разговенье на рассвете, праздничное гулянье, катание на тачанках, гружёные линейки богатых казаков, что щедро развозили по станице угощение бедным семьям: хлеб, окорок, яйца, сало. Пасха – праздник для всех!

Слайд 6

Учитель: Перед вами иллюстрация картины Н. Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии».

Ведущий 2: В народе с Пасхой связывалось множество примет и обрядов.

Учитель: А какие вы знаете приметы и обряды, связанные с Пасхой?

(учащимся было дано домашнее задание)

Учащийся 1: На Пасху все христосовались, обменивались словами «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!», крашеными яйцами, поцелуями.

Учитель: Правильно. Вот как выглядит этот обряд на иллюстрации картины К. Кустодиева «Пасхальный обряд».

Слайд 7

Учащийся 2: Бывало поверье, что на Пасху всегда бывает хорошая погода, а

5

на восходе солнце «играет» так, что многие старались увидеть это мгновение.

Учащийся 3: Считалось, что в пасхальную ночь все черти необычайно злы, и люди после захода солнца старались из дома не выходить.

Учащийся 4: На Пасху старики расчёсывали волосы, чтоб иметь столько внуков, сколько волос, а старухи умывались с золота, чтобы разбогатеть.

Учащийся 5: Девушки во время службы просили шепотом хорошего жениха, а утром умывались с красного яйца, чтобы быть румяными, вставали на топор, чтобы быть крепкими.

Учащийся 6: На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.

Учащийся 7: На Святой дождь – добрая рожь. На Святой гром – к урожаю.

Учащийся 8: Коли дождь в первый день Пасхи, так весна дождливая будет.

Ведущий 1: А сейчас вас ожидает вот что!

(Выходят учащиеся 5-6 классов в русских народных костюмах и исполняют частушки)

1.Будет звонкая гармошка

Полтора часа играть,

Мы споем для вас частушки,

А вам нужно подпевать.


2.Так живи, частушка, всяко!

Под гармошку и струну!

Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня хоть одну.


3.Станем, девицы, рядком

Да частушки пропоем!


6

4.Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много —

Может растеряться.


5.Мы частушек много знаем

Под разлив гармошки.

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошки.


6.Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.


7.Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.


8.Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше делается:

Воробей в рожок играет,

За солому держится.


7

9.Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.


10.Как по речке, по волжанке

Соловей плывет на палке.

Сел на доску тонкую –

Развел гармошку звонкую.

11.Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!


Ведущий 1: Ну-те, братцы – товарищи, собирайтесь до кучечки со Христовым днём вас, с праздником! С Христовым днём, с красным яйцом!

Слайд 8

Учитель: К вашему вниманию иллюстрация к картине Н. Кошелева «Дети, катающие яйца».

Ведущий 2: Паха, как всякий праздник, полна различными забавами. Была, например, популярна такая игра: делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке своё яичко, если оно задевало какую-либо игрушку, её получали в подарок. Любили «чокаться» яичками: стукать любым концом яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо выдержало удар и не треснуло.

Ведущий 1: Без кулича, да без крашеных яиц и Пасхи не бывает. Я знаю игру с

8

пасхальными яйцами. Девчонки да мальчишки, озорные ребятишки! Выходите поиграть, яйца красные катать. Мячом нужно сбить «яйца», выложенные в ряд по одной линии. Сбитые «яйца» собирает победитель.

Проводится игра.

Ведущий 2: Я знаю игру «Не урони яйца».

Чтобы нам потом не мыть полы, вместо яиц возьмём маленькие шарики. Ребята делятся на три команды. Каждый участник берёт в зубы обычную ложку, руки за спиной, и по команде первые номера бегут до стола, достают ложкой «яйцо» из тарелки, не помогая руками, и бегут обратно к команде, если на обратном пути «яйцо» падает, то участник снова возвращается к столу. Добежав до команды, передаёт эстафету следующему. Побеждает та команда, которая первой принесёт последнее «яйцо».


Проводится игра.

Ведущий 1: А моя игра называется «Дружное рукопожатие». Давайте поиграем. Сейчас ко мне выйдут двое желающих. Им завяжем глаза и поставим рядом, лицом друг к другу. Вам надо сделать три шага вперёд, повернуться друг к другу спиной. Молодцы! Ещё три шага вперёд, повернитесь вокруг себя и сделайте три шага вперёд. А теперь пожмите друг другу руки.

Проводится игра.

Учитель: А я для вас приготовила четвёртую забаву – «Яичные гонки».

Ребята, вам опять надо разделиться по командам. У каждой команды свой стол и своё яйцо. Рассчитайтесь по номерам, чётные номера встают с одной стороны стола, нечётные с другой. Первый участник начинает дуть на яйцо, докатывает его таким способом до второго, второй участник катит его обратно и передаёт эстафету третьему и т д.

Проводится игра.

Ведущий 1: А какой праздник без старинной русской забавы – загадок!

Наша толстая Федора

9

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота.

(Печь)

Как расколется – желто,

А пока цело – бело

(Яйцо)

Пока в печку не сел,

Всё толстел и толстел.

Вышел оттуда

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей.

(Хлеб)

Широко, а не море,

Золото, а не деньги.

Сегодня - на земле,

А завтра - на столе.

(Зерно.)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…

(Солнце)


Учитель: А какая Пасха без угощений! И куличи, и пасхи, и крашеные яйца. Всё самое лучшее выставлялось на стол.

Ребята нашей школы приготовили на выставку свои поделки. Пойдёмте полюбуемся их творчеством.

10

Слайды 9-18

Ведущий 1: Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха. Но, как говорится, соловья баснями не кормят. Приглашаем всех присутствующих разговеться пасхальными яйцами и всем тем, что есть на пасхаль­ном столе!

Ведущий 2: Проходите! Проходите! Угощение берите! Чаем

запивайте!

Ведущие (вместе): Нас добрым словом вспоминайте!

Учитель: Наш праздник подходит к концу. Надеемся, что он останется в вашем сердце. Любви, здоровья и доброты вам!

Ведущие (вместе): До свиданья!

Звучит праздничная музыка.

Слайд 19

















Использованные источники:

prezentacii-org

museum.net.ua

ru.wikipedia.org

tradiciay.ru





















11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!