Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему
«Вместе со сказкой против коррупции»
Гренко Нина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Идрицкая СОШ»
«Вместе со сказкой против коррупции»
Пояснительная записка
Актуальность: Проявление коррупции является очень волнующим вопросом для нашей страны и с каждым годом коррупция принимает всё больший оборот. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо уже с младшего школьного возраста.
Цель
Раскрыть понятие «коррупция» и её последствия; обозначить для детей ценностные ориентиры общества, в котором мы живём; настроить детей на активную жизненную позицию.
Задачи:
Познакомить с явлением коррупции.
Показать положительное отношение к нетерпимости проявления коррупции.
Формирование УУД:
Личностные:
- развитие негативного отношения школьников к проявлениям коррупции в жизни общества;
- развитие чувства соучастия к происходящим в стране событиям;
- представления о своей гражданской значимости в форме понимания своего «Я»- как гражданина России.
Регулятивные:
Познавательные:
-проводить сравнения между материалом, который предлагает учитель, и собственным опытом.
Коммуникативные:
- подбирать подходящие термины и слова в диалоге с учителем, одноклассниками;
-правильно принимать мнения и позицию своих одноклассников и учителя;
- грамотно высказывать своё мнение и позицию.
Участники внеклассного мероприятия: педагог; учащиеся 3–4 классов.
Реквизиты: заготовленные ребусы, цветные полоски с буквами, пословицы, карандаши, листы бумаги, элементы костюмов для героев сказки и необходимые предметы для инсценировки, презентация.
Время проведения: 1 час.
Форма: беседа, инсценировка сказки. В мероприятии применяется парная и групповая форма работы.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап: учащихся нужно заранее разделить на группы, для выполнения дальнейших заданий.
Основной этап.
Сценку показывают заранее подготовленные ученики. Мероприятие можно проводить в классе, а также в актовом зале.
«Вместе со сказкой против коррупции»
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель:
Летела себе птичка,
Клюнула пшеничку,
Так развеселилась
И сказка появилась.
Она из жизни сцены нам покажет
И о коррупции расскажет
2.Основная часть.
Учитель:
Слово «коррупция» - латинского происхождения. Corruptio- это подкуп, порча.Corrumpere – значит растлевать.
Ребята, как вы понимаете слово коррупция?(Высказывания детей)
Учитель:
Из словаря Ожегова
КОРРУПЦИЯ - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Ребята, я немного расскажу вам об исторических корнях коррупции. Они восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов Коррупция активно процветает в нашем современном мире. Насегодняшнийденьнеизвестныметодывпедагогикеименеджменте, которыебыгарантировали, чточеловекбудетидеальнымчиновником.
В то же время существуют и совершенствуются методыборьбыскоррупцией. История борьбы с коррупцией в России берёт своё начало в XIII веке. Коррупция наказуема законом, это уголовное преступление!По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
Давайте подумаем, каковы причины коррупции? (Ответы детей)
Правильно, причины коррупции- это желание обогатиться, жадность, часто люди не задумываются и не боятся ответственности за совершённое уголовное преступление, жажда денег берёт верх над человеком.
Учитель:
Работа в паре.
Как вы думаете, что указывает на проявление коррупции? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите цветные полоски с буквами. Работая в паре, вычеркните пожалуйста все буквы И, О, Е. Какое слово у вас получилось? (Взятка) .
Как вы думаете, что такое взятка? (Ответы детей).
Взятка - это получение одним лицом от другого лица денег или иных благ, за которые им будут оказаны какие-либо услуги, связанные с должностью, которую он занимает. При этом указанные деньги и блага не всегда получает лично взяточник, зачастую они могут быть предоставлены близким ему людям или подставным организациям.
Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей .Коррупция- это нечестное, плохое, наказуемое законом дело)
Физминутка
Я буду называть вам разные слова, если вы считаете, что слово имеет отношение к коррупции, поднимите вверх правую руку, если слово не имеет отношение к коррупции, поднимите вверх левую руку.
( Дружба, жадность,власть, милосердие,мошенничество, благородство, обман, доброта, взятка, справедливость, подкуп, помощь, нажива).
Ребята, сегодня мы побываем в гостях у необычной сказки, которая называется «Семейка-веселейка».У вас на партах в конверте заготовлены пословицы. При обсуждении эпизодов, вы, работая в паре, должны подобрать пословицу, наиболее подходящую для данного эпизода.
Инсценировка сказки (с обсуждением)
Ведущий ( представление героев)
Жила одна семейка, а в общем веселейка. Семья была небольшая, но дружная. Мать –Марья Красавишна, отец – Василий Строгиевич, бабушка – Акуля Хвастуля, да любимый сынуля Аркадий Силович. Вот жили-поживали, добра наживали. Дмитрий уж школу годков семь назад окончил, умён и силён он был. Однажды отец говорит:
Василий Строгиевич
- Поехали на море, заодно и в Киев град заедем, отдохнём от работы. Ведущий
- Рассуждали – рассуждали, да и собрались в кассу за билетами. На окошке кассы висит объявление «Билетов нет». Бабушка с улыбкой обратилась к кассирше.
Акуля Хвастуля
-Мы семейкой нашей дружной
Съездить на море хотим.
Ты билеты нам получше,
Покомфортней подбери.
Ты на денежку взгляни,
И в карманчик убери.
Ведущий
Заулыбалась кассирша, получив хорошее вознаграждение. На радостях выписала четыре билета. А каждый билетик был непростой, а указывал на место в карете расписной.
Учитель:Ребята, какие проявления коррупции мы увидели?(Обсуждение)
Какая пословица подходит для данного эпизода? (Не подмажешь- не поедешь!)
Ведущий
Едут они в карете, мать прядёт, отец газету читает, бабка свои хвастливые истории рассказывает. Стало Аркадию скучновато и говорит он:
Аркадий Силович
- Скажите извозчику, пусть он остановится, мне по лесу погулять захотелось.
Ведущий
Отговаривали его родители, да и уступили сыну. Пошёл Аркадий Силович в лесок и увидел три тропинки. Думал, думал, куда же лучше пойти, да в раздумьях не заметил, как стемнело. Растерялся он. Вдруг из-за дерева старичок - лесовичок выглянул.
Лесовичок
Ручку мне позолоти
И не пропадёшь в пути.
На меня ты положись
И скорее улыбнись.
Ведущий
Отдал Аркадий старичку мешочек с монетками, тот ему подмигнул и быстро верный путь указал.
А родители Аркашки в это время горевали, горевали, а сына нет и нет. Вернулись они в печали домой.
Учитель: Ребята, а какие проявления коррупции мы увидели в этом эпизоде? (Обсуждение)
Какая пословица подходит для данного эпизода? (Взятка чудеса творит).Ведущий
Идёт он и слышит песни девичьи, видит ясный свет кругом, яркие огни и ковры из цветов. А среди девиц увидел Дмитрий царевну, да и влюбился. Позабыл он про родителей, про поездку дальнюю. Закружилась голова от счастья.
Аркадий Силович
- Как тебя зовут, красавица?
Василиса Умнейшая
- Марина Умнейшая, а ты кто?
Аркадий Силович
- Я Аркадий Силович, стань моей невестой!
Ведущий
Царевна улыбнулась, расцвела, да и согласилась, видно тоже сердце заиграло.Царство, где жила царевна, называлось Смеяново, в нём царило веселье, красота, добро и любовь. Стала Василиса Умнейшая своему суженому показывать владения, знакомить со всеми.
Пригласила она Аркадия на чай. Аркадий хлебнул горячего чайку, да словно проснулся, вспомнил про своих родителей.
Аркадий Силович
- Василиса Умнейшая, пойдём со мной, тоскливо мне, пора домой возвращаться.
Василиса Умнейшая
- Пойдём!
Ведущий
Шли они, шли, и набрели на домик старенький, и вышла к ним Ёжка . Хитрая и вредная была бабка, эта Ёжка , любила она другим вредить.
Дмитрий Силович
-Подскажи нам, бабушка, как дорогу к дому родному найти?
Ёжка
- Угостите меня вкусным мороженым, поиграйте мне на гармошке, тогда и скажу.
Ведущий
Молодым так хотелось домой, устали они в пути и не согласились на бабкины уговоры. Разозлилась Василиса Умнейшая.
Василиса Умнейшая
- Ты, Ёжка , укажи нам путь!
Ведущий
Разгневалась бабка и превратила их в обезьян.
Смотрят они друг на друга, а беды не замечают.Выгнала обезьян бабка, пошли они дальше в дорогу. Вышли случайно на пригорок и увидели родной дом Аркадия Силовича. Обрадовались, да вот только родители Дмитрия не признали их, напугались даже.
Василий Строгиевич
Кто вы такие, ступайте, откуда пришли!
Марья Красавишна
Не верим мы вам, наш сынок красавец, удалой молодец! Уходите!
Акуля Хвастуля
Уходите быстро, не знаем мы вас!
Ведущий
Когда из дома выходили, Акуля Хвастуля угостила их мороженым.
От беспомощности побрели они обратно к Ёжке . Увидела их Ёжка, запрыгала от радости, быстрей гармонь достала.
Ёжка
Мороженое! Ура! Играйте мне на гармошке, да повеселее! А я попляшу от души!
Ведущий
Съела Ёжка мороженое, размяла свои кости старые и от счастья сняла своё заклятие. Стали Аркадий да Василиса снова молодыми людьми прежними.
Учитель: Ребята, какие проявления коррупции вновь вы увидели?(Обсуждение).
Подберите пословицу для данного эпизода? (Ты мне — я тебе)
Ведущий
Проводила их Ёжка с песнями.
Ёжка
Ступайте, родненькие! Хорошо вы меня повеселили!!
Ведущий
Вышли молодые на дорогу, видят, волшебный ларец стоит. Открыл его Аркадий, а там шапка – разгадалка и чудо скороходы.
В скороходах быстро они около родительского дома очутились.Радость, восторг и веселье заполнили дом Аркадия Силовича.
Родители поверить не могли, что сын вернулся. Понравилась им Марина Умнейшая своей красотой, добротой и умом.
Но, отец, Василий Строгиевич, не зря так звался. Захотел он проучить сына за самовольство и не дал согласие на свадьбу.
Василий Строгиевич
- Ты, сынок, принеси мне рыбку золотую, вот тогда и свадьбу сыграем. Ведущий
Деваться некуда, собрался Аркадий в путь, прихватил денег, волшебный ларец, шапку - разгадалку и надел чудо скороходы. А царевна его ждать осталась у родителей. Сам не заметил, как очутился Аркадий Силович у водоёма. Видит, зелёная лягушка рядом с ним.
Аркадий Силович
- Лягушка, лягушка, подскажи, где мне рыбку золотую найти, я тебе 1000 рублей подарю!
Лягушка
- Мне в болоте деньги не пригодятся. Разгадай ты лучше три загадки, тогда и подскажу!
1.-Над водой круглолица 2.-Скачет зверушка 3.-Кто по мшистой
Поёт царевна, Не рот, а ловушка. Мокрой тропке
Да так напевно, Попадут в ловушку Словно мячик
Что все на суше И комар и мушка. Скачет ловкий?
Затыкают уши.
Ведущий
Думал Аркадий и вспомнил он про шапку – разгадалку. Надел он её на голову и осенило его:
Аркадий Силович
- Да это ведь лягушка – квакушка!
Лягушка
- Молодец, ты угадал. Я сделаю для тебя доброе дело! Вот тебе простая рыбка, клади её в свой волшебный ларец и станет она золотой.
Ведущий
Поблагодарил её Аркадий Силович, взял рыбку, потёр свои чудо скороходы и вмиг дома очутился. Открыл перед отцом ларец, и, вправду, увидели они рыбку золотую.
Василий Строгиевич
- Молодец, сынок, теперь ты заслужил, бери в жёны красавицуВасилису!
Ведущий
Вот и свадьбу сыграли, весёлую и шумную.
Всей семьёй переехали жить в царство Смеяново, жили долго, да беззаботно, всегда песни пели. Ёжку они не забывали, часто в гости приглашали. А рыбка золотая в аквариуме у них жила, все желанья исполняла.
Учитель: Ребята, какие проявления коррупции вновь вы увидели? (Обсуждение).
Подберите пословицу для данного эпизода? (Сами взяток не берем, и другим не даем).
Ведущий
Вот и сказке конец, птичка на славу потрудилась, сама улетела, а сказку нам оставила.
Учитель:
Понравилась вам сказка?
Какой эпизод понравился вам больше?
Чему учит нас эта сказка?
3.Рефлексия
Ребята, так что же означают такие слова: коррупция, взятка?
А сейчас я предлагаю вам составить синквейн,работая в группах.
Возьмите пожалуйста ручки и листочки.(Составление синквейна).
(Например)
Коррупция
Вечная, неприятная
Манит, разрушает, вредит
Незаконное решение любого вопроса
Болото
Выступление представителей групп, обсуждение.
4.Итог
Завершить наше внеклассное мероприятие позвольте стихотворением.
Ученик
Такой страны на свете нет,
Но просто вы её представьте!
Там правят ложь и деньги много лет,
И люди там не знают, что запрет
Прописан верой, правдой и законом,
На взятки и преступные деянья!
Мы громко хором скажем: «Нет!»
Стране Коррупция, без колебанья.
Учитель:
У вас на партах листочки и карандаши. Изобразите пожалуйста на рисунке как вы понимаете слово коррупция.(5 минут)(Выставка рисунков)
Спасибо за внимание!
Заключение
Коррупция оказывает отрицательное влияние на общество и государство в целом. Задача учителя показать детям, что с детства люди должны быть справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными.
Педагог должен учить детей поступать правильно, по совести, не тогда, когда на них смотрят другие, видят их, а тогда, когда никто не видит и не узнает, как было. Главное в развитии представления о своей гражданской значимости в форме понимания своего «Я»- как гражданина России – это развитие желания поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой.
Лучше всего это можно сделать на примере героев сказок, потому что сказки – один из самых доступных, понятных и любимых жанров детских произведений.
Список литературы
К. Ф. Амиров. «Аникоррупционное и правовое воспитание»
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык1990
Зимин В.И. Словарь –тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений.—М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2012.- 736 с.- ( Настольные словари русского языка).
https://ru.wikipedia.org/wiki/