СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по биологии и химии "Биохимия любви"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по биологии и химии для старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по биологии и химии "Биохимия любви"»

Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Шахтерская средняя школа № 1» Внеклассное мероприятие по химии и биологии Тема: «Биохимия любви»











Учитель:

Палиенко Марина Александровна












Цель:  Формирование  представления  о  гармонии  любви  между  женщиной  и  мужчиной  на  основе  интеграции  знаний  по  химии,  биологии, психологии межличностных отношений и МХК.

Задачи:

  • Обучающие  – Рассмотреть и закрепить с точки зрения химии и биологии различные стадии развития любви на примере знаний о стероидных гормонах, аминах, феромонах, химических соединений, влияющих на высшие чувства человека – любовь.

  • Развивающие – Развитие умения и навыков учащихся анализировать влияние химических соединений на головной мозг, в осознании отношений между людьми с точки зрения химико-биологических процессов; развитие навыков групповой работы.

  • Воспитательные  - Показать взаимосвязь физиологических процессов и внутренней культуры человека, моральное и нравственное воспитание в отношениях мужчин и женщин, показать ценность длительных отношений в браке.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:

  • учащиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

  • ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

  • выдвигают простейшие гипотезы;

  • выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

  • работают с информацией и преобразуют её;

  • находят причинно-следственные связи;

  • оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

  • Предметные:

  • знают отличительные признаки стероидных гормонов, аминов, феромонов, химических соединений, влияющих на высшие чувства человека – любовь;

  • умеют находить гормоны на рисунках в сравнении с представителями других классов веществ;

  • имеют представление о влиянии данных химических веществ на организм человека, особенностях их физиологии;

  • называют примеры использования амфетаминов и эндорфинов в жизни человека;

  • различают стадии влюбленности и любви;

  • формулируют правила долгих и счастливых отношений.

  • Тип мероприятия:

  • По ведущей дидактической цели: урок обобщения и систематизации предметных ЗУН и УУД.

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог, чтение произведений);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами);

  • практические (поиск информации, работа с учебником);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

  • Средства обучения:

  • Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. М.: Просвещение, 2014;

  • Учебник Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология 10 класс. М.: Просвещение ,2016;

  • Дополнительный текстовый материал “Любовь и химия”, формулы катехоламинов.

  • Презентация «Биохимия любви»;

  • Музыкальные произведения

  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

Формирование ключевых УУД:

Личностные:

    1. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    2. наличие внутренней позицию, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

    3. различие основных нравственно-этических понятий;

    4. умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

    5. умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

    6. умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

Регулятивные УУД:

      1. умение организовать выполнение заданий учителя.

      2. выделение ориентиров действия в новом учебном материале.

      3. планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

      4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

      5. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

      6. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

      7. оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Коммуникативные УУД:

        1. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

        2. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

        3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        4. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

        5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

        6. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

          1. логические: анализ и синтез информации.

          2. выявлять особенности, признаки разных объектов в процессе их наблюдения;

          3. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

          4. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

          5. применять схемы для получения информации;

          6. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;


Ход мероприятия

С 1 1. Организационный этап

С 2 Звучит песня «Вечная любовь» из к/ф «Тегеран-43» в исполнении Антона Макарского (демонстрируется клип).

С 3 Учитель: Здравствуйте ребята. Любовь… Она волнует и вдохновляет, о ней сочиняют стихи и поэмы, снимают кино и поют романсы. Вы стоите на пороге взрослой жизни, которая будет полна взлетов и падений. Но основной смысл жизни любого человека – это семья. А брак – это основа семьи, который строится на фундаменте любви мужчины и женщины. И чем крепче фундамент, тем счастливее будут ваши семейные отношения.

С 4 Посмотрите на фотографии таких счастливых молодоженов, скажите, пожалуйста, почему все так хорошо начинается и так печально порой заканчивается во многих семьях? (С 5 – статистика разводов) (Предполагаемый ответ Люди не умеют любить)

    1. Мотивационный этап

С 6 Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок одновременно по химии и биологии. Какова же тема нашего урока? Глядя на иллюстрации на слайдах, постарайтесь определить и сформулировать тему нашего урока. (Предполагаемый ответ - Что такое любовь с позиции химии, биологии и психологии).

С 7 Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Учитель Сегодня на уроке у нас будут работать две группы

Руководитель 1 группы – Милашич Виктория

Руководитель 2 группы – Касьянова Виталия

Учитель: А также специалисты в следующих областях:

Психолог – Виктория Милашич

Биолог - Александра Руденко

Нарколог – Елизавета Гармаш

Химик – Ирина Иващенко

Предоставим слово психологу. (Постановка проблемы)

С 8 ПСИХОЛОГ Я предлагаю вам пирамиду потребностей личности, разработанную основателем гуманистической психологии американцемАбрахамом Маслоу (опубликована в начале 60-х годов 20 века).

1. Какая потребность лежит в центре пирамиды?

Внимание учащихся заостряется на потребности «в принадлежности и любви» как основной эмоциональной потребности человека. 

2. Между какими категориями людей в обществе возникает любовь? Какие аспекты этого многогранного понятия вы можете назвать?

Ученики называют различные аспекты этого многогранного понятия (любовь родителей к детям, любовь детей к родителям и близким, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к Родине и т.д.). 

Мне бы хотелось, чтобы на данном уроке речь пошла о любви между мужчиной и женщиной.

С 9 Учитель: Какая же она любовь?

Используя прилагательные-антонимы к этим словам, выразите мнение о том, какой бывает любовь между мужчиной и женщиной.

Долгая - (короткая), 
счастливая - (несчастная), 
страстная - (спокойная), 
взаимная - (безответная),
земная – (неземная).

Посовещавшись в группах предложите по 3 прилагательных наиболее полно выражающих ваше представление о любви? (Ответы учащихся: один представитель из группы)

ПСИХОЛОГ На мой взгляд любовь - это чувство, которое зарождается в человеке.

С 10 ХИМИК А я считаю, что любовь связана с химическими веществами, которые образуются в организме человека.

«Попробуй  химию  любви  понять –
Влюбленность,  страсть  и  умиротворенность,
На  чем  основана  сердечная  сплоченность?
И как  своей  любовью  управлять?»

    1. Актуализация знаний

Учитель. Какова же цель и задачи нашего урока?

Учащиеся формулируют цель и задачи урока .

Цель урока:  Формирование  представления  о  гармонии  любви  между  женщиной  и  мужчиной  на  основе  интеграции  знаний  по  химии,  биологии и  психологии межличностных  отношений.

Какие задачи мы поставим перед собой на данном уроке?

  • Какова она, любовь между мужчиной и женщиной? (биолог)

  • Выделением каких веществ в организме человека она сопровождается и какими процессами обеспечивается? (химик)

  • Как сохранить любовь на долгие годы чтобы она была именно такой, какой мы сегодня пожелали? ( психолог)

    1. Обобщение и систематизация ЗУН и УУД.

С 11 Любовь между мужчиной и женщиной показана в религиозных символах разных культур, в которых отражены единство и неразрывность мужского и женского начал.

Древнекитайский символ: светлая половина - мужское начало (Ян), темная - женское (инь).

Иудейская «Звезда Давида»: направленный вверх треугольник - мужское начало, направленный вниз треугольник - женское.

Христианский крест (согласно одной из трактовок): вертикальная линия - мужское начало, горизонтальная - женское, точка их пересечения - соединение начал, символизирующая основу мироздания.


1) Любовь. Стадии любви

С 12 Учитель. На ваших столах лежит текст «Химия любви». Ознакомьтесь с ним, пожалуйста, и заполните таблицу в соответствии с этими заданиями

Во время работы в группах, звучит песня из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» в исполнении Зары (демонстрируется клип).

РАБОТА  В  ГРУППАХ I (таблица) + Работа с учебником

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ. 

Из приведённого текста попробуйте сформулировать понятие: что же такое «любовь» с разных точек зрения и какие стадии любви могут быть?

Что такое влюблённость? Какими реакциями организма она характеризуется, и какие химические вещества образуются в организме в стадию влюблённости?

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ.
Какими проявлениями характеризуется стадия благоденствия и зрелая любовь? Какие химические вещества способствуют  спокойному состоянию человека при переходе из состояния влюбленности в зрелую любовь?

Какое вещество выделяется и в стадию влюблённости, и в стадию зрелой любви? За что отвечает это вещество?

Вкл клип Учащиеся по мере выступления групп заполняют таблицу

Учитель Работа в группах окончена. Я предлагаю выступить 1 группе.

  1. Биохимия  первой  стадии  любви. Период влюбленности (2-4 года)

Выступление 1. ГРУППЫ Стадии любви.

С 13 Психолог читает:  
«Волненье  сердца,  замиранье,  трепет
И речь,  похожая  на  детский  лепет-
И кажется,  в  крови  адреналин,  
Но,  уверяю,  то  фенилэтиламин! –
Его  влюбленность  щедро  поставляет, 
И  он волненье   сердца  вызывает!»

Предполагаемый ответ

С 14 Выделяют 3 стадии любви: 1 – влюбленность (длится от 2 до 4 лет), 2 – стадия благоденствия (10-15 лет), 3 – стадия зрелости.

С 15 Влюбленность зарождается в затылочной части головной мозга. Активизируются зоны подкорки лобных отделов головного мозга, височные отделы и гипофиз.

С 16

Стадия любви

и продолжитель-

ность

Химическая формула и название

образующегося в организме вещества

Класс вещества

Группа биологически

активных веществ, место образования в организме человека

Воздействие на организм

человека

Период влюбленности

(I стадия любви)

2-4 года

Фенилэтиламин (ФЕН) C8H11N


Адреналин

Амины

Амфетамины

(биогенные амины)





Катехоламинам




Природный стимулятор

(наркотическое вещество)





Гормон мозгового вещества надпочечников, а так же, нейромедиатор

Возбуждающее. Прилив сил, эмоциональный подъем, способность к неадекватным поступкам.

Увеличивают выброс катехоламинов – нейромедиаторов или гормонов.



Чувство тревоги и волнения.




Учитель просит биолога прокомментировать ответ 1 группы.

С 17 БИОЛОГ (комментирует ответ группы 1)

Амфетамины - вещества, относящиеся к катехоламинам - классу органических веществ, обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами {биогенный происходящий от живого организма, связанный с ним; оказывающий стимулирующее влияние на организм). Кахетоламины в одних тканях служат нейромедиаторами (физиологически активные вещества, посредством которых осуществляется взаимосвязь между нейронами), а в других - гормонами (продукты желез внутренней секреции, выделяемые непосредственно в кровь). 

2) Химические соединения сопровождающие стадии любви.

Учитель Предлагает учащимся рассмотреть изображенные на информационных листах химические формулы кахетоламинов - адреналина, норадреналина, дофамина и 2-фенилэтиламина.  И раздает задания для работы в группах

С 18 РАБОТА  В  ГРУППАХ II

Задание 1 группе.
Сравните формулы предложенных вам веществ и найдите сходство и отличия. Определите, к каким классам химических веществ они принадлежат.

Задание 2 группе. Какая функциональная группа является общей для всех перечисленных веществ. Назовите химические свойства данного класса веществ.

Предполагаемые ответы:

1 группы. Ученикам предлагается выявить сходство и отличие в составе и строении катехоламинов{Наличие бензольного кольца, алкина, аминогруппы). Отмечается и то, что в отличие от остальных кахетоламинов в молекуле 2-фенилэтиламина отсутствуют гидроксильные группы, связь которых с бензольным кольцом обеспечивают им свойства фенолов.

2.группы

Учащиеся называют химические свойства, которыми должны обладать данные вещества в связи с их принадлежностью к классу аминов. {Горение, протекающее с образованием азота, углекислого газа и воды; взаимодействие с водой, сопровождающееся высвобождением гидроксильной группы - ОН и созданием щелочной среды; взаимодействие с кислотами с образованием более сложных веществ). Адреналин, норадреналин и дофамин являются гормонами. Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется, очевидно, наличием во всех этих веществах аминогруппы.

С 19 Реакции на слайде комментирует ХИМИК

В результате воздействия амфетаминов в организме человека происходит:

  • выделение в кровь азота в результате окисления (“сгорания”);

  • в тканях органов и крови создается щелочная среда за счет выделения в кровь аммиака (иона аммония NH4+) – реакция дезаминирования;

  • синтез новых веществ, оказывает физиологическое воздействие на различные органы и организм в целом.

  • Но, как ни прискорбно, пребывание в состоянии влюбленности долгое время вредно для организма. Связано это с химическими свойствами амфетаминов. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм токсичных веществ. Установлено: чем выше концентрация амфетаминов, тем больше токсинов выделяется.

Адреналин вырабатывается организмом при стрессе, значит состояние влюбленности и стресса сходны между собой, так как обусловлены действием веществ, сходных по химической природе.

Учитель просит биолога прокомментировать БИОЛОГ

С 20 В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит и прочее. Правда, при этом общее самочувствие хорошее, а также повышен иммунитет. По данным медицинской статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии.

Эти признаки действительно сходны с состоянием стресса и выработкой адреналина.

С 21 Из дофамина в мозговом слое надпочечников вырабатываются последовательно норадреналин (гормон агрессии), а затем адреналин (гормон тревоги). Этот процесс контролируется стволом головного мозга. Адреналин активизирует процессы, в результате которых выделяется энергия, ускоряется обмен веществ, увеличивается физическая выносливость человека. В то же время ускоряется распад гликогена в печени, что приводит к резкому повышению уровня сахара в крови.

Однако в результате окислительного дезаминирования, в кровь выделяются токсичные для организма продукты – аммиак и перекись водорода.

С 22 Аммиак даже в небольших количествах токсичен для центральной нервной системы. Но он быстро извлекается из крови в печени, где конечные продукты азотистого обмена превращаются в основном в высокорастворимое нетоксичное соединение – мочевину.

Учитель просит психолога подвести итог 1 стадии любви

ПСИХОЛОГ

С 23 Итак на первой стадии любви выделяются амфетамины. А волнение сердца в период влюбленности и в период стресса вызывают 2-фенилэтиламин и адреналин.

Но, тем не менее, для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины. Начало выработки веществ этого класса говорит об угасании любовной лихорадки и переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле это переход к стабильным, может быть, семейным отношениям, сопровождающимся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья. В отличие от первой стадии вторая лишена надрыва, нервного истощения, полна спокойствия и умиротворенности, что связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов.

5. Физминутка.
  1. Биохимия  второй  стадии  любви. Период благоденствия (10-15 лет)

Учитель приглашает для выступления 2 группу.

С 24 Предполагаемый ответ

Стадия любви

и продолжитель-

ность

Химическая формула и название

образующегося в организме вещества

Класс вещества

Группа биологически

активных веществ, место образования в организме человека.

Воздействие на организм

человека

Период благоденствия

(II стадия любви)

10-15 лет






Период зрелости

(IIIстадия любви

Эндорфин («гормон радости»)

NН2 – Тир – Гли – Гли – Фен – Мет – Тре – Сер – Глу – Лиз – Сер – Про – Лей – Вал – Тре – Лей – Фен – Сер – Лиз – Гли – Глн – ОН


Окситоцин

NН2 – Цис – Тир – Илей – Глн – Асп – Цис – Про – Лей – Гли - СОNН2

Полипептид









Полипептид

Природный опиат.

Вырабатывается гипофизом голоного мозга






Гормон гипоталамуса.

Успокаивающее

Обеспечивает благостное, светлое, спокойное состояние. Уравновешенность, счастье, надежность, спокойствие, происходит регуляция температуры и давления.

Болеутоляющее вещество.


Повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц.


БИОЛОГ    Итак,  эндорфин  — это  представитель  группы  химических  соединений, вырабатывается  гипофизом голоного мозга,  уменьшает  боль  подобно  таблеткам  и влияет  на  эмоциональное  состояние  человека. Эндорфин  называют  «природным  наркотиком»  или  «гормоном  радости». Поэтому  любовь, слава,  власть, повышает  уровень  эндорфина  в  крови. Биологические  функции  эндорфина:  влияние  на  поведение (эмоции,  обучение),  обезболивание,  регуляция  температуры  и  давления.

С 25 Окситоцин — гормон, который образуется в гипоталамусе и затем транспортируется в заднюю долю  гипофиза, где накапливается и выделяется в кровь.  В  крови  с  белком  не  связан,  метаболизирует  в  печени.

Биологические  функции – сокращение гладких мышц  матки  и  связанное  с  этим  ускорение  родов,  выброс  молока  из  молочной  железы.

Учитель Итак, какое  же  действие  оказывают  на  организм  2-фениэтиламини адреналин?  А  какое – эндорфин?
Обучающиеся отвечают:   адреналин (2-фенилэтиламин)  оказывает  возбуждающее  действие,  а  эндорфин – успокаивающее.  Важными  веществами  второй  стадии  любви  являются  именно  эндорфины.

Учитель приглашает для выступления нарколога

С 26 НАРКОЛОГ   Производные фенилэтиламина являются психоделиками и стимуляторами. Фенэтиламин в концентрации 15 % или более внесён в Список наркотических средств, психотропных веществ, оборот которых запрещён, как и всех амфетаминов искусственного производства, так как они могут привести к инфаркту, инсульту, могут вызвать необратимые нарушения в деятельности головного мозга. Я обращаю  ваше  внимание  на  то,  что эти  вещества  ОБЛАДАЮТ  наркотическими  свойствами,  но  так как  они  образуются  в  самом  организме,  то  они  не  разрушают  его  в  отличие  от  наркотиков,  привнесенных  извне.

Учитель Ребята,  а  как  вы  думаете,  если  долго  не  будет  выделяться   2-фенилэтиламин,  то  любовь  угаснет  или  нет?

Обучающиеся: Нет,   мозг  в  отсутствие  стрессов  поставляет  в  достаточном количестве  эндорфины, которые обеспечивают человеку  душевный  комфорт,   радость  от  близости  любимого  человека.
III. Гармония любви. Период зрелости – III стадия любви

3) Как сохранить любовь на долгие годы?

С 27 Учитель А если мы все-таки нуждаемся в тех ощущениях, которые щедро «дарили» нам фенилэтиламин и адреналин? Тогда, как вы думаете, что необходимо для этого сделать? Может опять начать сначала, только с другим партнером и тогда чувство влюбленности вновь всколыхнет душу???

(Предполагаемый ответ: но это только на 2-4 года, а дальше, опять пустота)

К сожалению, так поступают многие в наше время, поэтому так много разводов. Люди не хотят идти дальше, развивать и укреплять любовь. Они останавливаются, так и не научившись любить, и принимают за любовь - влюбленность, которая быстро проходит.

С 28 А может все-таки можно сохраняя отношения стимулировать выброс фенилэтиламина и адреналина, чтобы чувство влюбленности посетило уже сложившиеся отношения? Как?

Предполагаемый ответ: С помощью тех конкретных действий, которые доставляют любимому человеку удовольствие, вызывают трепетные воспоминания: устроить романтический вечер, подарить любимой цветы, которые она любит, вспомнить о первом свидании или о том, как вы познакомились.

С 29 ПСИХОЛОГ А еще, гарантом сохранения любви американский психолог-практик Гэри Чепмен считает желание и умение выражать свои чувства на языке любви своего возлюбленного.

С 30 Давайте вместе определим, что это за языки любви. Продолжите фразу: я чувствую что мой друг(подруга) супруг(супруга) любят меня когда он(она)…

С 31 Им выявлены пять языков любви: Если ваш ответ начинался со слов дарит… цветы – ваш язык любви подарки, говорит… приятные слова - ваш язык слова поощрения, ходит со мной на… прогулку - время, берет меня за руку…- прикосновения, помогает мне…выучить уроки…- помощь.

Итак пять языков любви: слова поощрения, время, подарки, помощь, прикосновения. (Слайд 31).

С 32 Учитель Так что же такое любовь? Попробуйте ответить еще раз. Перед вами лежат чистые листы, изобразите на них свой ответ.

включить Звучит музыка («Лебединая верность» в исполнении Евгения Мартынова)

РАБОТА В ГРУППАХ III и выступление каждого представителя группы с высказываниями)

С 33 Учитель: Благодарность за выводы и высказывания. Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией и выбросом химических веществ. Отношения могут зайти в тупик и закончиться, так и не достигнув главного – своего развития и глубины. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям - вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной. Все зависит от вас. Любовь это большой труд по созиданию и сохранению того, что дорого и важно.

6. Закрепление изученного материала

Учитель Дает учащимся задания

1) Подумать и сделать выводы: О каких стадиях любви говорится в предложенных четверостишиях Эдуарда Асадова:

С 34, 35 I группа
Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

II группа

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.
И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

Ответы учащихся.

7. Подведение итогов.

С 36 1.Какие выводы для себя вы сделали после урока?

2. А существует ли любовь? Может только страсть и удовлетворение физиологических потребностей характерны для человека?

3. Что важнее: влюбленность или гармоничные близкие отношения на долгие годы?

8. Рефлексия. Звучит песня в исполнении Анны Герман и Льва Лещенко «Мы эхо».

Свое отношение к уроку вы можете показать на стикерах, изобразив свое отношение к изученной теме и прикрепив стикер на плакат.
включить

Степан Щипачев. Любовью дорожить умейте

Любовью дорожить умейте, 
С годами дорожить вдвойне. 
Любовь - не вздохи на скамейке 
И не прогулки при луне. 

Все будет: слякоть и пороша. 
Ведь вместе надо жизнь прожить. 
Любовь с хорошей песней схожа, 
А песню не легко сложить

С 37

Заключительные слова учителя на уроке: ЛЮБИТЕ И БУДЬТЕ ЛЮБИМЫ! Не забудьте поздравить своих любимых с праздником Семьи, Любви и Верности 8 июля в день Святых Петра и Февронии Муромских.


Приложение 1.

“Любовь и химия”

Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь – неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что “ влюбленность – это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения”. Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой “ акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость личностного роста”.

Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин ( ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А.Гухман (автор учебного пособия “Естествознание”) пишет: “ Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же”.

Aмфетамины: фенилэтиламин и адреналин - эти вещества влияют на появление чувства влюбленности.

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно?

Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения и вырабатываются эндорфины– вещества, которые действуют успокаивающе на нервную систему. Этим обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает

Окситоцин – вещество, повышающее чувствительные системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

Результатом беседы является формулирование обучающимися вывода:

Эндорфины выделяются в кровь и соответствуют стадии зрелой любви.

Окситоцин гормон, который воздействует на физиологическом уровне на обеих стадиях.

Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход от состояния влюбленности к возникновению глубокого чувства любви обеспечивается выработкой в организме конкретных веществ? Может быть, оно поможет обрести терпение и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого “отрезвления”, который часто приводит к разрыву любовного союза?

Но, безусловно, автор этой статьи права, говоря о том, что любовь всегда остается чем-то большим, чем простая сумма химических веществ: “Это связь души, и тела, действительности и воображения, поэзии и мечты!”.







ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ

Из приведённого текста попробуйте сформулировать понятие: что же такое «любовь» с разных точек зрения и какие стадии любви могут быть?

Что такое влюблённость? Какими реакциями организма она характеризуется, и какие химические вещества образуются в организме в стадию влюблённости?



ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ.
Какими проявлениями характеризуется стадия благоденствия и зрелая любовь? Какие химические вещества способствуют  спокойному состоянию человека при переходе из состояния влюбленности в зрелую любовь?

Какое вещество выделяется и в стадию влюблённости, и в стадию зрелой любви? За что отвечает это вещество?


Задание 1 группе.
Сравните формулы предложенных вам веществ и найдите сходство и отличия. Определите, к каким классам химических веществ они принадлежат.


Задание 2 группе. Какая функциональная группа является общей для всех перечисленных веществ. Назовите химические свойства данного класса веществ.





Стадия любви

и

продолжитель-

ность

Химическая формула и название

образующегося в организме вещества

Класс вещества

Группа биологически

активных веществ, место образования в организме человека.

Воздействие на организм

человека

Период влюбленности

(I стадия любви)

2-4 года

Фенилэтиламин (ФЕН) C8H11N


Адреналин

Окситоцин

NН2 – Цис – Тир – Илей – Глн – Асп – Цис – Про – Лей – Гли - СОNН2

Амины

Амфетамины

(биогенные амины)





Катехоламинам

Природный стимулятор

(наркотическое вещество)





Гормон мозгового вещества надпочечников а так же нейромедиатор

Возбуждающее. Прилив сил, эмоциональный подъем, способность к неадекватным поступкам.

Увеличивают выброс катехоламинов – нейромедиаторов или гормонов.



Чувство тревоги и волнения.



Повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц.

Период благоденствия

(II стадия любви)

10-15 лет






Период зрелости

(IIIстадия любви

Эндорфин («гормон радости»)

NН2 – Тир – Гли – Гли – Фен – Мет – Тре – Сер – Глу – Лиз – Сер – Про – Лей – Вал – Тре – Лей – Фен – Сер – Лиз – Гли – Глн – ОН


Окситоцин

NН2 – Цис – Тир – Илей – Глн – Асп – Цис – Про – Лей – Гли - СОNН2

Полипептид









Полипептид

Природный опиат.

Вырабатывается гипофизом голоного мозга






Гормон гипоталамуса.

Успокаивающее

Обеспечивает благостное, светлое, спокойное состояние. Уравновешенность, счастье, надежность, спокойствие, происходит регуляция температуры и давления.

Болеутоляющее вещество.


Повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц.

Так что же такое любовь - Что-то большее чем сумма химических веществ… Это связь души и тела. действительности и воображения, поэзии и мечты.

Приложение 2.

Таблица «Биохимия любви»

Стадия любви и

продолжительность

Химическая формула и название образующегося в организме вещества

Класс вещества

Группа биологически

активных веществ, место образования в организме человека.

Воздействие на организм

человека













































Любовь это - …_________________________________________________________________________________________________



Приложение 3.



  • Эндорфин:

NН2 – Тир – Гли – Гли – Фен – Мет – Тре – Сер – Глу – Лиз – Сер – Про – Лей – Вал – Тре – Лей – Фен – Сер – Лиз – Гли – Глн – ОН


  • Окситоцин:

  • NН2 – Цис – Тир – Илей – Глн – Асп – Цис – Про – Лей – Гли - СОNН2


Работа в группах I

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ. 
Из приведённого текста попробуйте сформулировать понятие: что же такое «любовь» с разных точек зрения и какие стадии любви могут быть?

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ. Что такое влюблённость? Какими реакциями организма она характеризуется, и какие химические вещества образуются в организме в стадию влюблённости?

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ.
Какими проявлениями характеризуется стадия благоденствия и зрелая любовь? Какие химические вещества способствуют  спокойному состоянию человека при переходе из состояния влюбленности в зрелую любовь?

ЗАДАНИЕ 4 ГРУППЕ.
Какое вещество выделяется и в стадию влюблённости, и в стадию зрелой любви? За что отвечает это вещество?


Работа в группах II

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ. 
Сравните формулы предложенных вам веществ и найдите сходство.

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ. . Определите, к каким классам химических веществ они принадлежат. Какая функциональная группа является общей для всех пречисленных веществ. Запишите химические свойства данного класса веществ.

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ. 
Сравните формулы предложенных вам веществ и найдите отличия.

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ. Какие из предложенных веществ  являются гормонами и в чём сходство их действия с 2- фенилэтиламином? Наличием какой функциональной группы объясняется это свойство?









Приложение 4.

О каких стадиях любви говорится в предложенных четверостишиях:

Любовь


I группа
Известно все: любовь не шутка,
Любовь - весенний стук сердец,
А жить, как ты, одним рассудком,
Нелепо, глупо наконец!

Иначе для его мечты?
Зачем тропинки под луною?
К чему лоточницы весною
Влюбленным продают цветы?!


II группа

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
















III группа

Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!


IV группа
Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!