Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 – 9 классов
ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТОВ
Подготовил и провёл учитель физики
МБОУ «СОШ №2 г. Красноармейска Саратовской обл»
Липаев Н.Н.
Организация.
Для проведения работ подбирается оборудование и готовится раздаточный материал.
В качестве жюри приглашаются старшеклассники успешно освоившие курс физики 7 – 9 класса или коллеги учителя.
Класс делится на четыре группы каждой из которых предлагается выполнить и защитить свой проект.
После защиты проектов, во время подготовке к подведению жюри итогов фестиваля, возможна музыкальная пауза, когда учащиеся могут выступить с песней.
Проектная работа №1
Название "Весы"
Цель работы Определить массу яблока с помощью рычага
Оборудование рычаг, штатив, яблоко, груз массой 100г
Задание Используя рычаг на штативе и груз известной
массы (100г) определите массу яблока.
Теория.
Рычаг представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы.
рисунок экспериментальной установки
F - сила действующая на груз
d - плечо силы F
F - сила действующая на яблоко
d - плечо силы F
Рычаг находится в равновесии при выполнении условия F d = F d
Учтём, что в нашем случае сила F это вес, равный mg, тогда получаем, что
m g d = m g d или после сокращения m d = m d, откуда масса яблока
Техника безопасности.
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте инструкцию по выполнению работы.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Выполнение работы.
1. Нарисовать в бланке ответов экспериментальную установку.
2. Записать формулу для вычисления массы яблока
3. Собрать по рисунку экспериментальную установку, подвесив яблоко на расстоянии 10 см от оси вращения рычага. Перемещайте грузик до тех пор пока рычаг не окажется в положении равновесия.
4. Измерить расстояния d и d в мм
5. Зная значения расстояний d и d , учитывая, что масса груза 100 г, вычислите по соответствующей формуле массу яблока.
Бланк выполнения работы №1
Команда ___________________________________________(название)
1.Нарисовать в бланке ответов экспериментальную установку.
2. Записать формулу для вычисления массы яблока.
3. В правой части рычага подвесить яблоко на расстоянии 10см (100мм) от оси вращения, а в левой части рычага груз массой 100г, перемещая его вдоль рычага пока экспериментальная установка не окажется в равновесии.
4. С помощью линейки измерить расстояния d и d
d = ____________мм d = ____________мм
5. Зная значения расстояний d и d учитывая, что масса груза 100г вычислите по соответствующей формуле массу яблока в г.
После выполнения работы команда представляет свой отчёт.
№ | Фамилия, имя | Обязанности в проекте | Результат выполнения задания |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
ИТОГО | |
Проектная работа №2
Название "Да будет свет"
Цель работы Собрать электрическую цепь
Задание Придумайте и начертите схему соединения элемента,
лампочки и двух ключей, расположенных так,
чтобы лампочку можно было включить каждым
из них отдельно. Соберите эту электрическую
цепь.
Теория.
Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нём электрическое поле. Устройства которые создают и могут длительное время поддерживать в проводнике электрическое поле называются источниками тока. В работе используется источник тока, который называется гальваническим элементом, в нём химическая энергия превращается в энергию электрическую. На схемах гальванический элемент обозначают В работе в качестве потребителя электрической энергии используется лампочка на подставке на схемах она обозначается так
В комплект оборудования входят также два замыкающих ключа, обозначение на схемах а также соединительные провода. Электрическая цепь, которую вам надо будет собрать, состоит из источника тока, лампочки, двух ключей и соединительных проводов. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой. Чертеж, на котором изображён способ соединения электрических приборов в цепь называется схемой.
Техника безопасности.
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте инструкцию по выполнению работы.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
При сборке электрической цепи ключи должны быть разомкнуты.
Замыкать электрическую цепь ключом лишь на время достаточное, чтобы убедиться работает цепь или нет.
Выполнение работы.
В бланке выполнения работы в пунктах 1-3 дописать предложения.
В пункте 4 бланка начертить придуманную вами электрическую цепь состоящую из батарейки, лампочки и двух ключей соединённых проводами, так что лампочка загорается если замкнуть один из ключей.
5. Собрать электрическую цепь по своей схеме.
Бланк выполнения работы №2
Команда ___________________________________________(название)
1. Электрическим током называется _____________________________ заряженных частиц.
2. Источником тока называется устройство _______________________ _____________________________________________________________
3. Источник тока на схемах обозначают
4. Придумать и начертить электрическую цепь состоящую из батарейки, лампочки и двух ключей соединённых проводами, так что лампочка загорается если замкнуть один из ключей.
5. Собрать электрическую цепь по своей схеме. Замыкая поочерёдно ключи проверить её работоспособность.
После выполнения работы команда представляет свой отчёт.
№ | Фамилия, имя | Обязанности в проекте | Результат выполнения задания |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
ИТОГО | |
Проектная работа №3
Название "Ученик Архимеда"
Цель работы Определение рода вещества по его плотности
Оборудование Весы с разновесом, мензурка с водой, исследуемое
тело, таблица плотностей.
Задание. Используя весы с разновесом, мензурку с водой и
таблицу плотностей веществ, определите из какого
материала изготовлено предложенное тело.
Теория.
Плотность - это физическая величина характеризующая внутреннее строение вещества. Чтобы найти плотность Р надо массу тела m разделить на его объём v
Плотность вещества в СИ выражают в кг/м3 , на практике плотность часто выражают в г/см3. 1000 кг/м3 = 1 г/см3. У разных веществ разные плотности, на этом основан способ определения рода вещества по его плотности. Существует легенда об Архимеде. Царь Гиерон (250 лет до н.э.) поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Архимед должен был узнать, не ломая короны, есть ли в ней примеси или она изготовлена из чистого золота. Найти массу короны с помощью весов было легко, но как найти её объём, ведь корона была очень сложной формы. И вот однажды находясь в бане, он погрузился в наполненную водой ванну и его внезапно осенила догадка, давшая решение задачи: объём погруженного в жидкость тела равен объёму вытесненной им жидкости. Ликующий и возбуждённый своим открытием, Архимед воскликнул: "Эврика! Эврика!", что значит "Нашёл! Нашёл!"
Техника безопасности.
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте инструкцию по выполнению работы.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Выполнение работы.
1. С помощью весов измерить массу исследуемого тела и выразить её в граммах.
2. С помощью мензурки измерить объём тела в см3
3. Используя формулу и результаты измерения массы m и объёма v вычислите плотность тела в г/см3 с точностью до десятых.
4. Используя таблицу плотностей, определите из какого вещества изготовлено тело.
5. Почему работа называется "ученик Архимеда"?
Бланк выполнения работы №3
Команда ______________________________________________(название)
1. Измерьте на весах массу тела в г, округлите результат до десятых.
m = ________________г
2. Измерьте объём тела с помощью мензурки, для этого погрузите тело в мензурку с водой. Изменение объёма воды при этом и будет равно объёму тела. Округлите результат до целого числа.
V = _________________см3
3. Используя формулу результаты измерения массы m
и объёма v вычислите плотность тела в г/см3 с точностью до десятых.
Р = _________________г/см3
4. Используя таблицу плотностей, определите из какого вещества изготовлено тело.
плотность, г/см | вещество |
11,3 ± 0,2 | свинец |
9,0 ± 0,2 | медь |
8,5 ± 0,2 | латунь |
7,3 ± 0,2 | олово |
2,7 ± 0,2 | алюминий |
Название вещества ________________________________.
5. Почему работа называется "ученик Архимеда"?
____________________________________________________________________
После выполнения работы команда представляет свой отчёт.
№ | Фамилия, имя | Обязанности в проекте | Результат выполнения задания |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
ИТОГО | |
Проектная работа №4
Название "Живое электричество"
Цель работы Изучить возможность использования в качестве
химического источника тока различные фрукты
и овощи.
Задание Используя медный и цинковый электрод с помощью
миллиамперметра измерить силу тока в цепи, где в
качестве источника тока используются поочерёдно
яблоко, клубень картофеля, лимон, солёный огурец.
По результатам исследования составить таблицу и
сделать вывод.
Теория.
История гальванических элементов началась более двухсот лет назад. Точно неизвестно, как именно Луиджи Гальвани, будучи физиологом, сделал своё открытие. В 1776 году Л.Гальвани открыл явление сокращения мышц свежепрепарированной лягушки при прикосновении к ней стального скальпеля. Дальнейшие работы учёных в этой области привели к созданию химических (гальванических) источников тока. Простейший гальванический элемент состоит из пар пластин из разных металлов (меди и цинка) расположенных одна над другой параллельно. Между пластинами находится электролит – токопроводящая среда. В фруктово-овощной батарейке роль электролита выполняет сок из фруктов и овощей. Положительным электродом служит медная пластина, а отрицательным электродом – цинковая пластина. Погружая медный и цинковый электроды в овощ или фрукт, в каждом случае можно наблюдать, с помощью миллиамперметра, наличие в цепи тока.
Техника безопасности.
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте инструкцию по выполнению работы.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Выполнение работы.
1. Соединить с помощью зажимов медный электрод с красной клеммой миллиамперметра возле которой написано 5мА, а цинковый электрод с чёрной клеммой миллиамперметра.
2. Погружая медный и цинковый электроды поочерёдно в предложенные фрукты и овощи, измерить по нижней шкале миллиамперметра в каждом случае силу тока.
3. Результаты измерений занести в таблицу.
4. Сделать вывод.
Бланк выполнения работы №4
Команда __________________________________________(название)
1. Соединить с помощью зажимов медный электрод с красной клеммой миллиамперметра возле которой написано 5мА, а цинковый электрод с чёрной клеммой миллиамперметра.
Погружая медный и цинковый электроды в яблоко на 2-3 см, измерить по нижней шкале миллиамперметра силу тока.
Результат измерения занести в таблицу.
2. Погружая, медный и цинковый электроды в клубень картофеля на 2-3 см, измерить по нижней шкале миллиамперметра силу тока. Результат измерения занести в таблицу.
3. Погружая, медный и цинковый электроды в лимон на 2-3 см, измерить по нижней шкале миллиамперметра силу тока. Результат измерения занести в таблицу.
4. Погружая, медный и цинковый электроды в солёный огурец на 2-3 см, измерить по нижней шкале миллиамперметра силу тока. Результат измерения занести в таблицу.
фрукт/овощ | сила тока, мА |
яблоко | |
картофель | |
лимон | |
солёный огурец | |
5. Сделать вывод, ответив на вопрос, можно ли овощи использовать в качестве источника тока для питания маломощных электроустройств?
После выполнения работы команда представляет свой отчёт.
№ | Фамилия, имя | Обязанности в проекте | Результат выполнения задания |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
ИТОГО | |