Физический ринг
Тепловые явления
Цели и задачи: закрепить знания учащихся по изученным темам; развить внимание, воображение, память, смекалку, логическое мышление, умение находить объяснения природных явлений; содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплоченности коллектива, способствовать развитию у учеников интереса к физике.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
• изготовить коллекцию хороших проводников тепла и теплоизоляторов;
• изготовить прибор для демонстрации конвекции, излучения, макет паровой турбины;
• придумать вопрос, для ответа на который надо объяснить тепловое явление, наблюдаемое в быту, природе, технике;
И придумать рассказ «Физика вокруг нас» (о походе на речку, в зимний лес, о вечере у костра, о дальнем плавании и т.д.);
• подготовить доклад (не только с целью углубления и расширения понятий по теме, но и привлечения вопросов экологии). Например:
«Конвекция в природе и технике» (образование конвекционных потоков в промышленных зонах, механизм рассеивания выбросов с помощью высоких труб, особенности рассеивания при циклонах и антициклонах на фоне различного атмосферного давления);
«Излучение» (парниковый эффект на Земле, возможные последствия его усиления);
«Плавление и отвердевание» (Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. Экологические аспекты литейного производства);
«Испарение и конденсация» (образование кислотных дождей, их влияние на человека и окружающую среду);
«Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина» (загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами, нарушение баланса системы жизнь - человек - природа, меры по снижению вредных выбросов, контроль за выхлопными газами);
• составить кроссворд по теме «Тепловые явления»;
• подготовить газету (информационное сообщение «Знаешь ли ты...», тематическую подборку «В мире интересных фактов», «Теперь я знаю, что...», «Физика в картинках», «Самый, самый...» и т.п.)
• подготовить занимательный опыт.
Ход занятия
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД, ЭМБЛЕМЫ, ДЕВИЗА (до 3 баллов).
2. ЛИЧНЫЙ КОНКУРС ПО РАЗДЕЛАМ «ХОЗЯЮШКА», «РОКЕР», «АГРОНОМ». (По одному представителю от каждой команды вытягивают название раздела, получают соответствующие конверт с заданиями и эмблему, готовиться 3 мин; за каждый правильный ответ – 1 балл.)
Ответы
1. Для увеличения площади поверхности испарения.
2.При конденсации выделяется значительно большее количество теплоты, чем при охлаждении горячей воды:
r= 2300 кДж/кг, своды = 4,2 кДж/кг.
Ответы
1. Для охлаждения двигателя путем увеличения площади его поверхности.
2. При езде с остановками, т.к. приходится расходовать дополнительную энергию на разгон мотоцикла. (Экологический аспект: больше выхлопных газов.)
Ответы
1. В порах рыхлого снега содержится воздух, который обладает малой теплопроводностью, что позволяет задерживать тепло, идущее от земли.
2. Влажная, т.к. вода обладает большей теплопроводностью, чем воздух.
3. ГРУППОВОЙ КОНКУРС. (Формируются три творческие группы по три человека от каждой команды, которые вытягивают себе название («Любители космоса», «На кухне» или «Дачный кооператив»), получают конверт с соответствующими заданиями, усаживаются за стол с заранее поставленными табличками - обозначениями, и через 8-10 мин начинают отвечать. Оценка до 3 баллов.)
Ответы
1. При трении о воздух оболочка сильно нагревается. Вольфрам, тантал - металлы с высокой температурой плавления.
2. Для создания искусственной конвекции, т.к. в условиях невесомости она отсутствует.
3. Внешнее давление в открытом космосе равно нулю, поэтому вода мгновенно закипит, при этом она охлаждается и, если не успеет вся испарится при кипении, то превратится в лед.
Ответы
1. На растворение сахара расходуется дополнительная энергия.
2. В герметично закрытом сосуде испарение минимально, поэтому почти вся подводимая энергия идет на нагрев воды.
3. В яблоках остается много влаги, а жидкость имеет большую теплоемкость.
Ответы
1. Холодный воздух собирается в низинах, поэтому велика вероятность заморозков. Лучше брать участок на возвышенности.
2. Большое количество воды замерзает медленно, поэтому и окружающий воздух будет охлаждаться медленнее.
3. Чтобы изолировать ствол дерева от окружающего воздуха и тем самым не только уменьшить теплопроводность, но и обдувание ствола конвекционными потоками холодного воздуха и предупредить замерзание питательных соков внутри ствола.
4. ЗАСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАСТНИКОВ ЛИЧНОГО КОНКУРСА.
5. КОНКУРС «ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ?» (Помощник из старшеклассников проводит опыт, задает вопросы.) Оборудование: свеча; блюдце; короткая и длинная стеклянные трубки; пластилин.
* Низ трубки обмазать пластилином, чтобы при касании ее с блюдцем исключить доступ воздуха.
* Зажечь свечу.
* Поднести к пламени короткую широкую стеклянную трубку и установить над пламенем (пламя вытягивается и разгорается).
* Поднести к пламени длинную широкую стеклянную трубку и установить над пламенем (пламя вытягивается и разгорается сильнее).
* Медленно надеть трубку на свечу (пламя гаснет).
? Что надо сделать, чтобы свеча не гасла?
Ответ. Ввести дополнительную перегородку или узкую трубочку, чтобы разделить встречные потоки (холодный и горячий) и тем самым обеспечить конвекцию.
? Что надо сделать, чтобы быстрее охладить раскаленный предмет: опустить его в холодную (при 20 °С) или в горячую (при 100 °С) воду?
Ответ. В горячую, т.к. при опускании в нее раскаленного предмета вода сразу закипит и будет испаряться, при этом будет поглощаться большое количество теплоты. Холодная вода сначала нагревается до 100°С, потом закипает и испаряется. При нагревании поглощается меньше тепла, чем при испарении.
6. ЗАСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП С ПОКАЗОМ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ КОМАНД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ, СВЯЗАННЫХ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ. (Учащиеся, показывающие опыт, задают вопрос другой команде. Оценивается чистота проводимого опыта, грамотность заданного вопроса, умение дополнить либо самим полностью ответить на вопрос. Оценка до 3 баллов.)
6. ОТГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА. (Принимает участие вся команда, допускается помощь родителей. За каждое правильно отгаданное слово - 1 балл.)
По горизонтали:5. Английский ботаник, который обнаружил беспорядочное движение мельчайших частиц в жидкости, доказывающее тепловое движение частиц. 7.Природное жидкое топливо. 8. Самый твердый камень. И. Вид теплопередачи 12. Прибор для определения температуры 15. Деталь паровой турбины. 16. Источник энергии, используемый для нагревания. 17. Тонкий слой ледяных кристаллов, наблюдаемый ранним утром на почве и траве в результате ночных заморозков. 18. Единица объема, равная 1 дм3, или 0,001 м3. 19. Вид осадков, приводящий к потеплению. 20. «Одеяло» для Земли, образованное в результате конденсации водяных паров. 21. Источник жизни на Земле.
По вертикали: 1. Конвекционный поток с суточной периодичностью по берегам рек, озер, морей. 2. Конвекционный поток большой массы воздуха. 3. Плотная жидкость, по тепловому расширению которой определяют температуру. 4. Процесс в ДВС, соответствующий одному ходу поршня. 6. Время суток, когда земная поверхность отдает больше энергии, чем принимает. 8. Составная часть молекулы. 9. Твердое топливо с большой удельной теплотой сгорания. 10. Вещество с упорядоченным расположением составляющих его частей. 13. Драгоценный метал, сплав которого с иридием обладает малым коэффициентом теплового расширения и поэтому используется при изготовлении эталонов метра и килограмма. 14. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Ответы
По горизонтали: 5. Броун. 7. Нефть. 8. Алмаз. 11. Излучение. 12. Термометр. 15. Лопатка. 16. Топливо. 17. Иней. 18. Литр. 19. Снег. 20. Облако. 21. Солнце.
По вертикали: 1, Бриз. 2. Ветер. 3. Ртуть. 4. Такт. 6. Ночь. 8. Атом. 9. Антрацит. 10. Кристалл. 13. Платина. 14. Конденсация.
7. ФИЗПАУЗА «КТО БЫСТРЕЕ ЗАДУЕТ ПЛАМЯ СВЕЧИ ЧЕРЕЗ ШИРОКУЮ ВОРОНКУ». Оборудование: блюдце; свеча, широкая воронка (3 балла).
8.ВИКТОРИНА «ЗА УЖИНОМ».
(Каждый, кто первым ответил на вопрос, получает 1 балл.)
? 1. Саня перед едой захотел пить. Взял кружку, набрал холодной воды из-под крана и тут увидел, что кружка «запотела». Почему?
? 2. Почему чайник перед тем, как закипеть, шумит?
? 3. Почему при закипании чайника крышка подпрыгивает?
? 4. Как остудить горячий чай в кружке? Объясните свои предложения.
? 5. Какой ложкой, деревянной или металлической, вы предпочли бы есть горячий суп? Почему?
? 6. Почему хлеб черствеет?
Ответы
1. В воздухе есть водяной пар, который, соприкасаясь с холодными стенками кружки, конденсируется и оседает на них в виде капелек влаги.
2. В воде есть пузырьки воздуха. Нагреваясь, вода испаряется внутрь пузырьков. Под действием архимедовой силы пузырьки поднимаются на поверхность воды, где лопаются под воздействием внешнего атмосферного давления, издавая при этом характерный звук.
3. При закипании образуется много пара, его давление поднимает крышку. Когда часть пара выходит наружу, крышка опускается. За тем процесс повторяется.
4. Опустить в кружку металлическую ложку (он; забирает тепло) подуть (усиление скорости испарения - понижение температуры).
5. Деревянной, т.к. теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому она не будет горячей.
6. Из хлеба испаряется влага.
9. КОНКУРС ПЕРЕВОДЧИКОВ.
* Как известно, большинство физических терминов имеют латинское или греческое происхождение. Назовите слово, от которого произошел называемый термин, дайте его перевод.
* Назовите значение называемой приставки: милли- (0,001); санти- (0,01); деци-(0,1); дека- (10); кило- (1 •103); мега-(1 • 106).
10. КОНКУРСЫ «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ». (Каждый член команды принимает участие лишь в одном конкурсе. За победу - 3 балла.)
* «Сильные работники». От команды участвуют мальчик (самый сильный) и девочка (самая слабая). Мальчик должен за 10 вдохов (с отрывом от шара или без отрыва) надуть шар, а девочка руками со всего размаха этот шар раздавить. Оценивается размер надутого шара и число попыток его раздавить.
* «Фокусники». От команды участвует один человек, который должен загнать металлический шарик внутрь малого сосуда калориметра, вращая его. Оценивается число попыток (до трех).
* «Бегущие огоньки». Участвуют по равному количеству оставшихся игроков от каждой команды. Поделившись на две команды, они выстраиваются друг напротив друга в две колонны на расстоянии 4 м. Каждая команда зажигает свечу и по сигналу начинает эстафету, передавая огонь из рук в руки. Не допускается движение с погасшей свечой. Каждому участнику команды, занявшему 1-е место - 3 балла, 2-е место — 2 балла, 3-е место - 1 балл.
11. КОНКУРС «ТЕПЛЫЕ ЛАДОНИ». (Проводится, если остались незадействованные члены команд: им предлагается ладонями нагревать колбу с холодной водой, соединенную шлангом с манометром, добиваясь максимальной разности уровней манометра.)
12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитываются баллы, определяются три лучших участника, получающие звание «Лучший физик класса», и команда-победитель.
5