Автор: Малютина Н.М.
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КИНЕМАТИКУ»
ЦЕЛИ:
Образовательная: в интересной форме повторить, обобщить пройденный материал по темам раздела «Кинематика»
Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
Развивающая: развить у учащихся активность, инициативность, чувство ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, раскрыть творческие способности учащихся, развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютерная презентация, кроссворд на закрытой доске:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Класс делится на 2 команды. Команды рассаживаются на разные ряды.
1 СЛАЙД
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы встретились с вами, чтобы провести время с пользой. Наше сегодняшнее занятие посвящено физике. Но это не урок. А увлекательное путешествие, которое позволит нам хорошенько повторить пройденный материал. Вам будут предложены различные задания. Я надеюсь, сегодняшнее мероприятие позволит вам взглянуть на физику другими глазами. Ведь физика – одна из самых интересных наук!
2 СЛАЙД
Вам надоело скучно жить
И надоело всего боятся?
Тогда вам можем предложить
Делом полезным заняться.
Вы верите в мистику и всякую ерунду,
Боитесь вы грома, боитесь грозу,
Вам страшно, когда начинается дождь,
Но вы не отчаивайтесь,
Мы можем помочь!
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей вам навещать,
Совет наш прост – не нужно бояться,
А лучше физику начать изучать.
3 СЛАЙД
1 конкурс - “Разминка”.
Каждой команде будет задано по 2 вопроса. Если команда не отвечает, право ответа передается другой команде. Каждый вопрос оценивается в один балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает. Оценивается не только правильность, но и обоснованность ответа.
Вопросы для команд.
Луна обращается вокруг Земли так, что одна ее сторона постоянно обращена к Земле. Какова траектория движения центра Земли относительно космонавта, находящегося на Земле? (Точка)
В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была наименьшей (Назад)
Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать по 40 верст в день. На следующий день вслед ему послан другой человек, и приказано ему проходить по 45 верст. На какой день второй догонит первого? (На восьмой)
Один человек идет в другой город и проходит в день 40 верст. Другой человек идет ему навстречу и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путешественники встретятся? (Через 10 дней)
4 СЛАЙД
2 конкурс - “А ну-ка отличи!”.
Команды получают листы и делят их на две колонки: левую - прямолинейное движение, правую - криволинейное. Ведущий демонстрирует слайды, содержащие утверждения под соответствующими номерами. Команды должны записать номер утверждения в нужную колонку. Каждый верный ответ – 1 балл. Текст утверждений на слайде:
1. скорость направлена по касательной к траектории.
2. направление скорости меняется со временем.
3. скорость и ускорение направлены по одной линии.
4. направление ускорения произвольно изменяется со временем.
5. при постоянном модуле скорости тело перемещается с ускорением.
6. тело движется с постоянным модулем ускорения, но с переменным модулем скорости.
7. модуль ускорения зависит от формы траектории.
8.вектор скорости не лежит на одной прямой с вектором ускорения.
10. вектор перемещения совпадает с траекторией.
11. вектор скорости совпадает по направлению с вектором перемещения.
12. вектор скорости имеет иное направление, чем вектор перемещения.
13. без вычислительной техники трудно определить положение тела и траекторию движения.
Подведение итогов: листы сдаются, проверяются жюри (равномерное движение 3,6,10,11,13; криволинейное движение 1,2,4,5,6, 7,8,9,12).
5 СЛАЙД
3 конкурс - “Загадка портрета”.
Каждой команде показывается портрет известного физика. Нужно вспомнить их фамилии. Дается три минуты. За правильный ответ - 3 балла.
6 СЛАЙД

1 команда (Галилео Галилей) 2 команда (Исаак Ньютон)
7 СЛАЙД
4 конкурс - “ Дальше, дальше, дальше… ”.
В стране Кинематика живут Уравнения механики. Этот конкурс проверяет, какая команда лучше знает формулы кинематики. Команды поочередно записывают на доске формулы кинематики. Команда, последняя записавшая правильную формулу получает 2 балла.
8 СЛАЙД
Итак, ребята, мы с вами практически подошли к завершению нашего мероприятия. Пока подсчитываются результаты, я предлагаю вам разгадать кроссворд. В разгадывании принимают участие обе команды одновременно. Теперь вы не соревнуетесь друг с другом, стараясь получить больше баллов. Ваша цель – объединив усилия, найти правильные ответы и разгадать ключевое слово.
Вопросы к кроссворду:
1) Как можно назвать такие величины, как площадь, объём, время, масса, температура, характеризующаяся одним числом?
2) Как называется движение точки, если траектория является кривой линией?
3) Как называется скорость в данный момент времени?
4) Как называется направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела, с его последующим положением?
5) Прямолинейное движение с постоянным ускорением, при котором модуль скорости уменьшается?
6) Движение твёрдого тела, при котором любая прямая, проведенная в этом теле, перемещается параллельно самой себе.
7) Как называется линия, по которой движется точка?
8) Как называется быстрота изменения скорости?
9) Величина, которая, кроме своего абсолютного значения (модуля),характеризуется ещё и направление в пространстве?
10) Ученый, который открыл принцип относительности, ввел понятие инерции.
| | | | | | 1 | с | к | а | л | я | р | | | | | | |
| | | | | 2 | к | р | и | в | о | л | и | н | е | й | н | о | е |
| | | | | 3 | м | г | н | о | в | е | н | н | а | я | | | |
| | 4 | п | е | р | е | м | е | щ | е | н | и | е | | | | | |
| | 5 | р | а | в | н | о | м | е | р | н | о | е | | | | | |
| 6 | п | о | с | т | у | п | а | т | е | л | ь | н | о | е | | | |
| | 7 | т | р | а | е | к | т | о | р | и | я | | | | | | |
8 | у | с | к | о | р | е | н | и | е | | | | | | | | | |
| | | | | 9 | в | е | к | т | о | р | | | | | | | |
| | | | | | 10 | г | а | л | и | л | е | й | | | | | |
Подводятся итоги, объявляются победители.