СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по физике "Тайны чёрных ящиков"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного мероприятия является обобщение и углубление изученного материала и развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявления интеллектуально одаренных учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по физике "Тайны чёрных ящиков"»


Давыдов Олег Федорович

Год рождения: 13 мая 1974 года

Образование: Высшее

Специальность: физика и математика.

Закончил: Кокшетауский педагогический институт.

Стаж работы: 28 лет.

Категория: первая.

Тема по самообразованию: Коллективный способ обучения.





Разделы: Преподавание физики | Внеклассная работа

Цели и задачи:

  • обобщение и углубление изученного материала;

  • развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявления интеллектуально одаренных учащихся.

Процесс обучения детей неразрывно связан с возникновением у ребят интереса к предмету обучения. Если нет заинтересованности у учащегося к обучению не будет и хорошего результата. Трудность в решении проблем обучения непосредственно связана с психологическими закономерностями и условиями развития всей системы познавательных процессов – восприятия и понимания, памяти и мышления. Развитие познавательных возможностей человека в обучении (или самообучении) всегда включает развитие всей системы познавательных возможностей человека, как бы объединенной в интеллекте, и основаной на преобразовании неизвестного в известное, непонятного в понятное. Познавательные возможности развиваются на основе личного осмысления любых сведений, усваиваемых с помощью учителя или самостоятельно. Понимание "знаний" – это понимание их подлинного смысла в отнесенности к жизни и самому себе. Именно смысл как бы насыщает познавательные процессы, обеспечивает их развитие и создает трамплин к следующему, более высокому этапу – обнаружению более глубоких смысловых отношений, действительно скрытых за усваиваемыми вербальными выражениями, символами и формализованными логическими отношениями. Развитие познания – всегда большой собственный интеллектуальный труд. Но это не только и не столько труд запоминания, сколько творческая работа, выражающаяся в постановке и решении интеллектуальных задач, в поиске новых способов их решения в постановке собственных вопросов, задач и проблем. Процесс познания труден. Он труден не только потому, что предполагает преодоление незнания, но что еще более трудно, преодоление привычных знаний, точек зрения, сложившихся стереотипов и способов решения. Так, закрепленное недостаточно осмысленное знание, как и "прочные" навыки, становятся как бы препятствием на пути к новому знанию и собственному развитию. Мы часто преувеличиваем значение памяти, и особенно произвольной, в общем познавательном развитии человека. На самом деле и в обучении, и в жизни память непроизвольно фиксирует и закрепляет то, что нами хорошо понято и тем более достигнуто самим человеком. Поэтому развитие памяти опосредствовано развитием мышления, а понимаемый смысловой контекст обеспечивает возможности запоминания почти без повторения. Развитие непроизвольного запоминания основано на развитии смысловой структуры нашего знания, а не формальных приемов закрепления непонятного или бессмысленного. Подобно памяти, внимание основано и поддерживается смыслом. Оно "отключается" тогда, когда теряется смысл воспринимаемого. Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру, похожую на интеллектуальный акт. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение – это по существу преобразованные интеллектуальные задачи, решаемые средствами мышления. Развитие познавательных процессов всегда опосредовано другими людьми. Познание предполагает не только усвоение знаний, предлагаемых учителем, но и непременное выражение знаний другому человеку, учителю, сверстнику, группе или обществу. Понимание составляет как бы итог усвоения, его результат. Таковы и объективное чувство понятности, и учительское впечатление о знаниях ученика. На самом деле субъективно понятое знание и собственная мысль нуждаются в выражении их другому понимающему человеку. Таким человеком, конечно, является, прежде всего, учитель, если он стремится и готов понять мысль своего ученика, или сверстник, или взрослый, который готов слушать. Мысль ребенка составляет самый ценный "продукт" интеллектуальной работы. Она не только "отражение", но, скорее, открытие, совершаемое ежедневно, поэтому ребенку так необходимо поделиться с другими людьми и выразить лично созданную мысль. Послушать ребенка – это, значит, помочь ему в развитии, принять и поддержать возможности личностного осмысления и выдумывания мира. Сознательно предлагаю иное понимание познавательного развития – как творческого процесса. Именно поэтому такое большое место уделяю поисковой и исследовательской активности, составляющей начальные этапы развития творчества, придаю большое значение познавательным потребностям как внутреннему источнику развития на пути к творчеству, равноправному диалогу как непременному психологическому и педагогическому условию развития творческого звена в познавательной сфере личности. Как сделать, чтобы дети шли на уроки с удовольствием, домашние задания выполняли бы играючи, получая от этого радость и удовлетворение результатом своего труда? У ребенка возникает интерес к обучению, когда он, не зная сути вопроса, пытается решить возникшую проблему и не боится не выполнить задание, получить порицание учителя. Где возможно это сделать? На мой взгляд, и на обычных уроках, и во внеурочное время. Внеурочное время, впрочем, не совсем удобно, т.к. дети после уроков устают, внимание их ослаблено. Внеурочное время удобнее использовать тогда, когда у ребенка уже есть интерес к изучаемому, тогда он, не задумываясь, предпочтет занятия, например, физики другим предметам и даже развлечениям. Внеклассная работа по физике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Внеклассная работа может быть с успехом использована и для развития их логического мышления, пространственного воображения, навыков, смекалки, развития правильной речи, привития вкуса к чтению физикой литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории предмета. Внеклассная работа создает возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой. Это и воспитание настойчивости, воли, смекалки, инициативы. Работы в кружке, физические вечера и другие виды деятельности способствуют развитию у учащихся чувства прекрасного, повышают его культурный уровень и содействуют сближению учителя и учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата на уроке и вне его.


















Внеклассное мероприятие

по физике







«Тайны черных ящиков»







Преподаватель: Давыдов О.Ф.




ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ.

I. Вступление

Первый ведущий рассказывает, что такое черный ящик и каково его назначение, (В ящике упрятан конкретный прибор, предмет и надо раскрыть тайну ящика путем наводящих вопросов.)

Второй ведущий информирует о порядке проведения вечера и призывает ребят при обдумывании любого вопроса, опыта следовать совету Козьмы Пруткова "Смотри в корень!".

II. Разминка

Ведущие по очереди предлагают ребятам загадки на тему "Физи­ка вокруг нас" и к каждой загадке ставят физический вопрос.

Примеры загадок и вопросов к ним.

1. Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)
Вопрос: Какого цвета белый свет?

Ответ: Белый свет сложный, состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

2. Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака)
Вопрос: Что больше: облако или его тень?

Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус пол­ной тени, высота которого из-за значительных размеров облака ве­лика. Поэтому тень облака на земле мало отличается по размерам от самого облака.

3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)
Вопрос: Когда лед может быть нагревателем?

Ответ: Когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.

4.Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)

Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: Нужно наклонять ее под разными углами по направле­нию к Солнцу.

5. Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? (Гром)

Вопрос: На улице гроза, идет сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?

Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука в воздухе при нормальных условиях и 20°С-340 м/с.

6. Что идет не двигаясь с места? (Время)

Вопрос: Всегда ли время идет с одинаковой скоростью? Ответ: Нет; его ход зависит от скорости,движения системы от­счета.


III. Раскрытие тайн "черных ящиков"

1-й ведущий (обращаясь к ребятам). Назовите будильник времен Александра Македонского.

После нескольких ответов наконец кто-то говорит "Петух". Этот ответ и был задуман. Ассистенты вносят "черный ящик".

Ведущий раскрывает ящик и, к удивлению учащихся, подает отга­давшему петуха, склеенного из твердой бумаги, красиво разрисо­ванного. А к его лапке привязана бирочка со словами: "Не дразнить, клюется!"


2-й ведущий. Предлагаю такое задание: назовите первый эки­паж человека. (Ребята дают самые различные ответы.)

Ассистенты вносят "черный ящик" - второй. Раскрывают его и вынимают... игрушку — детскую коляску. Ведущий вновь обращает­ся к ребятам, задавая вопросы: Какие силы возникают в рессорах детской коляски и каково устройство рессор, их назначение? Ответ: возникают силы упругости. Рессоры состоят из упру­гих пружин. При езде по плохой дороге сохраняют плавность хода -движения в результате своей деформации.

1-й ведущий. А теперь физическая пауза. {Ставятся занима­тельные физические опыты с объяснением их сути.)

Опыт 1. Вареное яйцо "вползает" в бутылку. Берем молочную бутылку (пол-литровую из-под кефира, можно литровую), варенное вкрутую куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно прова­ливается внутрь бутылки. Почему? - задает залу вопрос ведущий.

Опыт 2. На стол ставят пустой стакан. На него кладут фанерку (или ДВП), а сверху гирю массой 5 кг, можно 2 кг (из набора гирь). Молотком резко ударяют по гире. Стакан под ней остается целым. Почему?

Опыт 3. Фейерверк из скрепок. Цепочку скрепок. длиной 100-120 см включить в цепь ЛАТРа. При встряхивании скрепок в темноте появляется цепочка искр. Она повисает в воздухе, перели­вается, меняет форму, цвет. Это происходит при изменении напря­жения от 40-50 до 100 В. Почему?

2-й ведущий. Продолжаем раскрывать тайны черных ящиков. Вопрос к залу: Заменитель футбольного мяча. Что это?

Выслушав ответы (надувной шар, картофелина, бумажная ко­робка и другие), он извлекает из "черного ящика" консервную банку.

2-й ведущий (обращается к отгадавшему). На крышке и днище банки выштампованы концентрические окружности - гофры. Каково их назначение?

Ответ: гофры дают возможность крышке и днищу сильно де­формироваться при попадании, например, в теплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счет ее выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.

1-й ведущий. Вопрос: Когда футболист почувствует сильнее удар мяча: когда бежит навстречу мячу, когда бежит от мяча или когда стоит неподвижно?

Ответ: когда бежит навстречу мячу, так как в этом случае скорость мяча относительно человека в сумме больше, чем его ско­рость относительно земли.


Еще вопрос: Почему мяч подпрыгивает, когда им ударяют о зем­лю, а камень нет?

2-й ведущий. Продолжаем раскрывать тайны черных ящи­ков. (Задает очередной вопрос залу.) Гром и молния и днем и но­чью в любую дождливую погоду. Что это?

После того, как выслушаны различные ответы, ассистент вы­носит 4-й "черный ящик". Осторожно открывает его, и ведущий извлекает оттуда черную кошку. Живую! На лапке ее бирочка со словами: "Погладь меня в темной комнате, пожалуйста!". Гасят в зале свет, и "просьба" кошки выполняется.

2-й ведущий (обращается в зал с вопросом). Почему слышно потрескивание - "гром" и наблюдается свечение - "молния"?

Первый ведущий проводит еще опыт с высоковольтным индук­тором - разряд между двумя шарами; если в школе его нет, то опыт с электрофорной машиной.

Затем этот же ведущий задает вопросы залу:


  1. Какой формы бывают молнии?

  2. Почему при вспышке молнии колеса повозки и ноги бегущей
    лошади кажутся застывшими на месте?

  1. Почему молния раскалывает деревья?

  2. Почему говорят, что молния может находить закрытые под
    землей клады?

  1. Почему у альпинистов существует правило: ночуешь высоко в
    горах, все металлические предметы собери и положи отдельно по­
    дальше от лагеря?

2-й ведущий. Вопрос: В этом ящике - "думающая" машина. Что это за машина?

После нескольких ответов ведущий раскрывает ящик, достает микрокалькулятор. Он вручается отгадавшему и правильно расска­завшему хотя бы в общих чертах об устройстве и принципе дейст­вия ЭВМ

1-й ведущий. Давайте проведем игру на перетягивание каната. (Цель: дать физическое обоснование игре на перетягивание кана­та.)

Чтобы игра имела познавательное значение, ведущий должен сначала вместе с присутствующими вспомнить формулировку III закона Ньютона, а затем предложить командам ответить на следующий вопрос: если по законам физики на обе команды со сто­роны каната действуют одинаковые по модулю силы, которые направлены в противоположные стороны, то команды тоже действуют на канат с одинаковым по модулю и противоположны­ми по направлению силами. Почему же все-таки одна из команд пе­ретягивает канат и выигрывает?

Затем проводится состязание на перетягивание каната. Это состязание надо оценить двумя баллами: один - за полный и пра­вильный ответ, другой - за победу в ловкости и силе.

Ответ: Команды действуют друг на друга через канат с рав­ными по модулю и противоположно направленными силами. Коман­ды стоят на полу, упираясь в его шероховатую поверхность и от­талкивая землю назад. По III закону Ньютона земля действует на каждую команду с такой же по модулю, но противоположно на­правленной силой. Таким образом, взаимодействие команд через ка­нат и взаимодействие каждой команды с землей обеспечивают пе­ретягивание каната той командой, которая оказывается сильнее, т. е. сильнее опирается о землю.



2-й ведущий.И наконец - изюминка нашего вечера!

Вызывает желающего распаковать б-й "черный ящик". Учащий­ся сначала вынимает один, потом второй ящик, из 2-го - третий и т. д. В последнем тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка (ребята из зала этого не видят). Ведущий предлагает учени­ку посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, преду­преждая, чтобы он не говорил залу, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята. Когда поток желающих иссякнет, из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу.

1-й ведущий {поясняет). Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Есть один маленький вопрос: Куда "исчезла" энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?

Ответ: пошла на испарение влаги и биологические процессы.

Заключение. Оба ведущих говорят хором, обращаясь к залу: "Мы раскрыли с вами тайны только шести "черных ящиков". Наде­емся, что это стало для вас интересным походом в мир природы и физики. Мы ждем предложений и вопросов для еще одной "встречи" с черными ящиками. Всего вам доброго!

Слово председателя жюри, вру­чение призов.