СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Цель: развивать мыслительную способность, находчивость, смекалку; укреплять навыки и знания по русскому зыку; воспитывать ответственность, организованность; учить детей проводить свободное время полезным для себя.

- Какие страны знаете? Давайте составим название страны из рассыпанных слогов.
(составление слова «литературия» по командам)
Не наяву и не во сне 
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
ЛИ-ТЕ-РА-ТУ-РИЯ.

Можно ли найти эту страну на карте? Где мы с ней можем встретиться? 
-Сегодня проведем путешествие по этой стране. В какой стране мы с вами живем?
Какие города вы знаете? Какие могут быть названия в стране Литературия? На уроке литературы мы разделились на три команды. Прошу представиться.
(название, девиз, эмблема)

1.Остановка «ЖАНРЫ» (исправить ошибки, назвать произведение, определить жанр)
1) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в мелкой землянке
Ровно тридцать лет и два года.


2) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Тут уж снег летит в глаза.
3) Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя - из-за Десны заходила высокая гроза. Ленивая туча потягивалась за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю.
(итог остановки)

2. остановка «ФОЛЬКЛОР» (отгадать кроссворд)
(итог остановки)

3. остановка «ПОСЛОВИЦЫ»
- Отгадайте, о каком жанре фольклора мы будем говорить. Краткое мудрое изречение…(пословица). « Отгадай пословицу» (два ключевых слова какой- либо пословицы, нужно назвать полностью).
ученья – уменья (Без ученья – нет уменья.)

1) время – час (Делу – время, потехи – час.)
2) труд – рыбка (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
3) одежка – ум (По одежке встречают, по уму провожают.)
4) синица – журавль (Лучше синица в руке, чем журавль в небе.)
5) язык – Киев (Язык до Киева доведет.)
6) читает – знает (Кто много читает, тот много знает.)
(итог остановки)

4. остановка «СКАЗКА»
- Кто поможет определить смысл пословицы « Язык до Киева доведет»? Сейчас узнаем, как вы можете рассказывать и сочинять. Давайте попробуем сочинить сказку. Обычно какими словами начинается сказка?
Сказка про ………..

Жил- был ________________. Раз пошел _________________. Вдруг видит __________. Испугался _____________, хотел было __________________, как вдруг ___________ из-за ______________ выскочил и давай ___________. Глянул на ______________ и ________________. Поблагодарил ________________ умного ________________ и он отправился.

 «КАПИТАНСКИЙ КОНКУРС»
(добавить нужное словечко)

1) Рассказ Д.Мамин - Сибиряка «Серая ……» (шейка)
2) Рассказ К.Паустовского «Теплый …..» (хлеб)
3) Рассказ А.Куприна «Собачье ……» (счастье)
4) Стихотворение С.Маршака «Урок родного ……»(языка)
5) Сказка К. Паустовского «Стальное ……..»(колечко)
6) Сказка Ш.Перро «Красная ………»(шапочка)
- Вот вы и стали сказочниками. (Итог остановки)

5. остановка «СТИХОТВОРЕНИЕ»
- Каких знаете поэтов писавших о природе? Назовите названия этих произведений? Домашним заданием было сочинить стихотворение по рифме:
ветер – светит
тает – прилетает
(уч-ся выбирают лучшее стихотворение от команды)
(итог остановки)

6.остановка «ЭРУДИТ» (каждой команде по 8 вопросов)
1 команда
1) «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)
2) Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
3) Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
4) В кого превратились 11 братьев – принцев из сказки Г.Х.Андерсена? (лебедей) 
5) Кто написал стихотворение «Я покинул родимый дом»? (С.Есенин)
6) Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка – сестричка и Волк»? (хвостом)
7) Вспомните три рнс, в названиях которых всего одно слово.
8) Он оставил без пищи стариков. Трое пытались поймать его, но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал… Кого? (Колобок)


2 команда
1) Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)
2) Содержимое страшилы? (солома)
3) Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)
4) Что держала в клюве Ворона, в басне « Ворона и Лисица»? (сыр)
5) Сказка «Колосок», где повествуется о героях Круть и Верть, русская или украинская? (украинская)
6) Кто написал рассказ « Живая шляпа»? (Н.Носов)
7) Назовите произведения, в названии которого содержится число.
8) Сообразительное пушистое домашнее животное выводит в люди своего хозяина – простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? (сапоги)

3 команда
1) Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)
2) Кто такой дядя Федор? (мальчик)
3) Кем стал гадкий утенок? (лебедем)
4) Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик? (Тортилла)
5) Кто носил сковороду на голове? (Человек рассеянный с улицы Бассейной)
6) Кто написал сказку «Подарки феи»? (Ш.Перро)
7) Вспомни произведения, в названиях которых встречаются какие-либо птицы.
8) Найдя пятачок, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь. Кто ее спас? (Комар)
(итог остановки)


- Пришло время узнать с какими результатами мы заканчиваем наше путешествие. Я поздравляю вас всех, ребята. Вы настоящие эрудиты. И сегодня вы это доказали, пройдя все путешествие.
Мы сегодня не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба.
Сильней соревнования.
Успех решила не судьба,
А только наши знания.


Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в мелкой землянке
Ровно тридцать лет и два года.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Тут уж снег летит в глаза.

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Десны заходила высокая гроза. Ленивая туча потягивалась за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю.
Сказка про ……………

Жил – был _________________________. Раз пошел ________________________. Вдруг видит _______________________________. Испугался ____________________________,

хотел было ______________________________, как вдруг __________________________

из-за ______________________ выскочил и давай ________________________________.

Глянул на ___________________ и __________________________. Поблагодарил ____________________ умного _______________________ и он отправился.

1) Рассказ Д.Мамина – Сибиряка « Серая………….» (шейка)

2) Рассказ К.Паустовского « Теплый…………» (хлеб)

3) Рассказ А.Куприна « Собачье………….» (счастье)

4) Стихотворение С.Маршака « Урок родного……….» (языка)

5) Сказка К.Паустовского « Стальное……….» (колечко)

6) Сказка Ш.Перро « Красная…………» (шапочка)



















































Проверь себя. 

Тема раздела: Родные просторы 

1. Как ты понимаешь название раздела? (В) 

2. Вспомни, из какого стихотворения эти строки: (В) 
«Сад, как дом пустой распахнут. 
Воздух яблоками пахнет.» 

3. Что такое метафора? (В) 

4. Что такое пейзаж? В каком произведении раздела описывается красота родного края? (П) 

5. Опиши, каким увидел родной аул Абай из произведения М.Ауэзова «Возвращение». (П) 

6. Доскажи строчки стихотворения. Назови автора. (П) 
Ласточки пропали, 
А вчера ….., 
Всё грачи летали, 
Да, как сеть …….., 
Вон над той …... 

7. Отгадай кроссворд: (И) 

1. Р 
2. О 
3. Д 
4. И 
5. Н 
6. А 

1. Употребление слова в переносном значении, когда признаки одного понятия переносятся на другое. 
2. Голубая гора. 
3. Каким словом выразил свои чувства к степи Абай из произведения М.Ауэзова «Возвращение»? 
4. Автор стихотворения «Родная земля». 
5. Мать Абая. 
6.Куда хотят улететь листья из произведения И.Токмакова «Осенние листья»? 
Проверь себя. 

Тема раздела: Мои друзья. 

1.Как называется рассказ Н.Гарина – Михайловского о дружбе? (В) 

2. Назови кличку собаки из рассказа Б. Житкова. (В) 

3. Что такое композиция? (В) 

4. В каком рассказе герой сказал: «Трусы только боятся..» (В) 

5. Найди в рассказе «Пушок» Г.А.Скребицкого взаимосвязанные части сюжета. (П) 

6. Выбери из рассказа «Беспризорная кошка» слова, характеризующие героев: 
1) их внешний вид; 
2) поведение животных. (П) 

7.Опиши чувства, которые мальчик и собака испытывали при встрече. (П) 

8. Почему ёжика из рассказа Г. Скребицкого назвали Пушком? (П) 

9. Расскажи о своём четвероногом друге. (И) 

10. К каким произведениям относятся эти картинки? Придумай свое название к этим иллюстрациям. (И) 



Проверь себя 

Тема раздела: Фольклорные мотивы 

1. К произведениям устного народного, творчества относятся … (В) 

2.Что общего в сказках всех народов? (В) 

3. Продолжи стихотворение (В) 

-Что значит «Родина моя?» 
Ты спросишь, я отвечу 
. . . . . . . . . . . . . . . . 

4. Кто автор этих слов: (В) 
Или степь, от маков красная, 
Золотая целина 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна. 

5. Почему император из корейской сказки «Честный мальчик» выбрал мальчика, который не выполнил его условий? (П) 

6. Что такое эпитет? Найди в стихотворениях этого раздела эпитеты. (П) 

7. С каким насекомым сравнивает М.Алимбаев лист тополя? Нарисуй рисунок. (П) 

8. Какие сказки об Алдар Косе ты знаешь? К какому виду сказок они относятся? (П) 

9. Опиши осенний день, используя образные выражения «дождь плачет», «ветер хулиганит», «цветы грустят», «осень плачет». (И) 

10. Прочитай и сравни две сказки. Что в них общего, чем они различаются? (И) 

Два козлика. 

Через бурный ручей проложен мостик. Встретились на мосту два козлика. Как тут быть?
Ни один не захотел уступить дорогу другому. Сшиблись они упрямыми лбами да и полетели оба в воду. 

Два козлика. 

На узкой горной тропинке встретились два козлика. Слева высокая скала, справа глубокая пропасть. Как тут быть? 
Один козлик лег и плотно прижался к земле, а другой осторожно перешел через него. И оба пошли дальше своей дорогой. 

Какая пословица подходит к той и другой, а какая лишняя? 

1. Каков привет - таков ответ 
2. Нашла коса на камень. 
3. Смелость города берет. 

Проверь себя 

Тема раздела: Золотая душа 

1. В каком произведении говорится о силе материнской любви? (В) 

2. Из какого произведения взяты эти слова: « … дед знал, что звери гораздо лучше чуют откуда идет огонь и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает»? (В) 

3. Продолжи стихотворение: (В) 

Если ты сильней других- 
… 
С малышами никогда 
… 
Выручай всегда друзей 
… 
И награды не проси 
… 

4. Почему рассказ Е.Пермяка называется «Пичугин мост», какова тема и идея рассказа? (П) 

5. Придумай названия к картинкам (П) 



6. Придумай четверостишье. Начни со словами. (И) 
«Встану рано поутро, поутру…» 

Проверь себя. 

Тема раздела: Мы и природа 

1. В каком произведении поэт рассказывает о зимних забавах, вечерах, когда бабушка рассказывала сказки? (В) 

2. Отгадай загадки (В) 

Идёт, а ног нет, 
Лежит, а постели нет, 
Лёгкий, а крыши ломит. 
(Снег) Запорошила дорожки, 
Разукрасила окошки. 
Радость детям подарила 
И на санках прокатила. 
( Зима ) 
12. Назовите-ка, ребятки, 
Месяц в этой вот загадке: 
Дни его – всех дней короче, 
Всех ночей длиннее ночи. 
На поля и на луга 
До весны легли снега. 
Только месяц наш пройдет, 
Мы встречаем Новый год. 
( Декабрь ) 
.Стали звездочки кружиться, 
Стали на землю ложиться. 
Нет, не звезды, а пушинки, 
Не пушинки, а... 
( снежинки ). Зимой на ветках – яблоки! 
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки, 
Ведь это... 
( снегири ). . Ветви белой краской разукрашу, 
Брошу серебро на крышу вашу. 
Теплые весной придут ветра 
И меня прогонят со двора. 
( Зима ) 

3. Из какого рассказа эти слова: «… я до сих пор хорошо помню эту елку. За все 35 лет я, дети, ни разу не ударил того, кто слабее меня, ни разу не съел чужого яблока.»? (В) 

4. Откуда появилась Зима в светло-голубой шали в рассказе М.Зверева «Спасибо, матушка-зима!»? (П) 

5. Опиши появление Зимы, используя эпитеты. (П) 

6. Сравни елки из произведения И. Токмакова «Живи елочка!». Какую елочку хотел бы иметь ты? Почему? (П) 

7. Придумай свою зимнюю лесную историю. (И) 
Проверь себя. 

Тема раздела: Мир приключений. 

1. Что помогло Нинни стать видимой в рассказе Т.Янсона «Дитя-невидимка». (В) 

2. Как ты думаешь, что помешало Незнайке стать музыкантом? (В) 

3. Назови автора фантастического рассказа «Питер Пэн». (В) 

4. Из какого произведения эти слова «… Так устроены люди - добрым чудесам не удивляются: их просто помнят»? (В) 

5. Почему П. Бажов назвал «Серебряное копытце» сказом, а не сказкой? В чем он видел разницу между сказом и сказкой? (П) 

6. Прочитай народные приметы о весне. Какие еще приметы ты знаешь? (П) 

Увидел грача - весну встречай 
Ласточки прилетели - скоро гром загремит 
Апрель с водою - май с травою. 

7. Какие фантастические рассказы и повести ты знаешь? Расскажи об одной из них. (П)

8. Какие стихотворения из этого раздела тебе понравились? Почему? Нарисуй картинку к стихотворению, которое тебе больше понравилось. Подпиши их строчками из него. (И)

Проверь себя 

Тема раздела: Хочу все знать. 

1. В каком рассказе упоминаются профессии продавца мороженого, ночного сторожа, летчика, сцепщика вагонов, юнги и пастуха? (В) 

2. Почему мальчику из рассказа В. Голявкина «Ни какой горчицы я не ел» было скучно? (В) 

3. Как ты думаешь, почему рассказ «Дядя Федор, пес и кот » получился таким веселым? (В) 

4. Найдите эпитеты, определения, которые помогают нам образно увидеть зиму из стихотворения И. Никитина «Вьюга». (П) 

5. С чем сравнивает поэт метелицу в стихотворении «Поет зима - аукает?» (П) 

6. Какие стихотворения о Зиме ты знаешь? Какие чувства они у тебя вызывают? (П) 

7. Какой хитрый способ придумал Дениска? Придумай веселый рассказ о том, как однажды вы решили обрадовать маму. (И) 

8. Что значит иметь чувство юмора? Докажи, что чувство юмора необходимо иметь каждому человеку. (И) 

Проверь себя. 

Тема раздела: Наша планета. 

1. Расскажи, какие разговоры слышны в лесной тишине в произведении И. П Токмакова «Ходит солнышко по кругу». (В) 

2. Отгадай загадки. (В) 

От одного очага весь 
свет греется. 
(Солнце) 

В щедром поле колосится 
Золотистая пшеница. 
Ягоды в лесу поспели, 
Пчелы прячут мед по кельям. 
Много и тепла, и света, 
Так бывает только... 
( Летом ) 
Теплый, длинный-длинный день. 
В полдень – крохотная тень. 
Зацветает в поле колос, 
Подает кузнечик голос, 
Дозревает земляника. 
Что за месяц, подскажи-ка? 
( Июнь ) 

3. Как называется рассказ С. Муканова о приходе весны? (В) 

4. Опишите весну, используя слова из прочитанных в этой главе произведений. (П) 

5. Объясни смысл слов «Дружба и силы прибавляет, дружба и в бою выручает». К какому произведению их можно отнести? (П) 

6. Назови признаки наступления лета. В каких произведениях этого раздела ты о них читал. (П) 

7. Прочитай наизусть стихотворение «Хорошо» Г.А Ладонщикова. Найди в нем эпитеты. (П) 

8. За что ты любишь лето? Опиши один летний день. (И) 

Тесты 

1. Назови произведение устного народного творчества. (В) 
А) сказка* 
Б) стихотворение 
В) рассказ 

2. К какому виду относится сказка «Честный мальчик»? (В) 
А) волшебная 
Б) бытовая* 
В) о животных 

3. Рассказ об удивительно нежной привязанности, дружбе мальчика и собаки. (В) 
А) Пушок 
Б) Тема и Жучка* 
В) Дядя Федор, пес и кот. 

4. Каким качеством должен обладать писатель, который пишет о животных? (В) 
А) любовь* 
Б) жадность 
В) невнимательность 

5. Сказочные существа, которые любят устраивать людям приятные удивительные неожиданности. (В) 
А) Нинни 
Б) Струмышки* 
В) Венди 

6. Как звали охотника из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (В) 
А) Пулька* 
Б) Тюбик 
В) Пилюлькин 

7. Кем хотел стать Незнайка? (В) 
А) строителем 
Б) музыкантом* 
В) космонавтом 

8. Из какого стихотворения взяты эти строчки? (В) 
«Утром солнышко придёт, 
Мёду крынку принесет: 
Ешьте, гости дорогие, 
Золотой горячий мёд!» 
А) «Ходит солнышко по кругу» И.Токмакова 
Б) «Хорошо» Г.Ладонщиков 
В) «По серебряной дорожке» М.Бородицкая* 

9. Автор стихотворения «Уж небо осенью дышало» (В) 
А) А.С.Пушкин* 
Б) М.Ю.Лермонтов 
В) С.Есенин 

10. О какой птице рассказывается в произведении С.Сейфуллина «Сказочные уголки»? 
А) лебедь* 
Б) ласточка 
В) орел 

11. В каком стихотворении есть строчки: «Спят озера долин в первозданной красе»? (П) 
А) Родная земля 
Б) Кокшетау* 
В) Возвращение 

12. В каком произведении герой обращается к Родине как к матери? (П) 
А) Родина моя 
Б) Возвращение 
В) Родная земля* 

13. Как называется прием, который использовал К.Бальмонт в своем стихотворении «Осень»: «скоро осень проснется и заплачет спросонья»? (П) 
А) эпитет 
Б) олицетворение* 
В) сравнение 

14. Откуда появилась зима в светло-голубой шали в рассказе М.Зверева «Спасибо, матушка-зима»? (П) 
А) из ледяного дворца 
Б) из леса 
В) из снежного вихря* 

15. Почему дед считал себя виноватым перед зайцем? (П) 
А) потому что, были пожжённые лапы 
Б) потому что, было рваное ухо* 
В) потому что, был опален живот 

16. К какому произведению можно отнести пословицу «Доброе дело само себя хвалит»? (П) 
А) Пичугин мост* 
Б) Хитрый способ 
В) Никакой горчицы 

17. О чем хотел рассказать нам А.Платонов в своем произведении «Разноцветная бабочка»? (П) 
А) о бабочке, которая исполняла желание мальчика 
Б) о материнской вечной любви* 
В) о сыне, не вернувшегося из фронта 

18. В каком рассказе знание казахского языка помогло герою спасти друга? (П) 
А) «Дружба» Н.Богданов * 
Б) «Хитрый способ» Ю.Драгунский 
В) «Питер Пэн» Д.Барри 

19. При чтении какого произведения у читателя «слюнки текут»? (И) 
А) Муканов С. «Родная степь»* 
Б) Снегирев Г. «Весной» 
В) Петрова З. «Надо только захотеть» 

20. Найди соответствие: (И) 

1.Олицетворение А.Серебряный месяц 
2.Эпитеты Б.Листочки шепчутся 
3.Сравнение В.Унылая пора 
4.Метафора Г.Чист как слеза 

Ключ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А 













































































Вопросы к Викторине

1. Кем была в русской народной сказке лягушка?
2. Назовите главного героя Цветочного города.
3. Любимые фрукты Чебурашки.
4. Как звали девочку из сказки Катаева «Цветик-семицветик».
5. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе».
6. Где путешествовала Алиса?
7. Как звали сестру доктора Айболита?
8. Назовите автора сказки «Конёк – Горбунок».
9. Сколько братьев было у Элизы, которых злая мачеха превратила в диких лебедей?
10. Из чего фея сделала золушке карету?
11. Какому немецкому писателю принадлежат сказки «Маленький Мук», «Холодное сердце», «Калиф-аист» и «Карлик Нос»?
12. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?
13. Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом?
14. Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?
15. Первая сказочная женщина-лётчик?
16. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника.
17. Как звали кота-гипнотезёра?
18. Назовите кличку собаки доктора Айболита.
19. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? 
20. Назовите место рождения Колобка.
21. Назовите отчество хитрой лисы.
22. Какому сказочному персонажу принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с Богом!»
23. Назовите настоящее имя Царевны-лягушки.
24. Назовите имена витязей из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
25. Где таится смерть Кащея Бессмертного?
26. Кто превращался в шмеля, муху и комара?
27. У кого «… месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит?»
28. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых.
О ком речь? 
29. Назовите имя вожака стаи в сказочной повести Киплинга «Маугли».
30. Кто нашёл денежку?


Ответы:

1. Царевной.
2. Незнайка.
3. Апельсины.
4. Женя.
5. Егоровна.
6. В Стране чудес и Зазеркалье.
7. Варвара.
8. Пётр Ершов.
9. Одиннадцать.
10. Из тыквы.
11. Вильгельму Гауфу. 
12. «Чёрная курица, или Подземные жители».
13. «Три толстяка»
14. Ведро.
15. Баба Яга.
16. Свист.
17. Баюн.
18. Авва.
19. Джанни Родари
20. Печь.
21. Патрикеевна.
22. Золотой рыбке.
23. Василиса премудрая.
24. - Руслан, Рогдай, Фарлаф, Ратмир.
25. На конце иглы.
26. Князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане».
27. Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане».
28. О Балде из сказки «Сказка о попе и его работнике Балде.
29. Акела.
30. Муха из «Мухи-цокотухи» Корнея Чуковского.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!