СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по теме "Великое переселение народов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия по истории

Тема: Великое переселение народов

Класс: 6 класс

Актуально проведения внеклассного мероприятия: определяется необхо­димостью формирования у школьников представления об истории и культуре других народов и государств. В этих условиях актуальность приобретает проведение планомерного, систематического внеклассного мероприятия по истории. Данное внеклассное мероприятие является интегрированным, и це­ленаправленно способствует повышению мотивации к обучению. Проводи­мое внеклассное мероприятие по теме «Великое переселение народов» явля­ется примером применения нестандартной модели учебного занятия в рамках одного мероприятия, оно требует от учеников специальной подготовки к данному мероприятию.

Цели внеклассного мероприятия:

  • сформировать представление о модели учебного занятия «Исторический салон», на основе экранизации литературного и исторического произведения;
  • систематизировать комплекс знаний по теме «Великое переселение народов», на основе ретроспективного анализа и изучения дополнительной литературы;
  • охарактеризовать роль Аттилы в истории Великого переселения, и проанализи­ровать, какие факторы оказали на формирование исторической личности;
  • выявить, историческое, культурное и этнографическое значение Великого переселения народов не только в мировой, но и в отечественной истории.
  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умение вести диалог, и дискуссию не только с педагогами, но и с одноклассниками;
  • создать условия для формирования гуманистического мировоззрения, и толерантного отношения к истории других народов и госу­дарств.
  • способствовать развитию внимания, памяти, мышления и логики, умения давать свою оценку исторической личности, развитие аналитических умений;
  • создать условия для дальнейшего развития умения самоорганизации в учеб­ной деятельности, на основе проигранного театрализованного представления;

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, аудиоколонки, классная доска, пейджики с именами личностей, портрет Аттилы (Приложение №5). Книга отечественного историка С.В. Трусова «Король Фризии Аттила» ч. I., гл. IV., и литературное произведение германского драматурга и поэта Заха­риаса Вернера «Аттила король гуннов». В/ф «Аттила. Завоеватель». Произ­водство: Италия, Франция. Год выпуска: 1954. Жанр: историческая драма. Продолжительность: 77 мин. Режиссер: Пьетро Франчиши.

Форма внеклассного мероприятия: модель занятия «Исторический салон»

Подготовительный этап: подготовить, и написать сценарий исторической пьесы по мотивам пьесы германского поэта и драматурга Захариаса Вернера, или книги отечественного историка С.В. Трусова. Учитель по истории, при входе в класс, просит учеников 6 класса прикрепить пейджики с именами ис­торических личностей. 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме "Великое переселение народов"»

Конспект внеклассного мероприятия по истории

Тема: Великое переселение народов

Класс: 6 класс

Актуально проведения внеклассного мероприятия: определяется необхо­димостью формирования у школьников представления об истории и культуре других народов и государств. В этих условиях актуальность приобретает проведение планомерного, систематического внеклассного мероприятия по истории. Данное внеклассное мероприятие является интегрированным, и це­ленаправленно способствует повышению мотивации к обучению. Проводи­мое внеклассное мероприятие по теме «Великое переселение народов» явля­ется примером применения нестандартной модели учебного занятия в рамках одного мероприятия, оно требует от учеников специальной подготовки к данному мероприятию.

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательная:

  • сформировать представление о модели учебного занятия «Исторический салон», на основе экранизации литературного и исторического произведения;

  • систематизировать комплекс знаний по теме «Великое переселение народов», на основе ретроспективного анализа и изучения дополнительной литературы;

  • охарактеризовать роль Аттилы в истории Великого переселения, и проанализи­ровать, какие факторы оказали на формирование исторической личности;

  • выявить, историческое, культурное и этнографическое значение Великого переселения народов не только в мировой, но и в отечественной истории.

Воспитательная:

  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умение вести диалог, и дискуссию не только с педагогами, но и с одноклассниками;

  • создать условия для формирования гуманистического мировоззрения, и толерантного отношения к истории других народов и госу­дарств.

Развивающая:

  • способствовать развитию внимания, памяти, мышления и логики, умения давать свою оценку исторической личности, развитие аналитических умений;

  • создать условия для дальнейшего развития умения самоорганизации в учеб­ной деятельности, на основе проигранного театрализованного представления;

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, аудиоколонки, классная доска, пейджики с именами личностей, портрет Аттилы (Приложение №5). Книга отечественного историка С.В. Трусова «Король Фризии Аттила» ч. I., гл. IV., и литературное произведение германского драматурга и поэта Заха­риаса Вернера «Аттила король гуннов». В/ф «Аттила. Завоеватель». Произ­водство: Италия, Франция. Год выпуска: 1954. Жанр: историческая драма. Продолжительность: 77 мин. Режиссер: Пьетро Франчиши.

Форма внеклассного мероприятия: модель занятия «Исторический салон»

Подготовительный этап: подготовить, и написать сценарий исторической пьесы по мотивам пьесы германского поэта и драматурга Захариаса Вернера, или книги отечественного историка С.В. Трусова. Учитель по истории, при входе в класс, просит учеников 6 класса прикрепить пейджики с именами ис­торических личностей.




















Ход внеклассного мероприятия


Таблица 2



Этапы внекласс­ного мероприятия



Деятельность учителя


Активизация познавательной деятель­ности учащихся


I. этап


Подготовительный этап



Инструктаж по проведению внеклас­сного мероприятия по модели учебного занятия «Историче­ский салон»


Выбор творческого проекта по теме внеклассного меро­приятия


Создание творче­ской коллегии №1


Анализ литературы, написание текста исторической пьесы


Создание творче­ской коллегии №2


Подборка музыкаль­ного кинематогра­фического оформле­ния


Создание творче­ской коллегии №3


Подготовка типич­ных сцен, диалогов, и костюмов






Подборка фрагмен­тов из кинофильма по теме внекласс­ного мероприятия


Определение героев исторической пьесы по теме внекласс­ного мероприятия






Учитель поясняет условия модели учеб­ного «Исторический салон»: «Историче­ский салон», или историческая пьеса по ролям, на основе экранизации литера­турно – художественного, или ис­ториче­ского произведения, - представ­ляет собой модель учебного занятия, главной зада­чей которой является углуб­ленное изуче­ние темы «Великого пересе­ления наро­дов». Согласно данной модели учебного занятия ученикам 6 класса предлагается изначально определиться с творческой темой, по проблеме Великого переселе­ния народов, например: Великий Аттила. Правитель гуннов. Германарих. Великий правитель готов. Теодорих Ве­ликий, и падение Италии. Хлодвиг, и об­разование германских государств. Таким образом, данные творческие проекты по теме «Ве­ликого переселения народов», следует использовать в качестве альтер­нативы проведения внеклассного меро­приятия. В данном контексте, мы де­тально проана­лизируем тему: «Великий Аттила. Пра­витель гуннов». После определения проекта, Вы образуете три творческих коллегии, которые займутся подготовкой сценария исторической пьесы.


На последнем этапе, выбирается хозяйка, или хозяин исторического салона, и ме­сто действия, в данном случае, - это IV век нашей эры, государство Фризии, го­товятся декорации и сценарий. В каче­стве музыкального оформления внеклас­сного мероприятия могут быть использо­ваны отрывки из оперы Д. Верди, - опера Д. Верди в трёх актах с прологом на ита­льянское либретто Темистокле Со­лера, основанная на пьесе германского драма­турге и поэта.




В качестве видео фрагмента на внекласс­ном мероприятии могут быть использо­ваны отрывки из кинофильма «Аттила. Завоеватель», производство двух стран Италии и Франции, год создания фильма, - 1954 год, режиссёр П. Франчиши.


Главные герои исторической пьесы:


Диктор (за кадром) учитель по истории;

Милиас великий конунг племени гуннов;

Ода дочь величайшего конунга Милиаса;

Озантрикс - древний правитель, конунг;

Озид правитель государства Фрисландии;

Ортнит сын великого правителя Озида;

Аттила сын великого правителя Озида;




Задание для 6 класса: Вам необходимо сформировать три творческие коллегии, которые займутся подготовкой создания исторической пьесы. Творческая колле­гия под №1, соответственно знакомится с дополнительной литературой по теме внеклассного мероприятия (в качестве дополнительной литературы учитель предлагает коллегии проанализировать книгу отечественного историка С. В. Трусова «Король Фризии Аттила» ч. 1, глава IV), или литературное произведение германского драматурга и поэта Заха­риаса Вернера «Аттила, король гуннов». Таким образом, на основе изученного ма­териала Вам предстоит написать сцена­рий исторической пьесы по ролям, за ос­нову оформления можно использовать литературные произведения русских пи­сателей XIX века. Творческая коллегия под №2, соответственно знакомится с музыкой по теме внеклассного мероприя­тия, и подготавливают фрагменты из ки­нофильмов. Творческая коллегия под №3, соответственно составляют типич­ные диалоги и сценки, которые интер­претируют данную проблематику, подго­тавливают декорации и костюмы.


Таким образом, выбирается хозяйка, или хозяин исторического салона, и место действия, в данном случае, - это IV век нашей эры, государство Фризии, гото­вятся декорации и сценарий. В качестве музыкального оформления внеклассного мероприятия могут быть использованы отрывки из оперы Д. Верди, - опера Д. Верди в трёх актах с прологом на ита­льянское либретто Темистокле Солера, основанная на пьесе германского драма­турге и поэта.




В качестве видео фрагмента на внекласс­ном мероприятии можно использовать отрывки из кинофильма «Аттила. Заво­еватель», производство двух стран Ита­лии и Франции, год создания фильма, - 1954 год, режиссёр П. Франчиши.


Главные герои исторической пьесы:


Диктор (за кадром) учитель по истории;

Милиас великий конунг племени гуннов;

Ода дочь величайшего конунга Милиаса;

Озантрикс - древний правитель, конунг;

Озид правитель государства Фрисландии;

Ортнит сын великого правителя Озида;

Аттила сын великого правителя Озида;



II.этап


Основной этап


Историческая пьеса по теме «Великий Аттила. Правитель гуннов»


Учитель включает аудиоколонки, и де­монстрирует му­зыку из оперы Д. Верди


Выступление уче­ника в роли великого конунга Милиаса


Выступление уче­ницы в роли дочери великого конунга, Оды


Учитель ведёт по­вествование о древ­нем конунге


Выступление уче­ника в роли великого конунга Озантрикса



Учитель повествует о завоевании Озант­риксом земель гуннов


Выступление уче­ника в роли великого конунга Милиаса


Театрализованное представление ис­торической пьесы


Глава вторая исто­рической пьесы


Учитель в роли дик­тора читает письмо путешественника о величайшем конунге


Выступление уче­ника в роли великого конунга Озида


Учитель в роли дик­тора демонстри­рует фрагмент ки­нофильма «Аттила. Завоеватель».


Выступление уче­ника в роли великого конунга Аттилы


Рассказ ученика о биографии Аттилы


Учитель по истории за кадром ведёт по­вествование о кон­чине конунга Мили­аса


Аттила в роли уче­ника произносит пространную речь







Эпилог пьесы «Вели­кий Аттила. Прави­тель гуннов»


Учитель в роли дик­тора ведёт повест­вование об установ­лении Аттилой гос­подства и влияния над землями гуннов


Аттила в роли уче­ника произносит за­ключительное слово


Учитель бла­годарит за предоставленное театрализованное представление



Действие первое. «Из истории гуннов».


Учитель: (в роли) диктора включает аудиоколонки, демонстрирует музыку из оперы Д. Верди, основанной на пьесе германского драматурга и поэта Захариаса Вернера «Аттила, король гун­нов», и просит выступить конунга Мили­аса;


Учитель: (Милиас уходит, снова звучит музыка из оперы Д. Верди, основанная на пьесе германского драматурга и поэта Захариаса Вернера «Аттила, король гун­нов», учитель по истории в роли диктора просит, выступит дочь конунга Оду);


Учитель (за кадром в роли диктора): в далёкой древности знамени­тый конунг, по имени Озантрикс получил весть о дочери ко­нунга Милиаса, и по­слал конунгу Мили­асу свою верную ар­мию. (Учитель по ис­тории просит, вы­ступит конунга Озант­рикса).


Учитель: (в роли диктора) великий и славный конунг Озантрикс, после того, как подготовил свою верную армию, не спеша присел за стол, и в лунную ночь стал писать письмо конунгу Милиасу. Учитель по истории просит конунга Озантрикса прочесть письмо.



Учитель: за кадром, однако, Милиас от­ветил отказом, и бросил послов в тем­ницу. Тогда Озантрикс с армией пошел в земли гуннов, и завоевал Милиаса. После этого конунг Озантрикс отправился об­ратно в дальний путь, и с ним дочь ко­нунга Ода. Некоторое время спустя, ве­ликий конунг Озантрикс, послал своего посла в древнее государство гуннов, с целью примирения. Учитель по истории просит Милиаса выступить с речью:


Действие второе. «Великий правитель Аттила».


Учитель: (в роли) диктора читает письмо одного путешественника, кото­рый повествовал о том, что в IV веке нашей эры в древнем государстве гуннов, Фрисландии, правил великий конунг, по имени, Озид. Учитель по истории просит Озида выступить с речью:


Учитель: (в роли) диктора за кадром де­монстрирует фрагменты исторического кинофильма под названием «Аттила. Завоеватель» производство стран Ита­лия и Франция, год создания 1954 год, длительность кинофильма 77 мин. Учи­тель по истории просит Аттилу высту­пить с речью, и дать нам сказание о своей биографии.


Учитель: (в роли диктора) за кадром: «Вскоре в государство племени гуннов пришла печальная весть, - скончался ве­ликий конунг Милиас, много сетовали о нём во всей стране гуннов, ибо он был миролюбив, и отлично соблюдал законы, пока правил Гуналандом. Аттила, сын Озида конунга, узнал о кончине Милиаса, конунг гуннов, созвал многочисленное собрание. Учитель по истории просит Аттилу произнести пространную речь:


Действие третье. «Великая эпоха гун­нов». (Или эпилог исторической пьесы)






Учитель: за кадром: «Затем великий ко­нунг по имени Аттила, установил господ­ство над всей землёй гуннов, и совершил он немало походов и завоеваний, прежде он овладел своим мечом всё государство, которым владел конунг Милиас. Стоит, отметь, что у конунга Милиаса была сто­лица в месте, называемом Вальтерборг, а конунг Аттила поставил свой город в ме­сте, что зовется Суза, а теперь — Сузак (Сузат). Таким образом, он стал вели­чайшим правителем в истории государ­ства. Долгое время имелись противоре­чия между народом вилькинов, и Атти­лой, ибо конунгу Озантриксу представ­лялось, что конунг Аттила унаследовал власть в государстве военной силой, ко­торым владела его жена Ода. Учитель по истории просит Аттилу произнести за­ключительное слово:



Действие первое. «Из истории гуннов».


Милиас: «Меня зовут, великий конунг Милиасом, я установил господство, и влияние над знаменитой страной гуннов, я величайший правитель среди всех ко­нунгов в истории. У меня есть дочь Ода, одна из самых красивых невест.


Ода: «Здравствуйте, меня зовут Ода, я дочь великого конунга Милиаса, моей руки просили величайшие правители, ко­нунги и ярлы, но меня так трепетно лю­бил конунг, и не смогла стать самой кра­сивой невестой».


Озантрикс: «Здравствуй, племя гуннов меня зовут великий конунг, Озантрикс, я сегодня получил благую весть о дочери конунга Милиаса. Армия! - громко вскрикнул конунг Озантрикс, - поспе­шите к конунгу Милиасу, и передайте ему моё письмо».


Озантрикс: «Озантрикс, конунг вильки­нов, пишет конунгу гуннов Милиасу. Вашу дочь Оду боготворят в нашем госу­дарстве за её красоту, одновременно нам говорят о Вашем величии в стране. Как известный конунг Озантрикс, прошу Вашу дочь стать моей невестой».



Милиас: «Я конунг Милиас назначаю половину своего государства своей до­чери, и конунгу Озантриксу, после моей кончины Вы получите всё моё государ­ство.  Таким образом, установился мир, и покой. Конунг, Озантрикс велел устроить почетную свадьбу. После того Озант­рикс - конунг правил своим государством, а конунг Милиас землей гуннов". У Озан­трикса - конунга была одна дочь по имени Эрка.


Действие второе. «Великий правитель Аттила».


Озид: «Здравствуй, великая страна, меня зовут конунг Озид, я издавна правил в древнем государстве Фрисландии, был не только великим правителем в истории, но и покровителем земель племени гуннов. У меня было два славных сына, - одного звали Ортнит, а второго Аттила.


Аттила: «Здравствуйте, меня зовут ко­нунг, Аттила, я с детства славился муд­ростью, и во всех отношениях был до­стойным витязем племени гуннов, когда мне исполнилось 12 лет, Озид поставил меня правителем над всеми правителями. Я неоднократно совершал поход на госу­дарство конунга Милиаса, и со временем привёл его земли в упадок».


Аттила: «Как мне замечательно удался поход на Гуналанд, как много городов я завоевал в Гуналанде из-под власти ко­нунга Милиаса. (Затем он произносит клятву). Я, великий конунг Аттила, нико­гда не вернусь в государство Озида, я за­вою государство, под названием Гуна­ланд. Таким образом, наш герой стал ве­ликим конунгом в истории племени гун­нов, - громко произнёс великий конунг Озид, за кадром исторической пьесы.


Действие третье. «Великая эпоха гун­нов». (Или эпилог исторической пьесы)






Аттила: «Я великий в истории гуннов, конунг Аттила установил господство, и политическое влияние над государством, вошедший под названием Гуналанд, и поэтому конунг по имени Озантрикс не получил с моего владения никакой дани. В дальнейшем скончался конунг Озид, и мой старший брат по имени Ортнид, уна­следовал его государство, и стал вели­чайшим конунгом во Фрисландии. У него был один сын, его назвали в честь отца, по имени Озид. Он послал его ко мне, где он и получил первоначальное воспитание по военному искусству. Озид Второй стал сильнейшим из конунгов в истории гуннского племени, и я, как конунг Ат­тила поставил его во главе гуннского государства. Таким образом, государство племени гуннов господствовала в тече­ние долгого времени.


III.этап


Заключительный этап


Карта личных связей личности




Итак, сегодня в ходе внеклассного меро­приятия по истории, Вы познакомились с одной известной личностью в истории Великого переселения народов, - великим правителем Аттилой. Для закрепления знаний о нём на итоговом этапе учебного занятия, я Вам предлагаю заполнить карту личных связей.


Задание для 6 класса: напишите в центре листа историческую личность, затем по бокам, прикрепите ленточки разного цвета. Зелёная линия - единомышлен­ники. Красная линия – семья. Чёрная ли­ния – факторы, оказавшие влияние на формирование личности. Синяя линия - противники, и фиолетовая линия – при­емники.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!