Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №40 г. Орска»
Внеклассное мероприятие, способствующее формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений с помощью книг, развитию читательского вкуса, привычки к чтению.
«Хорошая книга ярче звёздочки светит».
Подготовил
учитель ОБЖ,
классный руководитель 9 класса
Байков С.В.,
24.03. 2023 г.
Сценарий мероприятия «Хорошая книга ярче звёздочки светит».
Цель мероприятия: способствовать созданию позитивной среды для формирования у детей и взрослых устойчивого интереса к чтению и восприятию книги как источника знаний.
Задачи:
Понаблюдать, какую роль играют книги в жизни человека;
Проанализировать роль книги для людей разных возрастных групп;
Ознакомиться с мнением известных людей о книге и чтении;
Показать через памятники архитектуры, что существование большого количества памятников книге говорит о её значимости.
Оформление: рисунки обучающихся по теме «Мои любимые страницы книг», фотовыставка «Читаем всей семьёй», выставка книг и творческих работ «По следам героев книг», высказывания известных людей.
Участники: обучающиеся класса, родители учащихся, учитель музыки, учитель литературы, классный руководитель 9 класса, библиотекарь.
Оборудование: мультимедиа проектор, карточки с фамилиями авторов книг, художественных произведений и научных статей, буклеты «Книга шагает по планете», листочки с текстом песни, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и по дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует в будущее и в далекую историю прошлого.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг…
Нет, нельзя себе представить,
Что такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
С.В. Михалков
На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий мир и себя. И можно согласиться с мнением многих ученых-практиков, что вовремя почитанная книга определяет жизненный путь человека.
М. Горький говорил – «Всем хорошим я обязан книге». Наверное, с ним согласились бы многие. В жизни человека книги играют важную роль.
Ведущий 2: Книга – помощница, когда работаем – товарищ, когда отдыхаем – становится отрадой для души, но всегда книга – наш спутник и
1
верный друг, который вводит нас в мир неизведанного и таинственного.
Да, время быстротечно и ведь оно измеряется не теми часами, что прошли, а теми, что остались.
Приходит день, приходит час,
И понимаешь: всё не вечно!
Жизнь бессердечно учит нас
О том, что время быстротечно.
О том, что нужно всё ценить,
Беречь всё то, что нам даётся.
Ведь, жизнь, как тоненькая нить,
Она порой внезапно рвётся…
(Мудрость времён).
Появление компьютера и Интернета сделали большую часть информации содержавшейся в книгах доступной в электронном виде. Сегодня читатель начинает требовательнее подходить к выбору книги. Эксперты говорят, что и в настоящее время будет пользоваться спросом художественная и научная литература, которая помогает человеку отключиться от повседневных проблем, потому что люди, которые не мыслят себя без книги и будут читать.
Ведущий 3: Есть люди, которые этого не забывают и платят книге любовью и уважением.
Не будем забывать о то, что любая книга развивает наше мышление и фантазию. Как здорово представлять себя героем или ученым, который откроет новый закон физики или станет фараоном! Читая книги, можно мысленно побывать в других странах и городах, очутиться в храме или мечети.
Чтение помогает нам лучше познать окружающий мир и себя, потому что книга учит мыслить, учит говорить, учит понимать людей.
На столе лежит книжка…откроешь её и можно увидеть страны, города, дома, людей. Можно попасть из прошлого в будущее. Книга и покажет, и расскажет.
Приходи в библиотеку,
Чтоб побольше почитать.
Настоящим человеком
Помогает книга стать.
Она наш друг – большой и умный
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Без книги трудно представить нашу жизнь. Книги, как наши советники, помогают нам принимать правильные решения.
Чтец 1:
Книга – учитель, книга – наставник,
2
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Чтец 2:
Знакомясь с героями книг, мы узнаём в них самих себя или своих друзей, учимся на чужих ошибках, стараемся их не допускать.
Герои любимые наши
Нас учат, ребята, бесстрашию.
Мы с ними сильней,
Отважней, добрей
И даже, немножечко старше.
Чтец 3: Открываем страницы нашей волшебной книги, которые поведут нас в Страну Знаний.
- Книга – источник … (знаний).
- Книга книгой, а своим умом … (двигай).
- Книги читай, а о деле не … (забывай).
- Книга – лучший … (подарок).
- С книгой жить – век не … (тужить).
- Книга подобна воде: дорогу пробьёт … (везде).
- Хорошая книга – лучший …(друг).
- Ум без книги – что птица без … (крыльев).
- Ученье – свет, а не ученье - …(тьма).
- Книга – мост в мир …(знаний).
Книга: Поверь, что скучных книг на свете нет. Читатель, лишь верный выбор сделать надо, чтобы получить тебе в награду от меня столько впечатлений, что безо всякого сомненья, другую книгу ты захочешь взять и поскорее прочитать.
Я – книга. Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен.
Оберегай меня от пятен!
- Я, книга, всегда рядом с тобой, мой многоуважаемый читатель! И о чём бы ты ни захотел узнать, книга расскажет, ответит на любой вопрос, ведь потому что книга – верный, надёжный друг.
Ведущий 1: Книга сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки… Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И начинается удивительное и завораживающее волшебство.
Цените добрые книги
за пользу, пример и участье,
Они, как святые лики,
Даруют любовь и счастье.
Без книг яркость чувств скудеет,
Душа просит пищи снова,
3
Кто книги читать умеет,
Тот ценит Святое Слово!
Мудрец:
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Труд летописца был очень тяжёл. В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже).
И вот наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, а ныне
Доверили книгу великой машине,
Чтоб мы получили книгу, над ней
Поработало очень много людей.
«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (Сесиль Лупан).
«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас» (Франческо Петрарка).
«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Френсис Бекон).
Книгопечатник: Десять веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые книги. Появился первый печатный станок.
Над созданием книги трудятся много людей различных профессий. Это лесорубы - готовят лес, сплавщики - из дерева делают бумагу, люди трудятся на станках, создавая книгу, писатели и поэты создают произведения, ученые пишут научные тексты, художники рисуют иллюстрации, в типографии работают наборщики, переплётчики и многие другие люди.
Наши предки – славяне писали на берёзовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом книги стали из металлических букв. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга.
4
Взяла машина лист простой
и наложила краску –
И вот писатель Лев Толстой
рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
и сложит их умело.
А переплётчик их сошьёт,
Края обрежет мигом.
Потом оденет в переплёт,
И вот пред вами – Книга!
Приятно книжки прочитать,
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое – печать
и требует учёбы.
С. Маршак
Незнайка: Мероприятие. Вот те раз! (ищет глазами Знайку.) Скажите, Знайки нет у вас? Где же мог он задержаться? Что-то странно, братцы!
Знайка: Добрый день!
Незнайка:
Ну, наконец-то! Наконец-то!
Волновались мы всем сердцем.
Где же был ты до сих пор?
Знайка:
Где друзья я только не был!
То в подводный мир, то в небо
Попадал я средь снегов
Путешествовал я смело,
Уносился вглубь веков.
Плавал вместе с Магелланом,
Проливы открывал и страны.
Изучал природы тайны.
Клад на острове искал.
Знайка: Мне не верится!
Незнайка: Мне тоже, фантазируешь, быть может?
5
Знайка: Уверяю вас, друзья, говорю лишь правду я.
Незнайка:
Тогда скажи нам по секрету:
Как вообще возможно это,
Что за столь короткий срок
Побывать везде ты смог?
Чудеса быть может здесь?
Знайка:
Да, семь чудес на свете есть,
а восьмое чудо – книга!
Мудрая книга:
Верной помощницей книга для вас
Будет и в трудный, и в радостный час.
Компьютер:
Привет девчонки и мальчишки!
Зачем вы слушаете книжку?
На книжки мода отошла,
Послушайте, друзья, меня.
Со мной, Компьютером,
любой из вас – герой.
Раскрою перед вами Интернет,
А без него не может жить весь свет!
Мудрая книга:
Не верю, не может быть,
Чтоб книжное слово и книгу
Машина могла заменить.
Незнайка:
Вот так новость, вот интрига!
- Почему же книга – чудо?
Знайка:
Потому что, с ней повсюду
Путешествовать возможно,
С ней спокойно и надёжно.
Книга – это клад бесценный,
Уникальный, современный.
Пообщаешься лишь с ней –
Умнее станешь и взрослей.
6
Незнайка:
Да, прочел ты книг немало,
С книгами жизнь твоя ярче стала.
Книга – это знаний бездна.
Читать престижно и полезно!
Мудрая книга: Ребята, с книгой вы можете попасть в дальние страны, очутиться в морских глубинах или в космосе, стать свидетелями преданий старины или попасть в сказочный мир. Давайте и мы перенесёмся в сказку.
Автор: Эта добрая книжка со сказками лежала прямо на песке неподалеку от речки. Ветер шелестел её страницами, а песок сыпался на её буквы. Маленький мальчик, который отдыхал вместе с мамой на берегу речки, совсем забыл про своего бумажного друга, когда увлёкся игрой в куличики.
Сначала он с интересом рассматривал в книжке картинки, а потом ему надоела эта затея, и он швырнул её на песок. Как же сильно в этот момент расстроилась добрая книжечка! Ах, если бы только она умела плакать…
Наверное, полностью промокла бы от своих слёз. И тогда все буквы в ней стерлись бы и превратились в одно размытое пятно.
Книга с помятыми от ветра страницами лежала на песке и очень страдала. Как же ей хотелось не только показывать буквы, но и говорить. И она… заговорила!
Книга: Пожалуйста, подними меня с песка!
Мальчик: Что? Мне послышалось?
Книга: Это я, твой добрый бумажный друг. Не бойся меня, я просто разговариваю с тобой. Помоги освободить мои страницы от песка и расправь их, пожалуйста, а то ветер потрепал их.
Мальчик (фыркнул): Еще чего! У меня здесь дела поинтереснее будут.
Книга: Но ведь и я могу быть интересной для тебя, если ты будешь внимательно читать меня.
Мальчик: Но я не умею читать.
Книга: Поэтому и считаешь, что я тебе не нужна. А хочешь, я научу тебя читать?
Мальчик: Конечно!
Книга: Тогда, пожалуйста, сначала подними меня с песка и очисть.
7
Автор: Мальчик выполнил просьбу книжечки, которая затем стала учить его читать. Нашему маленькому герою так понравилось новое занятие, что он ни на минуту не хотел отрываться от своего бумажного друга. Когда мальчик научился соединять слоги и слова между собой, перед ним открылся удивительный мир сказочных историй.
Наш герой попросил прощения у своего бумажного друга за небрежное отношение, а затем продолжил читать. С тех пор мальчик больше не расставался со своей любимой книжечкой, берёг её от песка и ветра и благодарил за чудесные истории. Потому что теперь он понимал, что если книга будет мятой, грязной и рваной, она ни с кем не сможет поделиться своими прекрасными историями и полезными знаниями.
Чтец 1:
Мудрость книжных страниц – это жизни уроки
И о дне предстоящем, о наших истоках.
Они их побуждают мечтать о высоком,
О будущем думать – о потомках далёких.
В книгах знания, свет, в книгах память веков,
в книгах мудрость людей – наших дедов и отцов.
Нам без книг, как без хлеба, даже дня не прожить.
Так давайте же будем их беречь и любить!
В.В. Радин
Библиотекарь:
Библиотека была, и будет
Священных храм живых печатных слов,
В её жрецах ходил и юный Бунин,
И целых тридцать лет – мудрец Крылов.
- Книги помогают понять окружающий мир, жизнь, помогают раскрыть внутренний мир человека, поэтому их нужно читать вдумчиво, бережно, внимательно.
- Чтобы не потерять наше духовное достояние, давайте вместе читать и оберегать книги!
Книгу читайте не только словами
Слова – это в жизнь небольшая дверца.
Книгу читайте не только сердцем,
А главное, совестью и делами.
Учитель литературы: Сейчас мы с вами виртуально посетим центральную городскую библиотеку имени М. Горького и узнаем, что интересного вас там ждёт. Ребята! Вы гости городской библиотеки, в гостях
8
у своих друзей. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.
И живут наши друзья – книги в доме, который называется библиотека. Здесь работают и оберегают книги библиотекари.
Библиотекарь: Книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно, потому что в библиотеке книги читают многие дети и взрослые, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга осталась чистой и аккуратной.
Хорошо, что есть библиотеки,
Где хранится вечность для людей.
В техногенном двадцать первом веке
Книга, как и прежде, всех нужней!
Слово «библиотека» состоит из двух частей. Первая часть «библио» означает «книга», а «тека» - «хранилище». И у нас получилось, что библиотека – это место, где хранятся книги. Их здесь много, и все они очень интересные. Как же правильно сориентироваться в этом мире книг, выбрать нужную?
Представьте себе, что все эти книги свалены в одну большую гору. Вы приходите и просите какую-нибудь книгу определённого автора и названия. Я начинаю искать день, а может быть два. И вот, нахожу вам книгу. Это, конечно, очень долгая и кропотливая работа, поэтому в каждой библиотеке все
книги расставлены по порядку.
А чтобы лучше это понять, представьте, что Библиотека – это книжный городок, книги здесь живут в своих домиках – стеллажах. Здесь есть свои улицы. Это пространство между стеллажами. Каждая книжка – как отдельная семья, которая живёт в своей квартире по определённому адресу. Номер квартиры имеет не цифровой, а буквенный знак: А, Б, В… Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилия автора которых начинается с данной буквы.
Родитель ученика 1-го: Моё детство прошло в прекрасном берёзовом краю, а дерево несёт человеку чистоту, нежность и веру в светлое. Поэтому первой книгой, которую я прочитала в детстве с моей любимой бабушкой, были стихи русского поэта С. Есенина…
Белая берёза под моим окном…
В крестьянских домах в то время книг не было, потому что было не на что купить и негде. В домах у многих людей хранились старые книги-учебники, по которым учились мои братья и я сама. Я начала читать с пяти лет, а когда пошла в школу и увидела шкаф, наполненный книгами, в коридоре школы, мне захотелось все эти книги прочитать. Когда я повзрослела и перешла в старшие классы, я увлеклась чтением книг из серии
9
«Жизнь замечательных людей».
Родитель ученика 2-го: Моей первой книгой была книга С.Я. Маршака. Перечитала все книги в деревенской школьной библиотеке. Когда я перешла в 5 класс, то мне хотелось познакомиться с библиотекой школы. Стал появляться интерес к историческому, географическому чтению, к книгам, посвященным Великой Отечественной войне.
Учитель литературы:
В нашем книжном уголке
Книги все знакомы мне:
О природе, о зверятах,
взрослых людях и ребятах,
о планетах, дальних странах,
о морях и океанах.
Книги, атласы, альбомы
Всем и каждому знакомы.
Библиотекарь:
Толстые и тонкие,
бумажные, картонные.
Мы книги бережём,
Не пачкаем и не рвём,
углы не загибаем,
внимательно читаем,
делаем всё дружно,
подклеим, если нужно.
Родитель ученика 1-го:
И ножницами книжки
Не портят нам мальчишки.
Нельзя в них рисовать,
Есть на то тетрадь.
Родитель ученика 2-го:
Знаем много мы рассказов,
стихов, загадок, добрых сказок.
Книга – мудрость, книга – свет,
в книге есть на всё ответ.
Ведущий 2: А сейчас мы проверим вашу начитанность. Я буду зачитывать отрывки из различных произведений, а вы должны будете назвать автора и название произведения.
«Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну, на, ешь, на, подавись, на, – начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, – на, душегубец окаянный, пей христианскую кровь, пей…»
10
Лесник обернулся.
– Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!
– Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? – заговорил с изумлением лесник. – С ума сошёл, что ли?
– Пьян! …не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!
– Ах ты… да я тебя!
– А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – всё едино. Пропадай всё: жена, дети, – околевай всё… А до тебя, погоди, доберёмся!»
(И. Тургенев «Бирюк»).
«С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на своё место, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость».
(Л. Андреев «Кусака»).
«Всплеснули кухарки руками, увидевши. Какие у них генералы стали сытые. Белые да весёлые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство и столько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать! Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пяток серебра: веселись, мужичина!»
(М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смерны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите. Но не давайте ей власти над собой. Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо».
(«Поучение» Владимира Мономаха).
«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду».
(В.П. Астафьев «Васюткино озеро»).
«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками
11
хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!»
(В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»).
«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».
(Н.С. Лесков «Левша»).
Ведущий 3: Следующее задание - «Узнай героя». Слушаем отрывки из произведений художественной литературы и вспоминаем, о каких литературных героях идёт речь.
«Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница-люлька» (Тарас Бульба из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).
«Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник ….., мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках…» (Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»).
«Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта девушки была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой...!» (Ассоль – повесть А. Грина «Алые паруса»).
«Я помню его ребенком; не знаю, почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренький мальчик... воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию...» (Дубровский – роман А.С. Пушкина «Дубровский»).
«Вообще в последние годы он реже являлся предводителем
какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном
12
закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу...» (Андрий – повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).
«...он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб...» (Грэй – повесть А. Грина «Алые паруса»).
«…славился умом, отважностью и каким-то великодушием [...] предводительствовал отважными злодеями, нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет, грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев...» (Дубровский – роман А.С. Пушкина «Дубровский»).
Чтец 2:
Прекрасная книга
с названием – Жизнь…
В которой не знаешь
конца.
Читая её, ты не ошибись…
Назад в ней вернуться
нельзя.
Подъёмы и спады
нас ждут впереди.
Что было –
навечно уйдёт.
И книгу листая,
ты лучшего жди…
Оно непременно придёт!
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» (М. Горький).
23 апреля по инициативе ЮНЕСКО провозглашён «Всемирным днём книги и авторского права».
Чтец 3: Писатель Юрий Олеша сказал: «Каждый из нас в течение всей жизни собирает свою золотую полку, и это дело очень непростое, но эти книги, их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь».
13
Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами, или стоят за камином, они во времени.
Наша жизнь, словно редкая книга.
Кто-то ищет мудрей, кто дороже.
Кто-то, все прочитав страницы,
смысла жизни понять не может.
У кого-то она трёхтомник
с фотографиями из Ниццы,
у кого-то простая брошюра,
с наспех вырванными страницами.
Кое-что мы читаем неспешно,
перечитываем повторно –
Это книга любви и успеха,
и её мы храним, бесспорно.
Наша жизнь, словно редкая книга,
с афоризмами и стихами.
Мы читаем её… А впрочем…
Пишем тоже её мы сами.
Ведущий 1: Вспоминаем произведения, в названиях которых указаны главные герои.
(«Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Гамлет», «Евгений Онегин», «К Чаадаеву», «Ромео и Джульетта», «Алиса в Стране Чудес», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Фауст», «Лягушонок» (Э. По), «Хамелеон», «Ася»).
- «Литературное лото» - отвечаем на вопросы, узнаём произведения и их авторов.
1. Ф. И. О. главного героя повести Н. Гоголя «Шинель». (Акакий Акакиевич Башмачкин).
2. Кто из героев А. П. Чехова повторял одну и ту же фразу: «Как бы чего не вышло»? (Беликов из рассказа «Человек в футляре»).
3. Какое произведение Н. Гоголь посвятил своему месту рождения? («Сорочинская ярмарка» - место рождения Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии Российской империи).
4. Как Карамзин выразил основную идею повести «Бедная Лиза»? («И крестьянки умеют любить»).
5. Что связывает фамилии литературных героев Онегина и Печорина? (Обе фамилии происходят от названия русских рек – Онега и Печора).
6. После опубликования какой книги к И.С. Тургеневу пришла писательская
14
известность? (Сборник «Записки охотника»).
Ведущий 2:
Сколько книг прочтено – не имеет значения.
Но имеет значение очень давно
Ежедневное, ежевечернее чтение,
Еженощное – с лампой зажжённой – в окно.
И пока круг от лампы на крепком столе
Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населённой читателями планете.
Б. Слуцкий «Планета читателей».
Книга – это прямоугольный предмет, выполненный из бумаги. В книге, как и в глянцевом журнале, есть картинки и тексты. Тексты – это самое интересное! Восемь причин, по которым стоит читать:
Книги:
- развивают мышление;
- избавляют от стресса;
- помогают грамотно писать;
- придают уверенности;
- улучшают сон;
- увеличивают мозговую активность;
- расширяют кругозор;
- помогают в самосовершенствовании.
Ведущий 3: Заключительной страницей нашего путешествия по Стране Знаний будет исполнение песни про книги.
«Песня про книги» (На мотив «Песенки мамонтёнка»).
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу (2 раза).
Припев:
Пусть книга научит, пусть книга,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
Припев:
15