ГБПОУ «ЗЮКАЙСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«МОДЫ ПУШКИНСКОГО ВРЕМЕНИ».
Разработала: преподаватель Г.П.Горбунова
ЗЮКАЙКА – 2014
Содержание.
Аннотация с. 3.
Методическое обоснование с. 4.
Методика проведения с. 5.
План мероприятия с. 6.
Сценарий с. 7.
Список использованной литературы с. 13.
Аннотация.
В данной методической разработке представлен творческий проект по внеклассной работе по литературе. Проект входил в программу празднования юбилея А.С.Пушкина (2014 – 2015 учебный год).
В разработке представлены этапы работы над проектом, сценарий «Моды пушкинского времени». Собранный материал рассказывает о значении моды в жизни человека. Исследуется дворянская мода первой половины XIX века. Приводятся примеры из произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и др. Информация сопровождается импровизированным показом мод.
В заключение праздника даны советы модельера Томиловой Т.В.
Методическое обоснование.
Целями внеклассной работы по литературе являются:
Расширение и углубление знаний по дисциплине;
воспитание интереса к изучаемому предмету;
всестороннее развитие личности;
расширение общей культуры студентов.
Для реализации целей был выбран метод проектов. В основу проекта был положен актуальный вопрос:
- Каково значение моды в жизни человека?
- Как представлена мода I половины XIX века в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Л.Н.Толстого «Война и мир».
Проект входил в программу празднования юбилея А.С.Пушкина (2014 -2015 учебный год).
Работа над проектом имела следующие этапы:
I. Организационный.
- формирование микрогрупп;
- распределение заданий;
- изучение литературного материала;
- работа со справочной литературой:
1) «Энциклопедия моды»
2) С.И.Ожегов «Толковый словарь»
- написание сценария;
II. Этап промежуточного контроля (репетиции, подведение итогов подготовки).
III. Этап практического исполнения:
- открытое мероприятие для студентов I курса.
В процессе работы над проектом повысилась познавательная и мыслительная активность студентов, получили развитие творческие способности, усилилась сплоченность коллектива. Студенты приобрели навыки исследовательской деятельности, умение оформлять результаты работы, логически выстраивать материал, создавать сценарий и творчески его воплощать.
Тема внеклассного мероприятия:
«Моды пушкинского времени».
Цели:
Образовательные:
- расширять и углублять знания студентов по литературе (творчество А.С. Пушкина, М.Л. Лермонтова, Л.Н. Толстого);
- отрабатывать умение анализировать текст;
Развивающие цели:
- способствовать всестороннему развитию личности;
- развивать общую культуру студентов;
- развивать творческие способности студентов;
3. Воспитательные цели:
- воспитание интереса к художественному слову;
- осознание важности внешнего вида человека;
- осознание роли моды в человеческом обществе;
- воспитание коллективизма;
4. Методическая цель:
- показать методику творческого проекта по внеклассной работе.
Вид занятия: театрализованное представление.
Метод: творческий проект.
Средства: тексты художественных произведений (Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
«Энциклопедия моды», С. И. Ожегов «Толковый словарь», костюмы, иллюстрации.
Проектируемая система способностей:
Исследовательские: исследование содержания текста, характеризующего моды первой половины 19 века, работа с энциклопедией моды, составление древа понятий;
Исполнительские: разработка сценария, подготовка костюмов;
Коммуникативные: осознание своей роли в творческом проекте;
Рефлексивные: осознание важности моды в жизни общества и для характеристики литературного героя.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово ведущего.
Тема и цель мероприятия
Внешний вид – самая первая информация о человеке
Утилитарное значение одежды
Роль моды в жизни человека:
Мода – явление социальное, экономическое, эстетическое, психологическое, нравственное и сезонное.
II. Одежда России первой половины 19-го века (классовая и социальная особенность).
Влияние на моду Французской революции.
Особенности женского костюма (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Особенности мужского костюма пушкинского времени (костюм Онегина).
Головные уборы, дополнения к мужскому костюму пушкинского времени.
Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни.
Народный костюм первой половины 19-го века в произведениях И.С. Тургенева «Записки охотника», А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
III. Импровизированный показ мод первой половины 19-го века.
IV. Беседа с модельером Томиловой Т.А.
V. Подведение итогов.
Сценарий творческого проекта
«Моды пушкинского времени».
I. Вступительное слово ведущих:
1ый ведущий: А.П.Чехов говорил, что «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли». Он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне.
2й в. Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке, о герое литературного произведения, а первая информация – наиболее устойчивая.
1й в: Читая литературные произведения, вы обязательно знакомитесь с эпохой, в которой живут литературные герои. Обращаете внимание, как герой одет. Костюм рассказывает о социальном положении, характере героя и даже о его отношении к моде.
2й в: Тема внеклассного мероприятия «Моды пушкинского времени». Мы будем говорить о значении моды в жизни человека, познакомимся с модной одеждой XIX века, в котором жили герои книг Пушкина, Лермонтова, Толстого и других писателей, узнаем, существовала ли крестьянская мода. Затем обратимся к современной моде, услышим полезные советы модельера.
II. Основная часть. Значение внешнего вида. Роль моды в жизни людей.
1й в: Люди придумали зеркало в III тыс. до н. э. Для чего человеку зеркало? Зеркало отвечает человеку на вопрос: «Красив ли я?».
2й в: Но разве это так важно?
1й в: Во все времена, во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми. Вглядитесь внимательно в эти портреты (репродукции картин). Одежда накладывает отпечаток даже на самое правильное лицо, выявляет дурные качества, плохой характер, вкус.
2й в: Есть русская пословица: «По одежке видно, кто каков идет». Необходимо всегда помнить начало еще одной русской пословицы: «Встречают по одежке, провожают по уму». Конечно, ум, духовное богатство – главное. Но встречают-то по одежке.
1й в: Зачем человек стал одеваться?
2й в: Утилитарное значение одежды: оберег, украшение.
1й в: Для чего человек стал украшать себя?
2й в: Преклоняясь перед высшими силами природы, как бы прося у них милости и защиты.
1й в: А украшение диктует мода. Мода (слово латинское – означает: мера, способ, образ действия). Для нас она означает временное преобладание тех или иных вкусов.
2й в: Какова же роль моды в жизни человека? Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды, однако, как и все, они во что-то одеты, следовательно, можно «признавать» или «не признавать» моду, быть ее творцом или рабом, но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода явление социальное. Одежда – предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей – огромная сеть магазинов, значит мода – явление экономическое. Мода как искусство создания костюма наряду с другими видами искусства – явление эстетическое.
1й в: Каждый человек воспринимает моду по-своему: это зависит от возраста, воспитания, культуры, характера, одним словом, от личности. Мода для любого из нас часть нашего внутреннего мира, значит мода – явление психологическое, а отношение к ней, выбор – явление нравственное. Мода также явление сезонное.
III. Формирование моды первой половины XIX века. Отражение моды в художественной литературе.
2й в: Одежде России XIX века свойственна классовая и социальная особенность. Дворянские костюмы тяготели к моде европейских столиц. Нередко знать выписывала одежду из Парижа, Лондона, Вены. Модные журналы наполняли страну, а рубрика «Модные картинки» постоянно мелькала в различных периодических изданиях.
1й в: В начале XIX века под влиянием французской революции для одежды характерна простота, удобство, рациональность. Обращение к идеалам античного искусства, возродило в женском костюме легкое платье с высокой линией талии, напоминающее одежды Древней Греции и Рима. Ведущую роль в формировании костюма мода отводила накидкам и шалям, которые долгое время были и основной верхней одеждой. Дополняли дамский туалет длинные перчатки (их снимали только за столом), а митенки-перчатки без пальцев не снимали вовсе.
2й в: Женщины смело отказывались не только от корсета, но зачастую и от нижнего белья, и кисейные, и батистовые платья надевали на тело, обтянутое розовым трико. Модницы отвергали даже легкие туфли – лодочки на плоской подошве и на балах появлялись босыми. Эта весьма опасная для здоровья мода родила крылатое выражение: «Ради красоты можно и пострадать».
1й в: Это находит подтверждение в записках современника: «На молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали стан и верно обрисовывали формы».
2й в: В начале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, Но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфли шились из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.
1й в: В начале прошлого века изменился не только фасон платьев, но и их длина; они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Не случайно А.С.Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:
Музыка уже греметь устала;
Толка мазуркой занята;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрипок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Люблю я бешенную младость,
И тесноту, и блеск, и радость.
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки.
2й в: Вот как описывает приготовление к балу Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».
«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все ее силы с самого утра были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волосы должны были быть причесаны по-гречески».
1й в: Разнообразна верхняя женская одежда. У Пушкина в «Евгении Онегине» встречаем мы такие слова, как «манто», «редингот», «капот», «салоп».
2й в: О мужском костюме пушкинского времени можно судить по картине художника Чернецова «Парад на Царицынском лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году». На ней изображены знаменитые русские писатели: Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич. Все они в длинных панталонах, с цилиндрами на головах, у всех, кроме Гнедича, бакенбарды. Но костюмы на писателях разные: Пушкин – во фраке, на Жуковском – сюртук, Крылов одет в бекешу, а Гнедич – в шинель с перелиной.
В 30-е годы XIX века в европейском искусстве получил распространение новый художественный стиль – романтизм. Самым известным его представителем был английский поэт лорд Байрон. Под влиянием романтических настроений изменилась манера ношения одежды: нарочито расстегнутый воротник рубашки, слегка взлохмаченные волосы. В моду вошел даже «романтический» галстук «а-ля Байрон», который свободно повязывали, не стягивая шею. Эти элементы туалета как бы обозначали человека, стоящего над бытовыми мелочами, символизировали идеал романтического героя.
1й в: Увлечение Байроном, Гете, Вальтером Скоттом в среде просвещенного дворянства, безусловно, повлияло на формирование моды. Именно исторические романы Вальтера Скотта способствовали широкому распространению в Европе клетчатых панталон и галстуков, клетчатых шотландских пледов, которые интеллигенция носила как верхнюю одежду. Сложенный плед перебрасывали через плечо. Именно в таком виде позировал Пушкин художнику Кипренскому.
2й в: Мужской костюм пушкинских времен приобрел большую строгость и мужественность по сравнению с XVIII столетием. Мужскую одежду на протяжении XIX века диктует преимущественно Англия. Не случайно Пушкин, описывая модный костюм Онегина, отмечает: «Как денди лондонский одет».
Как одевались денди тех времен?
1й в: Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим (его называли по-немецки «ватерморден» - «отцеубийца»), на шею повязывали галстук. Галстук переводится с немецкого как «шейный платок», в то время он действительно представлял собой платок или шарф, который завязывали бантом или узлом, а концы заправляли под жилет.
2й в: Короткий жилет появился во Франции еще в XVII веке и получил название по имени комического театрального персонажа Жиля, носящего его. В начале XIX века в моде были самые разнообразные жилеты всевозможных расцветок: однобортные и двубортные, с воротниками и без них, со множеством карманов. Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен был выглядывать из-под верхнего.
1й в: Поверх жилета надевали фрак. Эта одежда, по сей день не вышедшая из моды, появилась в Англии в конце XVIII века и первоначально служила костюмом для верховой езды. Именно поэтому у фрака необычный вид – короткий перед и длинные фалды сзади.
В пушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры. Тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте.
2й в: Другой распространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского – «поверх всего».
Панталоны своим названием обязаны персонажу итальянской комедии Панталоне. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу заканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета, панталоны – более светлыми. Пушкин, приведя перечень модных предметов мужского туалета в «Евгении Онегине», отметил их иностранное происхождение.
Но панталоны, фрак, жилет
Всех этих слов на русском нет.
1й в: Панталоны приживались в России трудно, вызывая у дворян ассоциацию с крестьянской одеждой – портами. Говоря о панталонах, нельзя не вспомнить о лосинах. На протяжении всего XIX века их носили гусары. На портрете Кипренского Евграф Давыдов изображен в белоснежных лосинах. На этих длинных, туго обтягивающих штанах из лосиной кожи не должно было быть ни единой складочки. Чтобы достичь этого, лосины слегка смачивали и посыпали мыльным порошком.
2й в: Распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в Англии в XVIII веке и позже не раз менял цвет, высоту и форму. В 1835 году в Париже изобрели складной цилиндр – шапокляк. В помещении его носили под мышкой в сложенном виде и, когда требовалось, расправляли с помощью встроенной пружины. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Вспомните у Пушкина:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…
Сам поэт тоже носил боливар.
1й в: Дополнением к мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке, для которых в жилете был предусмотрен специальный карман. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями. На тропининском портрете у Пушкина на правой руке кольцо и перстень, надетый на большой палец. Известно, что в молодости поэт носил золотой перстень с восьмиугольным сердоликом, имевшим магическую надпись на еврейском языке. Это был подарок любимой.
2й в: Многие мужчины, подобно женщинам, тщательно ухаживали за своими ногтями. Обратимся к «Евгению Онегину»:
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
1й в: По воспоминаниям современников, у Пушкина были длинные, ухоженные ногти, запечатленные, кстати, на его портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их, поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым не стеснялся появляться даже в театре. Пушкин, будто в оправдание, писал в «Евгении Онегине»:
Быть можно дельным человеком,
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай - деспот меж людей.
2й в: В.Г.Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «самым задушевным» созданием поэта, любимым детищем его фантазии. Пушкин жил в этом времени и все о нем знал. Поэт воссоздал историческую эпоху. В целом роман «Евгений Онегин» отражает всю русскую жизнь: нравы, обычаи, моды.
1й в: Мода XIX века менялась довольно быстро: как в калейдоскопе мелькали различные силуэты, разнообразные по цвету и фактуре материалы, всевозможные прически. Идеалом женской красоты 30-х и 40-х г.г., отвечающим тенденциям царившего в искусстве романтизма, была утонченно-хрупкая, темно-бледная красавица, неземное существо. Немыслимо тонкую талию подчеркивала объемная, широкая юбка платья, а очень низкое декольте обнажало даже верхнюю часть руки.
2й в: Прически – чудо фантазии и искусства парикмахера – прикрывались шляпками, которые удерживались на голове при помощи лент. Волосы укладывались буклями на висках. Художник Гау изобразил в 1844 году красавицу Наталью Николаевну Ланскую, бывшую жену Пушкина, именно с такой прической. И вновь мы находим это в романе «Евгений Онегин»:
Корсет носила очень узкий
И русский Н как Г французский
Произносить умела в нос.
(Рассказ ведущих сопровождается показом мод первой половины XIX века.)
IV. Развитие моды во второй половине XIX века.
1й в: Мода 50-х годов воскресила пышность и вычурность аристократического костюма прошлого, обратив свой взор на стили XVII-XVIII веков барокко и рококо. Для поддержания чрезмерно широкой юбки изобрели каркас в форме полусферы - кринолин. Лучшие кринолины выполняли из китового уса, а более дешевые – из металлической проволоки. Производство кринолина, например в США, было поставлено на поток, а для удобства их ношения предлагались помочи. Обилие воланов, оборок, рюшей и цветов дало повод назвать такую моду «вторым рококо».
2й в: В 70-е годы мода делает поворот и теперь призвана подчеркнуть соблазнительные формы женской фигуры, оттенить чувственную красоту женщины. Появились плотно облегающие платья с неимоверно драпированными сзади юбками и шлейфом. Напоказ выставлены пышная грудь, тонкая талия, крутые бедра и густые волосы, уложенные в прическу с шиньоном или обильными локонами. Маленькая шляпка-наколка скорее украшает и завершает прическу, чем выполняет утилитарную функцию.
1й в: В 80-е годы силуэт женского костюма приобретает довольно карикатурные формы за счет использования турнюра – валика (подушечки), набитого конским волосом и прикрепленного по линии талии сзади. Этот силуэт вдохновил карикатуристов изображать женщину в таком костюме в виде неуклюжей утки, кентавра (в древнегреческой мифологии – получеловек, полулошадь) или петуха с пышным хвостом.
V. О народном костюме.
2й в: Народный крестьянский костюм, которого не коснулись реформы Петра I, на протяжении XVIII и XIX веков продолжал сохранять неизменные формы, сложившиеся ранее.
Описание народной одежды мы находим в произведениях Тургенева, Некрасова.
И.С.Тургенев рассказ «Свидание»: «…то была молодая крестьянская девушка. Она сидела … задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени; на одной из них, до половины раскрытой, лежал густой пучок полевых цветов, и при каждом ее дыхании тихо скользил на клетчатую юбку. Чистая белая рубаха, застегнутая у горла и кистей, ложилась короткими мягкими складками около ее стана; крупные желтые бусы в два ряда спускались с шеи на грудь… густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причесанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб».
А вот описание мужского костюма в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
«Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!
VI. Беседа с модельером Томиловой Т.В.
Вопросы для беседы:
Как вы стали модельером?
Как рождается замысел костюма?
кто из современных модельеров вам близок своим творчеством?
Что значит быть модно одетым?
Ваши советы студентам.
VII. Импровизированный показ современной одежды.
Подведение итогов.
Список использованной литературы.
«Учительская газета» №20 1999 год.
Тексты художественных произведений: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир» и др.
Справочная литература: «Энциклопедия моды», «Толковый словарь» С.И.Ожегов.
14