СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие завершает цикл уроков, посвященных сказкам А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" (5 класс)»

Маслакова Г.Я., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» г.Лениногорска Республики Татарстан

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-го класса

"Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Цель:

Способствовать повышению познавательного интереса в изучении творчества А.С.Пушкина, приобщению к высокому художественному слову.

Задачи:

1. Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С. Пушкина.

2. Совершенствовать умения учащихся работать в группе.

3. Развивать у учащихся навыки контроля и оценивания результатов.

Организация мероприятия: класс делится на 5 команд, три человека – члены жюри.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше путешествие будет посвящено сказкам А.С. Пушкина. Мы остановимся на шести станциях— конкурсах. А прежде, чем начать, представьте свои команды.

(Ребята по очереди представляют свои команды: название, девиз.)

Учитель: Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что во время путешествия члены команд покажут свои знания, смекалку, сплочённость и узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Ответы команд будут оценивать члены жюри.

(Представляет жюри.)

Учитель: Мы отправляемся в путь. (Играет музыка). Итак, мы остановились на первой станции.

1 станция – Из какой сказки эти строки?

(Звучит музыка.)

Учитель: Первый раунд – разминка. Определите, из какой сказки эти строки? Правильный ответ оценивается в 1 балл.

(Учитель по очереди задает командам вопросы, команды, посовещавшись, дают устный ответ, жюри оценивает.)

1)Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2)Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

А за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

3)…Ладно.

Не будет нам обоим накладно

Поживи-ка на моём подворье,

Окажи своё усердие и проворье...

«Сказка о попе и его работнике Балде».

4)…Вдруг шатёр

Распахнулся… и девица,

…(там какая-то ) царица

вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя...

«Сказка о золотом петушке».

5)Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Диких уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плечь.

У татарина отсечь...

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

6)В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут:

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

7)Вся столица

Содрогнулась, а девица-

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Не боится знать греха!

«Сказка о золотом петушке».

8)И в суму его пустую

Суют грамоту другую...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

9)В море остров был крутой,

Не привольный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нём дубок единый;

А теперь стоит на нём

Новый город со дворцом...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

10)Государыня-родная!

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья:

Ты детей благослови

Жить в совете и любви...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

11)Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь

Да за пояс не заткнёшь...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».


12)Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей:

Было ль, не было ль сраженья_,

Нет Додону донесенья...

«Сказка о золотом петушке».

Учитель: Разминка окончена, слово предоставляется жюри.

(Жюри оглашает количество баллов, набранное командами.)

2 станция – Викторина.

(Звучит музыка.)

Учитель: А теперь викторина! Прошу капитанов принять участие в жребии.

(Выходят капитаны, и при помощи жребия решается, на вопросы какой сказки будет отвечать команда. Далее ведущие по очереди задают по 1 вопросу каждой команде, можно сразу задать все вопросы команде. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за викторину, затем общее.)

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Сколько лет старик со старухой жили у синего моря? (Они жили в ветхой землянке. / Ровно тридцать лет и три года.)

Чем занимались старик со старухой, пока старик не поймал золотую рыбку? (Старик ловил неводом рыбу. / Старуха пряла свою пряжу.)

Сколько раз старик ходил к морю, чтобы просить рыбку выполнить желания старухи? (5 раз.)

Назовите, что в первый раз попросила старуха, во второй, в третий и так далее (1 раз: «Надобно ей новое корыто». 2 раз: «Избу просит сварливая баба». 3 раз: «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой». 4 раз: «Уж не хочет быть она дворянкой, / Хочет быть вольною царицей». 5 раз: «Уж не хочет быть она царицей, / хочет быть владычицей морскою».)

Куда отправила старуха служить своего мужа, когда стала столбовою дворянкой? (На него прикрикнула старуха./ На конюшне служить его послала.)

«Сказка о попе и его работнике Балде».

За какую расплату Балда согласился работать у попа? (3 щелчка по лбу в год.)

Где жил Балда у попа? На чём спал Балда у попа? Что ел Балда у попа? (Жил- На подворье, спал- На соломе, ел- Варёную полбу.)

На что надеялся поп, когда брал Балду на работу? (На русский авось.)

Что случилось с попом после 1 щелчка? Со второго щелка? С третьего щелка? (После первого щелчка - Подпрыгнул до потолка, после второго- Лишился языка, после третьего щелчка - Вышибло ум у старика.)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Где был царь Салтан, когда царица родила дочь? (В те поры война была. / Царь Салтан, с женой простяся,/На добра-коня садяся,/Ей наказывал себя/Поберечь, его любя./Между тем, как он далеко/Бьется долго и жестоко.)

Кем приходились ткачиха с поварихой царице? (Кабы я была царица, -Говорит ее сестрица, -То на весь бы мир одна /Наткала я полотна"./"Кабы я была царица, -Третья молвила сестрица, …)

Как ткачиха с поварихой подменили гонцу письмо для царя Салтана? (Допьяна гонца поят/И в суму его пустую/Суют грамоту другую.)

От кого спас князь Гвидон Лебедя? (Ты не коршуна убил,/Чародея подстрелил.)

В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, в муху, в шмеля.)

«Сказка о золотом петушке».

Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Вот мудрец перед Дадоном/Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)

Что попросил мудрец у царя Дадона за свою услугу? (Помнишь? за мою услугу/Обещался мне, как другу,/Волю первую мою/Ты исполнить, как свою./Подари ж ты мне девицу,/Шамаханскую царицу.)

Опишите, что за страшную картину перед шатром увидел царь Дадон? (Что за страшная картина!/Перед ним его два сына/Без шеломов и без лат/Оба мертвые лежат,/Меч вонзивши друг во друга. Бродят кони их средь луга.)

Как погиб мудрец? Как погиб царь Дадон? (Мудрец: Царь хватил его жезлом/По лбу; тот упал ничком,/Да и дух вон. Царь Дадон: И в глазах у всей столицы/Петушок спорхнул со спицы,/К колеснице полетел/И царю на темя сел,/Встрепенулся, клюнул в темя/И взвился... и в то же время/С колесницы пал Дадон -/Охнул раз, - и умер он.)

Кому же досталась шамаханская царица? (А царица вдруг пропала,/Будто вовсе не бывало.)

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Что было дано в приданое царевне – дочке царя? Что было дано в приданое царице- мачехе? (Царевне – дочке царя: Семь торговых городов/Да сто сорок теремов. Царице- мачехе: Ей в приданое дано/Было зеркальце одно.)

Почему служанка в первый раз не погубила царевну? (Та, в душе ее любя, /Не убила, не связала,/Отпустила и сказала:/"Не кручинься, бог с тобой"./А сама пришла домой.)

Как звали верного пса, с которым оставалась царевна в доме богатырей? (Соколко:"Что, Соколко, что с тобою?/Ляг!" - и в комнату вошла.)

Что делала царевна, когда ждала богатырей? (А хозяюшкой она/В терему меж тем одна/Приберет и приготовит./……Раз царевна молодая,/Милых братьев поджидая,/Пряла, сидя под окном.)

Перечислите, кто в сказке помогал царевне? (7 богатырей, Соколко, Елисей, Ветер, Месяц, Солнце.)

3 станция – Узнай героя.

(Звучит музыка.)

Учитель: В следующем раунде командам надо отгадать, о ком эти строки и назвать из какой они сказки?

(Учитель по очереди задает по 1 вопросу каждой команде. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)

1)Ест за четверых,/Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде».)

2)В дорогой собольей душегрейке,/Парчовая на маковке кичка,/Жемчугиогрузили шею, На руках золотые перстни,/На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3)За морем царевна есть,/Что не можно глаз отвесть:/Днем свет божий затмевает,/Ночью землю освещает (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

4)До светла все у него пляшет,/Лошадь запряжет, полосу вспашет,/Печь затопит, все заготовит, закупит,/Яичко испечет да сам и облупит. (Балда:«Сказка о попе и его работнике Балде».)

5)За столом сидит она царицей,/Служат ей бояре да дворяне (Старуха - царица: «Сказка о рыбаке и рыбке».)

6)А сама-то величава,/Выплывает, будто пава;/А как речь-то говорит,/Словно реченька журчит (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

7)Высока, стройна, бела,/И умом и всем взяла; (Цараца-мачеха: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

8)Месяц под косой блестит,/А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

9)Вкруг ее стоит грозная стража,/На плечах топорики держат.( Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10)… а девица -/Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!/Не боится, знать, греха. (Шамаханскаяцарица:«Сказка о золотом петушке».)

11)Белолица, черноброва,/Нраву кроткого такого. (Царевна-дочь:«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

12)Все красавцы молодые,/Великаны удалые,/Все равны, как на подбор,/С ними дядька Черномор. (33 богатыря:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

13)Наливают ей заморские вины;/Заедает она пряником печатным; (Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке».)

14)С молоду был грозен он/И соседям то и дело/Наносил обиды смело; (Царь Дадон: «Сказка о золотом петушке».)

15)Семь румяных усачей. (7 богатырей: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

16)Видит, весь сияя в злате,/Царь (какой?) сидит в палате/На престоле и в венце,/С грустной думой на лице. (Царь Салтан: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

4 станция – Конкурс капитанов.

(Звучит музыка.)

Учитель: Внимание! Капитаны команд, приготовьте ручку и листок бумаги. Задание дано на карточке: расположите по порядку описание синего моря в «Сказке о рыбаке и рыбке».

(Капитаны выходят на ринг, им выдаются карточки с заданием. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)

5 станция – Угадай, какой эпизод изображен на иллюстрации.

(Звучит музык.)

Учитель: А сейчас вашему вниманию будут предложены иллюстрации, команды должны отгадать: к какой сказке иллюстрация и записать ответ в бланк ответов.

(Раздаются бланки ответов. Иллюстрации представлены в виде презентации. Смотри презентацию иллюстраций. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)

6 станция – Конкурс «Объясни значение».

Учитель: Объясни значение слов и выражений, встречающихся в сказках А.С.Пушкина. Ответ запиши в таблицу на бланке ответов.

(Раздаются бланки ответов с вопросами. Жюри подводит итог, объявляя количество баллов за конкурс, затем общее.)

Учитель: А теперь настало время подвести итог нашей игры. Просим жюри огласить результат всех конкурсов и назвать команду-победителя!

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Капитаны команд, скажите, что новое вы привезли из своего путешествия?

(Капитаны команд отвечают)