Классный час
“Годы, опаленные войной”.
К 80-летию снятия блокады Ленинграда.
Цель:
Знакомство с исторической справкой о блокаде Ленинграда.
Воспитание патриотизма, любви к своей Родине.
Воспитание интереса к литературе о войне.
Оборудование: выставка книг о войне, рисунки, плакаты, портреты поэтов военных лет, мультимедийная презентация.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя:
- 27 января -80-летняя годовщина снятия блокады Ленинграда. Все дальше уходят от нас военные годы, но память должна сохранить имена тех, кто отдал свою жизнь за свободу родины. (Демонстрация слайдов о блокаде Ленинграда).
Ведущая ( ученица):
- Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые жители страны задавались вопросом : можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым кусочком"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.
Слово учителя:
- В военные годы рождались стихи, пропитанные болью, горечью и страданием. Их авторами становились люди, прошедшие все тяжкие испытания того времени. Одной из них была Кувшиновская Татьяна Аркадьевна, ей пришлось пройти сложности блокадной жизни.
Стихи этой сильной женщины никого не могут оставить равнодушными. Они как будто переносят нас в ту далекую пору.
Чтец 1 (ученик):
Забудет ребёнок за малостью лет
блокадные голод и холод,
но врежется в память из множества бед
особенно острый осколок.
Бомбёжку я помню, животный мой страх,
“В убежку!” – кричу я в тревоге.
У мамы ребёнок грудной на руках,
у мамы опухшие ноги…
Заставила маму спастись от беды,
на лестницу выйти успели,
а в комнате нашей остались следы
от взрыва немецкой шрапнели.
Мне в сорок четвёртом исполнилось пять,
и... нам… принесли похоронку.
Понятие Смерть невозможно принять
и взрослому, где уж – ребенку!
Мы с братом просили: “Бог, папу верни!”
Сводили нас в церковь соседи,
крестили в Никольском и с нами они
молились на поздней обедне.
Младенческий разум не понял всех бед,
другой расплатилась ценою:
природа мне жизнь сохранила, но нет
ни сына, ни дочки со мною…
Слово учителя:
-Бесконечно долгими показались для населения Ленинграда эти блокадные годы. Только “дорога жизни” смогла помочь людям.
Ученик : - Доро́га жи́зни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни.
Слово учителя: - Давайте послушаем отрывок из “Ленинградской поэмы” известной поэтессы Ольги Берггольц, которая достоверно рассказывает о подвиге водителей машин, совершавших те нелёгкие рейсы.
Чтец 2 ( ученик): - А было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду:
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк!
Поломка эта - не угроза.
Но рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? Две тонны. Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре…
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам!
Ведущая: - Несмотря на все трудности, город жил и не сдавался. Самым знаменательным культурным событием в блокадном Ленинграде было исполнение 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича, оконченной в декабре 1941г. Какую надпись сделал он на партитуре к своему произведению?
-“Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - и посвящаю свою 7-ю симфонию”, - написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
-Не все ленинградцы покинули город , многие оставались в нем до конца. Я хотела бы рассказать о нашей ровеснице, ленинградской школьнице Тане Савичевой. С первых дней блокады Ленинграда она начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны.
-Детям блокадного Ленинграда поэты посвящали свои произведения. Елена Вечтомова писала:
Чтец 3 (ученик):
Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль, и в завыванье бомб
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ ,катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.
Ведущая :- Блокада продлилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) . Все верили в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Командующим Ленинградским фронтом был Георгий Константинович Жуков. Талантливый полководец, одаренный стратег, Маршал Советского Союза , четырежды Герой Советского Союза.
Чтец 4 (ученик):
Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу – посмотри в лицо.
Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,
На полотнах полковых знамен.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идем!
Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад...
Мой сынишка ленинградец спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград.
(Елена Вечтомова, 18 января 1943 г.)
Учитель: - Блокада Ленинграда - это страшное испытание для всех людей. События тех страшных лет навсегда останутся в нашей памяти. Героизм и беззаветная любовь к Родине помогали людям сохранить веру в победу и идти к ней до конца, даже порой ценой собственной жизни. Я уверена мы всегда будем помнить и чтить защитников Отечества , завоевавшим нам свободу, жизнь и светлое будущее.
*Заключительная часть - звучит музыка Д.Д. Шостаковича, 7 симфония “Ленинградская”