Путешествие по Лукоморью
Цели:
- Развивать у детей познавательный интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор;
-приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина, познакомить детей с биографией поэта;
-развивать внимание, образное мышление, речь, память детей;
-закрепить знание детьми сказок А.С. Пушкина;
-воспитывать любовь к поэтическому слову.
Оформление:
выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина,
афиши к сказочным спектаклям.
Оборудование:
музыкальные произведения по сказкам А.С.Пушкина,
компьютерная презентация творчества поэта,
выставка книг поэта.
1. Организационный момент. Музыкальная заставка.
2. Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте ребята, а вы любите сказки?
Наш праздник посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин.
Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе в небогатой дворянской семье. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски.
Отец Сергей Львович, был майором в отставке. Мать Пушкина, Надежда Осиповна.
Саша жил в большой семье. Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части общества, и в их доме собирались поэты, художники, музыканты. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.
Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Именно она заменила поэту мать, подарила в своё свое тепло и ласку , научила любить все русское, воспитала у молодого Пушкина любовь к замечательному, богатому, образному, прекрасному русскому языку. Именно она, Арина Родионовна, рассказывала маленькому Саше старинные былины и сказки о богатырях, выходящих из морской пучины….. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказки. Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню: он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет… » и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.
Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир.
-Вы готовы к путешествию?
У меня есть волшебная палочка (показывает)
Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:
«Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!» (Дети закрывают глаза)
Выносится дуб. И выдвигается стол с сундуком.
1. Станция «Лукоморье»
Вот мы и в Лукоморье.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом… .
-Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть.
-А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?
Играет музыка и появляется ученый кот с книгой.
Кот: -Здравствуйте ребята! Я ученый кот.
Говорят коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я- совсем наоборот
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на отлично
И поэтому – то вот,
Я вполне ученый кот.
-Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Учитель : Уважаемый кот, мы путешествуем по Пушкинским сказкам.
Кот: А вы их знаете?
Ученик: Сказки Пушкина мы знаем.
Любим очень и читаем
Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух.
Кот: Ну, я сейчас это проверю. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.
2. Станция «Загадочная - игровая»
Вот вам моя первая загадка:
Она не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
-Ребята, кто это?(золотая рыбка)
-Правильно, это золотая рыбка,
-А из какой сказки? (из сказки «О рыбаке и рыбке» )
- А вы знаете, что Золотая рыбка была государыней морскою?
Давайте заглянем к ней в подводное царство и поиграем
Игра «Кто быстрее поймает рыбку»
Учитель: На концах веревок палки,
Называются «Моталки»
Посреди бечовок – рыбка.
Ты мотай бечевку шибко
Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает,
Рыбку не простую, рыбку золотую.
Кот: А теперь пришло время для второй загадки:
В море остров есть далёкий,
Там под ёлкою высокой
Звонко песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой!
Это право не безделка!
Вы догадались, кто это? …
Правильно, это белка .
-А из какой сказки? (из сказки «О царе Салтане , его славном сыне Гвидоне
и прекрасной царевне Лебеди»)
Под музыку выходит белочка и исполняет песенку
Учитель: А теперь, давайте поможем белочке разобрать орешки.
Игра “Разбери орешки для Белочки”
(дети с завязанными глазами соревнуются, кто быстрее рассортирует
грецкие орехи и фундук по мискам)
Кот : Отгадайте мою третью загадку
Ну, а он с высокой спицы
Стережет царя границы.
Чуть опасность, где видна,
Он очнется ото сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку! »
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Он красивый, золотой!
Он Дадону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто он, дети?. (Петушок)
Правильно, это золотой петушок
-А из какой сказки? ( Сказка «О золотом петушке»)
Кот: Выходи петушок поиграй с ребятами.
Игра «Петух»
Дети стоят лицом в круг. Посередине круга петух. Он ходит внутри круга.
Остальные дети идут по кругу, высоко поднимая ноги и размахивая руками,
приговаривая:
Трух, тух, тух, тух!
Ходит по – двору петух
Сам – со шпорами,
Хвост с узорами!
После этих слов дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, и
говорят:
Под окном стоит.
На весь двор кричит.
Кто услышит-
Тот бежит!
После этих слов петух хлопает себя крыльями по бокам и кричит:
« Ку-ка-ре-ку!» (дети разбегаются, петух их догоняет)
Кот : Пришло время для новой загадки.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть, ему покажет
У него злая царица спрашивала
Я ль, на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
- Что же это за предмет, ребята? ( это зеркало )
-А из какой сказки ?(из сказки «О мертвой царевне и семи
богатырях»)
Кот: Да, с зеркалами спорить трудно, зато с ними можно поиграть.
Ученик: Мне в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
C ним одним лишь я была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила…
Учитель: Ребята, а вы умеете говорить комплименты? Давайте попробуем подарить комплименты друг другу.
Игра «Подари улыбку и комплимент другу» ((Дети передают зеркало по кругу и, улыбнувшись, говорят комплимент товарищу)
-Ребята, а у нас следующая остановка и мы попадаем на
3. Станцию «Угадай-ка». Будьте внимательными!
Учитель:
-Кто исполнял желания бедного старика?( рыбка)
-С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику?(Балде)
- Как называется эта сказка?(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
- В какой сказке «Три девицы под окном пряли поздно вечерком?»
(«Сказка о царе Салтане»)
-Кому отдала царица приказ:
«Весть царевну в глушь лесную,
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам» (Чернавке, сенной девушке своей.)
-К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру)
-Каким фруктом отравилась царевна? (яблоком)
- В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, в муху, шмеля)
-За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу.”)
- Сколько лет рыбачил старик? (“Он рыбачил тридцать лет и три года”)
- Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку? (2 раза)
-Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»? (Черномор)
-Сколько жил старик со своей старухой? (Старик со своею старухой жил тридцать лет и три года).
-В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? (Старушка бросила царевне яблоко в «Сказке о царевне и семи богатырях»).
-Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. (Желанья исполняет «Золотая рыбка»)
-В какой сказке встречается волшебная белочка? (Волшебная белочка встречается в «Сказке о царе Салтане…»)
-В какой сказке на страже стоит петушок? (Петушок стоит на страже в «Сказке о золотом петушке»)
-Ребята, скажите, а какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими,
смелыми)
- Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные.
Конкурс «Перетягивание каната»
( Дети делятся на 2 команды и по команде начинают тянуть канат)
Кот: Вот игре и конец,
Все загадки отгадали
И немножечко устали
-Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимые сказки А.С.Пушкина. До свиданья! (Кот уходит.)
Итог урока
Учитель: - Ребята, вы хорошо работали на уроке, молодцы! Наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг и беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!