СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов «Сказка ложь, да в ней намек…»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка математической игры «Сказка ложь, да в ней намек …» составлена и применялась как внеклассное мероприятие на предметной неделе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов «Сказка ложь, да в ней намек…»»

Гаськова М. В., учитель математики

МБОУ Ненинская СОШ имени Героя РФ Лайса А.В.


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 6 КЛАССОВ


«Сказка ложь, да в ней намек…»


Цели:

Обучающая:

• систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики;
• активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
Развивающая:

  • развитие познавательного интереса к математике;

  • развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания.

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

  • воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.

Оборудование и материалы: презентация, бланки с заданиями, жетоны.


Ход мероприятия.


Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир сказки, но на свой – математический лад. Известный писатель-сказочник Джанни Родари утверждает, что «Математика вездесуща, она присутствует во всем, даже в сказках!» Со сказками мы привыкли сталкиваться на уроках литературы. Сказки – это приключения, мы несерьезно относимся к ним. А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными с этой особой. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков… Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут! 

Вот и мы решили не упускать случая, и представить вам возможность увидеть строгую, серьёзную науку математику несколько необычной. А для этого предлагаем стать участниками сказки, а судить нас будет многоуважаемое жюри.(Объявляем членов жюри)


«В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, а у него был сын – Иван-царевич. И случилось у них несчастье, украл Кощей Бессмертный невесту Ивана-царевича Василису Прекрасную и спрятал ее в темнице своего царства. Недолго думал Иван-царевич, пошел в тридевятое царство, вызволять невесту. Долго нет вестей от него. Видно, один в поле не воин. Без помощников не обойтись. Вот собралось по царскому указу войско ратное из 2 дружин (1 команда – 1 дружина).

- Ну, что, воины? Поможем Иван Царевичу освободить Василису Прекрасную? (Да!).

Ну, тогда послушайте условия нашей сказки. На пути в царство Кощеево будут встречаться преграды, одолеть которые можно будет, решив поставленные перед дружинами задачи. Решения нужно показать жюри. Стараться решить быстро правильно. Каждая из дружин, после каждого задания будут получать жетоны: красный – за 1 место, зеленый – за 2 место, а белые за правильные устные ответы, а лучшим дружинникам будут вручены бонусы, которые можно будет обменять на оценку. Когда спасем Василису Прекрасную, будут подведены итоги. Все понятно!?

Решил проверить их царь. Ведь нужны ловкие, внимательные, зоркие, сообразительные, с хорошей памятью. Как ни как идут выручать Ивана – царевича и его невесту.

Разминка. Кто самый внимательный?

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Жетон немедленно бери.

- Понятно?! Ну, тогда я продолжаю свой рассказ:


Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два… марш!»


Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше….пять.


Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы жетон, друзья не взяли,

Когда была возможность взять!


Сказка продолжается.

Долго шло войско, и пришли к речке глубокой. Смотрят, а вход на мост завалена большим камнем. Как воины не старались сдвинуть камень с места, но ничего не получалось.

Пригляделись, а на камне написаны задания, и сказано: «Если справитесь с заданием, камень сам и отодвинется».


Кто самый сообразительный?

Из слова Треугольник составьте как можно больше слов в течении 3 минут.

От дружины создается команда из 3 человек для работы над заданием. Ответы команды записывают и сдают жюри. Остальные члены дружин могут еще заработать очки, отвечая на вопросы.

Справились с заданием, и камень отодвинулся. Двинулось войско ратных воинов вперед. Дорога трудная, лес густой. Шли, шли, а тут, откуда ни возьмись Соловей-разбойник, сидит и посвистывает сам по себе. Увидел воинов и говорит:

- Здравствуйте воины! Куда путь держите? (Рассказали ему о случившемся дружинники). Где царство Кощеево не знаю, но знаю, что вам поможет Баба Яга, костяная нога, подружка Кощеева. А я вам помогу только, если ответите на мои вопросики. Согласны?

  1. Рук много, а нога одна (дерево)

  2. Пять чуланов – одна дверь (перчатка)

  3. Два брюшка – четыре ушка (подушка)

  4. Два близнеца, два братца верхом на нос садятся (очки)

  5. А вот это случай очень редкий – на голове растут две ветки (олень)

  6. Шесть ног без копыт, ходит, а не стучит, летает, а не птица, может вверх ногами садиться (муха)

  7. Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста)

  8. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет. (град)

  9. У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке (рыбка)

  10. Один пастух тысячу овец пасет (месяц и звезды)


Ну, молодцы!

И рассказал Соловей Разбойник, где живет Баба Яга. Поблагодарили дружинники его и двинулись дальше. Пришли к избушке на курьих ножках, в которой жила Баба Яга. И стоит избушка к лесу передом, а к воинам задом. Как воины избушку ни просили повернуться, а она ни в какую. Ну, воинам ясно, что-то от них хотят. И нашли воины на курьих ножках задание. Избушка просила сыграть с ней в игру.

Игра называется «Каждой руке – своё дело».

- Левой рукой надо начертить 3 треугольника, а правой – 3 окружности. По одному воину от каждой дружины.

Выполнили воины просьбу избушки, и повернулась она к ним передом, а оттуда вышла Баба Яга.

Дружинник: Помоги нам Баба Яга, подскажи нам дорогу к царству Кощея!

Баба Яга на тот момент была зла на Кощея, и ответила: «Помогу, помогу, если поможете решить задачу».

Я жду гостей и испекла торт, но надо мне его разрезать на 7 частей так, чтобы в каждом куске была роза. Торт делить только 3 разрезами по прямой линии. Помогите мне разрезать праздничный торт.

Баба Яга: Молодцы! Вот еще что, у замка находится дерево, а на том дереве висит ларец, в ларце находится заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – сама смерть Кощея Бессмертного (игла). Уж больно вы мне понравились. А путь вам покажет волшебный клубок, куда он покатится, туда и вам дорога.

Поблагодарили дружинники Бабу Ягу и отправились в путь дальше. Долго ли, мало ли шли они за клубочком и вот пришли в царство Кощеево. А царство было ограждено со всех сторон крепостью каменной.

Нашли они дерево, о котором говорила им Баба Яга. Достали ларец, но вот беда, ларец закрыт кодовым замком, а чтобы его открыть, надо решить следующую задачу:

«Волшебный сундучок»

Что спрятано в волшебном сундучке

Вопросы – подсказки:

  1. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.

  2. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

  3. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.

  4. Об этом предмете придумана загадка:

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль)


Прошли испытание наши дружины. Помогли Иван – царевичу одолеть Кощея Бессмертного. Спас он Василису Прекрасную. Пошли Иван- Царевич и Василиса Прекрасная под венец, тут и сказочке конец!


Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Получайте в школе знанья, они вам пригодятся впрок!


Жюри подводит итоги.


Литература.

    1. Сказки и подсказки: задачи для математического кружка./Козлова Е.Г., - М.: Мирос, 1995;

    2. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. / Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В.– М.: Просвещение, 1996;

    3. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя./ Коваленко В.Г. – М.: Просвещение, 1990;

    4. Предметные недели в школе. Математика./ Гончарова Л.В. – Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2001;

    5. https://yandex.ru/images