СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в сказку"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям математики при проведении внеклассных мероприятий по предмету, а также предметной недели. Мероприятие представляет собой игру-путешествие с маршрутным листом, итогом которого является овобождение царицы математики из темницы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в сказку"»







Внеклассное мероприятие по математике

«Путешествие в сказку»















Предмет: математика

Классы: 5

Автор: Бородавко Людмила Анатольевна, учитель математики

Образовательное учреждение: МБОУ-СОШ №3 г. Клинцы Брянской области

Тип занятия: игра – путешествие

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие в сказку»



Предмет: математика.

Классы: 5.

Цели мероприятия:

Предметные УУД: обобщение и систематизация знаний учащихся по основным темам курса математики, активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассных занятиях по математике, привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры, популяризация среди учащихся занимательных задач.

Познавательные УУД: приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение математического кругозора, познавательного интереса, интеллекта, дополнение знаний учащихся по математике, развитие логического мышления, внимания, сообразительности, памяти, находчивости, оригинальности и гибкости мышления.

Регулятивные УУД: научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели и планировать пути её достижения, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Личностные УУД: формирование чувства ответственности за результат работы, стремления к совершенствованию знаний, преодолению трудностей, воспитание выдержки, терпения, заинтересованности к математике. 



Задачи:  - Способствовать формированию интереса к урокам математики, подготовить вопросы, интересные задачи на сообразительность и смекалку из области математики, создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений.

- Закрепление знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения, учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития.

- В увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора, памяти, речи.

- Воспитание чувства дружбы, ответственности и взаимопомощи, умения работать в коллективе, точности и внимательности, культуры общения.

- Формирование умений действовать в нестандартной обстановке;

- Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную,

практическую деятельность как фактор личностного развития.


Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Используемые технологии: развивающее обучение, ИКТ, игровая технология.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки с заданиями, раздаточный материал, веревка, ножницы, жетоны, медали и призы.

Правила игры: Участвуют две команды из 5 «а» класса по 7 человек. Каждая команда должна выбрать название, девиз, эмблему, капитана. За каждый правильный ответ команда получает балл в виде жетона. За правильно выполненные задания команды получат баллы, а также буквы, которые будут нужны для выполнения последнего задания. Выигрывает команда, которая освободит царицу наук – математику. Право освободить царицу получит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов на протяжении всего путешествия. Остальные ребята – болельщики команд, которые также делятся на две группы. Они помогают командам зарабатывать жетоны – если команда не знает ответа на вопрос, ответить могут ее болельщики.

Из числа присутствующих учителей (приглашенных гостей, учащихся старших классов) избирается жюри (3 человека), контролирующее и отвечающее за объективность игры.

Домашнее задание командам: на листе ватмана изобразить с помощью геометрических фигур и цифр царицу наук – математику, подготовить стихотворение о математике, решить и оформить задачу про мост.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дорогие ребята! Уважаемые гости!

Эпиграф:

В математике есть своя

красота, как в

живописи и поэзии.

Н.Е.Жуковский

((1847-1921), русский механик, создатель аэродинамики как науки)



Математика – важнейшая из наук. Математика нужна не только в профессии людей, но и в повседневной жизни нам без неё просто не обойтись.

Сколько замечательных высказываний великих людей есть о математике. Я приведу лишь некоторые из них (см. слайд и на доске).

Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки, и даже не может обнаружить своего невежества.
Роджер Бэкон.

((1214-1292), английский философ и естествоиспытатель)

«Математика – царица наук, арифметика – царица математики».

К. Ф. Гаусс

((1777-1855) - немецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист).

Счет и вычисления – основа порядка в голове.
Иоганн Песталоцци.
((1746-1827), швейцарский педагог и теоретик)

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

М. В. Ломоносов ((1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.)

«Математика – это язык, на котором написана книга природы».

Г. Галилей

((1564-1642), итальянский физик, механик, астроном, философ и математик.)

Неправильно думать, что математика это скучная и неинтересная наука. Сегодня мы увидим, что при решении задач можно стать и поэтом, и актёром, и художником, и архитектором!

Все мы любим сказки. И сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное математическое путешествие в сказку. Я надеюсь, что наше мероприятие пройдет интересно и с пользой для всех присутствующих.

Математика – царица наук. Злодеи похитили нашу царицу математику и заточили её в темницу в высокой башне. Вам нужно её освободить. Сделать это будет непросто, на пути вас будут ждать различные препятствия и преграды, которые вы должны будете преодолеть. Чтобы добраться до царицы, вам потребуются знания по математике, смекалка, внимательность и сообразительность. А чтобы выполнить поставленную задачу, были сформированы два отряда математического назначения.

Командиры представьте свои отряды. (Командиры представляют отряды – имена участников, название команды, девиз, эмблема)

А сейчас, я расскажу вам правила игры. Будьте внимательны! (Зачитываются правила игры, см. выше)

Командам было дано домашнее задание – нарисовать царицу математику и подготовить стихотворение о математике. Попрошу команды представить свои работы.

Молодцы, ребята, отличное начало! Ваши отряды получают по два жетона.

Перед вами маршрутный лист (см. слайд). Давайте посмотрим, через какие препятствия и преграды вас предстоит пройти прежде, чем вы доберетесь до темницы, в которой находится наша царица – МАТЕМАТИКА).

Итак, готовы? Начинаем!

Игру начнет тот отряд, который первый составит пословицу.

«Один за всех и все за одного» (см. слайд)

1. Разминка. Перед тем, как отправиться в путь, нам нужно немножко размяться, потренироваться (за правильный ответ на вопрос отряд получает 1 жетон, если отряд не знает ответа, помогают его болельщики).

Вопросы для 1отряда:

1. Сколько ушей у трёх мышей? (6 ушей)

2. Как называется результат сложения? (Сумма)

3. Сколько минут в 1 часе? (60)

4. На что похожа половина яблока? (На вторую половину)

5. Соперник нолика (Крестик)

6. Одна двадцать четвертая часть суток? (1 час)

7. Как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное)

Вопросы для 2 отряда:

1. Сколько лап у двух медвежат? (8 лап)

2. Как называется результат вычитания? (Разность)

3. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)

4. Прямоугольник с равными сторонами (Квадрат)

5. Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40)

6. Что тяжелее, 1 кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (Вес одинаков)

7. Наименьшее двузначное число (10)

Мы выдвигаемся в путь.

2.Перекати поле. Перед нами большое поле, в котором гуляет сильный ветер и препятствует нашему движению через поле. Он стихнет, если вы покажете, насколько вы быстры в следующей математической эстафете.

Расставьте математические знаки между числами вместо квадратиков для получения верного равенства (за каждый правильный ответ отряд получает 1 жетон + 1 жетон, если все выполнила правильно и быстрее своих соперников):

1 отряд 2 отряд

17□2□5=20 18 □5 □2=15

12□ 6 □2=0 12□ 5 □5=65

3□ 4 □7=5 4 □4 □4=4

13□ 5□ 5=70 12 □2□ 6=0

1□ 5 □4=1 8 □4 □5=10

9 □9 □9=9 1□ 3 □2=1

5□ 4 □5=15 6 □5□ 9=20

Ответы:

1 отряд 2 отряд

17-2+5=20 18-5+2=15

12:6-2=0 12*5+5=65

3*4-7=5 4+4-4=4

13*5+5=70 12:2-6=0

1*5-4=1 8:4*5=10

9+9-9=9 1*3-2=1

5*4-5=15 6+5+9=20



3. Топкое болото. Пройдя через поле, мы вышли к болоту, в котором живет водяной. Перебраться через него и не увязнуть вам поможет водяной, если вы правильно расшифруете ему следующее задание и скажете, кому принадлежат эти слова о математике.

Каждый отряд получает шифрограмму. Необходимо решить каждый пример, вписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованные слова – фамилии великих ученых, чьи высказывания о математике вы видите вокруг себя (за правильно выполненное задание отряд получает 1 жетон).

1 отряд 2 отряд

О 58*3+254= Л 52-3*15=

С 89*5-300= И 567-14*19=

Л 100-4*13= Й 476-76+1267=

В 48:(125-41*3)= Г (570+430):50=

М 10372-10300= А (158+13-114)-12=

Н 53+88+98= Е 101*2-79=



48

428

72

428

239

428

145

428

24










20

45

7

301

7

123

1667








(Ломоносов, Галилей)

Пока отряды заняты, мы поиграем с их болельщиками. Болельщики могут помочь заработать жетоны своим отрядам.

Отгадайте загадки, в которых встречаются числа.

1. Пять мальчиков живут в темных чуланчиках.

(Перчатки)

2. Спинка, доска и четыре ноги – что я задумала, скорей назови!

(Стул)

3. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

4. Отгадайте-ка, ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет, ровно на три больше станет.

(Шесть)

5. Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.

(Дни недели)

6. Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка только раз, та, что выше – каждый час.

(Стрелки часов)

В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Вспомните, пожалуйста, как можно больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа. Поднимаем руки.

  • … за всех и все за … .

  • … в поле не воин.

  • За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.

  • … сапога – пара.

  • … голова – хорошо, а … лучше.

  • Скупой платит …, а лентяй … работает.

  • Бог любит … .

  • Обещанного … года ждут.

  • Знать, как свои … пальцев.

  • … раз отмерь, … раз отрежь.

  • … … не ждут.

  • В … царстве, в … государстве.

4. Густые ели. Преодолев болото, мы вошли в лес. В лесу густые непроходимые ели, пути-дороги запутаны. Среди этих елей стоит избушка на курьих ножках. В окошке Бабка Ёжка. Она покажет дорогу, если вы скажите, сколько треугольников вы видите на рисунке (17) . (см. слайд)

(за правильный ответ отряд получает 1 жетон + жетон, если отряд справился быстрее своих соперников)



5. Глубокий ров. Выйдя из леса, мы подошли к глубокому рву с водой, окружающему крепость. Чтобы его преодолеть, вам необходимо сделать мост. Отрядам было дано домашнее задание – сделать проект моста. Посмотрим, что у них получилось (за правильно выполненное задание отряд получает 1 жетон).



Задание: У вас имеются доски шириной 2 дм 5 см (1 дм 5 см). Сколько таких досок вам потребуется, чтобы возвести мост длиной 6 м и какой будет периметр вашего моста, если длина ваших досок 3 (2 м) (см. слайд).

Для 1 отряда 24 доски Р = 18 метров

Для 2 отряда 40 досок Р = 16 метров

6. Крепость. Преодолев ров, мы стоим перед высокими стенами крепости. Стену необходимо разрушить. Решите задачи – пропадёт стена. Задачи отряды будут получать по очереди (за правильный ответ на задачу отряд получает 1жетон).

1. В полночь шёл дождь, была сильная гроза с молнией. Вопрос: будет ли светить солнце через 72 часа?

(Будет ночь, поэтому солнца не будет)

2. Вася живет на 3-м этаже, а Ваня живет в том же доме, однако поднимается по лестнице в два раза выше, чем Вася. На каком этаже живет Ваня?

(Ваня живет на 5-м этаже)

3. Яйцо в всмятку варится 3 минуты .Сколько времени потребуется , чтобы сварить 3 яйца всмятку ? (5 мин)

4. У отца 6 сыновей, каждый сын имеет сестру . Сколько детей у этого отца ? (7 детей)

5. Две девочки поделили между собой 7 яблок, причем одна получила на 3 яблока больше другой. Сколько яблок оказалось у каждой из них?

(2 яблока и 5 яблок)



6. Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает 1 мин. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на 5 частей?

(За 4 мин)

7. Змей Горыныч (Конкурс командиров). Стена пала, а перед нами - огромный Змей Горыныч с тремя головами, который не дает нам пройти дальше. Командирам отрядов придется сразиться с ним в математической схватке. Каждая голова задаст своё задание (за правильно выполненное задание отряд получает 1 жетон).

Командиры получают задания:

Задания:

1. Из Москвы и Санкт- Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи? (175 км)

2. Как от веревки 1длиной 1 м 20 см, не имея линейки, отрезать кусок длиной 30 см? (Сложить вчетверо и отрезать)

3. Отмерить на глаз 1 м веревки.

Задание для отрядов «Загадочные треугольники»

А пока командиры заняты выполнением своего задания, отрядам предстоит показать свои способности в конкурсе «Загадочные треугольники».

Отрядам нужно расставить на шарах треугольника цифры от 1 до 6 (цифры не повторяются) так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны 12 (за правильно выполненное задание отряд получает 1 жетон).











А пока отряды заняты, мы поиграем с болельщиками.

Я задаю шуточные вопросы, вы поднимаете руки и отвечаете.



Шуточные вопросы для игры с болельщиками:



1. Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква «б»)

2. Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного, потому что дно упало)

3. Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

4. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать? (По полу)

5. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

6. Растут две березы. На каждой березе по четыре шишки. Сколько всего шишек? (На березе шишки не растут)

7. Что случится с голубым шарфом, если его положить в воду на пять минут? (Намокнет)

8. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

9. Когда коня покупают, какой он бывает? (Мокрый)

10. Из какого полотна нельзя сшить рубашки? Из железнодорожного)

11. Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)

12. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)

13. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)

14. Какой город назван в честь большой птицы? (Орел)

15. Назовите имя первой женщины в мире, освоившей летательный аппарат? (Баба-Яга)

16. Как можно пронести воду в решете? (Замороженную)

17. Каких камней в море нет? (Сухих)

18. Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика – по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна баба)

19. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)

20. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

8. Высокая башня. Войдя на территорию крепости, победив Змея Горыныча, мы наконец-то нашли высокую башню, в которой заточена математика – царица наук. На стенах башни зашифрованы слова. Чтобы пройти в башню нужно их отгадать, решив ребусы (за правильно отгаданный ребус отряд получает 1 жетон).

Отряды решают ребусы:

1.

ЧИСЛО

2.

ПРИМЕР

3.

ЗАДАЧА

4. (ТОЧКА)

5.  (МИНУС)

6. (СУММА)

9. Лестница. Войдя в башню, нужно подняться по лестнице на самый верх к темнице. Но в лестнице недостает нескольких ступенек. Чтобы они появились, вам нужно справиться со следующим заданием (за правильно выполненное задание отряд получает 1 жетон).

Найти закономерность и продолжить числовой ряд двумя числами:

Для 1 отряда:

10; 11; 15; 16; 20; 21; __ , __ . (25; 26)



Для 2 отряда:

4; 5; 8; 9; 12; 13; __ , __ . (16; 17)



А теперь давайте подсчитаем жетоны (см. слайд), собранные отрядами во время своего путешествия. Право открыть темницу будет у отряда, набравшего больше жетонов. Если отряд не справится с заданием, право открыть темницу переходит ко второму отряду. Победит тот отряд, который освободит из темницы царицу всех наук – МАТЕМАТИКУ, без которой нам никак не обойтись в нашей жизни (если отряды наберут одинаковое количество жетонов, то им будет предложено дополнительное задание со спичками

Из спичек построен дом. Переложите 2 спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.

Ответ: ).


Темница. Нам осталось открыть дверь темницы и царица - свободна. Ключом к темнице будет служить слово, которое вы должны будете составить из букв, собранных вами на протяжении всего своего путешествия (АРИФМЕТИКА) (см. слайд).

Ура! Вы спасли царицу математику!

Подведение итогов. Объявление победителя.

Ребята, вы справились сегодня со всеми заданиями. Вы были самыми эрудированными, самыми умными, самыми внимательными. Наше путешествие подошло к концу. Большое спасибо всем участникам игры! Отрядам и их командирам! Болельщикам! Большое спасибо зрителям!

Я попрошу сейчас отряды выйти для награждения. Награждение команд.

Ребята, я желаю вам дальнейших успехов в изучении великой науки математики!

А теперь, в заключение нашего мероприятия, давайте споем песню о математике.

Учащиеся вместе с учителем и гостями поют на мотив «Чему учат в школе» песню:

В мире сложном и большом,

В том, в котором мы живем,

Мы все время отнимаем, прибавляем.

Дома, в школе, во дворе,

На работе и в игре

Мы считаем, мы считаем, мы считаем,

«Плюс» и «минус» тут и там.

Пусть они помогут нам,

Пусть прибавят нам терпенья и удачи,

С ними легче будет жить,

Пусть помогут нам решить

На уроке все примеры и задачи.



На этом наше мероприятие подошло к концу. До новых встреч!







Литература



1.Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике [Текст]: учеб, пособие, /З.Н. Альхова. - Саратов: Лицей, 2001. – 288 с.

2.Батаева Т. П. Эффективный способ усвоения знаний [Текст] / Т.П. Батаева, В.Д. Красильников // Открытая школа. – 2006. - №5 – с. 54 – 57.

3.Гончарова Л.В. Предметные недели в школе [Текст]: учеб, пособие / Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 134 с.

4.Смирнова Л.И. От занимательности – к знаниям [Текст] / Л.И. Смирнова // Открытая школа. – 2004. – 2004. - №5. – С. 79 – 80.

5.Солопова А.В. Игровая форма обучения [Текст] / А.В. Солопова, Е.Е. Ханина// Открытая школа. – 2005. - №1 –С. 63 – 65.

6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике [Текст]: учеб. 5 – 11класс / А.В. Фарков. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 288 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [ текст]: Стандарты второго поколения. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.

8. Гельфан Е.М. «Арифметические игры и упражнения», М.: «Просвещение», 1988;

9. Иченская М. А. «Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа по математике в 5-11 классах», Волгоград: «Учитель», 2008;

10. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика. Задачи на смекалку», 5 – 6 классы, М.: «Просвещение», 1998;

11. Аверьянова И. В., Лапшина Н. Н. «Предметные недели и праздники», Волгоград: «Учитель», 2008;

12. Виноградова С. В., Деменева Н. Н. «Математика 5-11 классы. Предметные недели в школе», выпуск 2, Волгоград: «Учитель», 2008.

13. http://kopilkaurokov.ru/matematika/meropriyatia?class=5&count=100;



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!