Внеклассное мероприятие по математике
«Звездный час»
.
Цели:
образовательные:
Показать красоту математики;
Формировать интерес к изучению математики;
Расширение кругозора учащихся при решении практических и логических задач;
Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме показательная функция;
развивающие:
Активизация мыслительной деятельности;
Развитие логического и творческого мышления;
Развитие математической речи и речи вообще;
Развить познавательную активность, творческие, интеллектуальные способности, смекалку и сообразительность;
воспитательные:
Формирование навыков самостоятельной деятельности;
Воспитание коллективизма, духа соревнования;
Воспитание умения сочетать индивидуальную работу с коллективом;
Привитие учащимся уважения к команде, соперникам;
Воспитание этических качеств и умения общаться;
Повысить интеллект, общую культуру.
Форма проведения: конкурс-викторина.
Возрастные особенности: юноши и девушки (15 - 16 лет).
Количество участников: 8 человек.
Необходимый материал: мультимедийный проектор, презентации, грамота победившей команде, призы, раздаточный материал для проведения расчетов.
Подготовительная работа: выбор темы, постановление целей, приглашение классного руководителя, учителей - предметников, подготовка призов, подбор материально – технического обеспечения, определение критериев оценивания туров, подготовка помещения, формирование членов жюри, формирование двух команд из учащихся 10 класса, составление девиза и выбор капитанов.
Список использованных источников.
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни/ [Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин]; под ред. А. Б. Жижченко. –4–е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 368с.
Алимов Ш.А, Алгебра 9 класс, Алгебра и начала анализа 10-11 класс.
Интернет – источники, сайт www.1september.ru.
План проведения мероприятия.
Организационный момент.
Ход игры.
Разминка
2.1. Конкурс 1.
2.2. Конкурс 2
2.3. Конкурс 3.
2.4. Конкурс 4.
2.5. Конкурс 5.
Финал
3. Подведение итогов.
Организационный момент.
Ведущая: Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
Сегодня мы собрались на математическую конкурс – викторину «Звёздный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с показательной функций. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность. И в доказательство этих слов, хочу вам прочитать следующее стихотворение:
Хоть нет названья линии моей,
И нет, как у параболы, ветвей,
Я – положительна! И это всем вам видно
И жмусь к оси ОХ одним концом я безобидно.
Вторым концом я устремляюсь ввысь!
А, ну–ка, степенная доберись!
Давно сравнили нашу скорость роста,
Ты по сравнению со мной – малютка просто!
Я монотонна, это правда:
Иль возрастаю иль спускаюсь вниз.
Но помнить вам еще о том бы надо,
Что в свойстве этом есть один сюрприз:
Я – обратима! Это ли не счастье –
В логарифмическую обратиться в одночасье.
Скажу о точке ноль и единице:
Хоть график мой и быстро вверх стремиться,
В любом он случае через нее проходит –
Она все графики в пучок единый сводит.
Наша математическая конкурс-викторина состоит из 15 конкурсов и финала.
Представляю вам команду девчонок 10 класса …
И команду мальчиков 10 класса …
Поприветствуем их!
Все участники игры представлены, теперь познакомлю вас с ее правилами.
Правила игры.
1 балл получает та команда, которая ответит быстро и правильно на вопрос
На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута
Первое место получает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов
Подсчитывать очки будет наше беспристрастное и компетентное жюри. (знакомство с членами жюри).
Разминка
Прежде чем приступить к конкурсной части проведем разминку
О математиках ученых
Все мы слышали не раз.
И сегодня мы припомним
Славные их имена.
Разгадал загадку круга, Метод площадей нам дал, Знаем мы, как в Сиракузах Родину он защищал. Свой народ спасал от бед, Его имя… (Архимед) | |
| Этот греческий философ Доказательства нам дал, Воду он считал основой И началом бытия. Путешествуя по миру, Он измерял пирамиды, Но наверх он не полез, Ведь знал подобие… (Фалес) |
На острове Самос Философ сей родился. И во главу угла Поставлены им числа. И, говорят, за теорему Принес богам быка он в жертву. Был чемпион Олимпиады, Имел своих учеников. Надеюсь, догадался каждый, Что его имя… (Пифагор). | |
| Все, что раньше люди знали, Он собрал в своих «Началах». Было их 13 книг, Написал их все… (Евклид) |
Сей французский адвокат Нам дал мощнейший аппарат. И за это все его Зовут алгебры отцом. Он, служа у короля, Деньги получал не зря: Шифров разгадал секрет. Это Франсуа… (Виет). | |
| Дворянин, философ, воин Нашей памяти достоин. До сих пор координаты Зовут именем… (Декарта) |
Очень слабым он родился, Но в науке все ж сгодился. Открыл не кто иной, Он притяжения закон. Интеграл дал миру он, Физик Исаак… (Ньютон) | |
| Это он, это он Был в арифметику влюблен. Он назвал ее царицей, А мир воздал ему сторицей. Ему присвоили не зря При жизни титул короля. Он безупречно вычислял, Таблицы в памяти держал. (Гаусс) |
Математики начала По обоям изучала И влюбилась в ту науку. Только вот какая штука. Ведь в России в это время Не пускали в ВУЗы женщин. Чтоб в математике достичь вершин, Пришлось уехать девушке в Берлин, И стать для этого фальшивою невестою, Такой мы знаем Софью… (Ковалевскую). | |
Дерзайте, играйте и выигрывайте!
Итак, начинаем I конкурс, который состоит из семи вопросов
Конкурс 1
Выбрать ту функцию, которая является показательной?
1)y=2x 2)y=
3) y=
Укажите возрастающую функцию
y=
2)
3)y=
Укажите убывающую функцию
y=
2) y=
3) y=
Найдите произведение корней уравнения
(Ответ -2)
Найдите сумму целых решений неравенства
(Ответ -45)
5
Конкурс 2
Перед вами пять кривых.
1) Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?
2) На каком рисунке представлен график квадратичной функции?
№ 1.
3) На каком рисунке изображен график возрастающей на всей области определения функции?
№ 2.
4)На каком рисунке изображен график показательной функции?
№ 5.
1
y=
3
2
y=
Конкурс 3
Я считаю, что график одной из предложенных функций является убывающей. Верно ли это?
Нет. Графики всех функций являются возрастающими
А «Звёздный час», посвященный математике продолжается.
Итак, конкурс четвертый.
Конкурс 4
y=
2) y=
3) y=
Через какую точку проходят графики всех функций?
(0;1)
Графики, каких функций возрастают при x0?
1 и 3
Графики, каких функций убывают при x0?
2
Графики, каких функций возрастают при x
2
Графики, каких функций убывают при x
1 и 3
Конкурс 5
Каждая команда за 1 минуту отвечает на вопросы:
Вопросы к 1 команде:
1) 9,80
2) Область определения функции у=4х
3) Метод решения уравнения 3х+1 – 3х-2 = 26
4) Решить неравенство 3х 4
5) 3х = 1, при х=
6) Возрастает или убывает у =?½?х
7) 152
8) Что такое функция?
9) Уравнение линейной функции.
10)у=ах, при а1 функция…
11)Множество значений показательной функции.
12)Что больше 3П или 3е
13)7 · 8
14)63 · 6-2
Вопросы ко 2 команде:
1) 7,80
2) Область определения функции у=0,3х
3) Метод решения уравнения 9х – 3х + 45 = 0
4) Решить неравенство ???х ???х
5) 4х = 1, при х=
6) Возрастает или убывает у=4х
7) 142
8) Способы задания функции.
9) Уравнение квадратичной функции.
10)у=ах, 0
11)Область определения показательной функции
12)2√2 и 2√2 сравнить.
13)6 • 6
14)5-4 • 53
Финал
Показатель
Из слова «показатель» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» - два раза, а остальные – по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, - победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…
Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. (Помощник записывает слова на доске).
Жюри подсчитывает количество баллов заработанных каждой из двух команд в течении 5 конкурсов и финала.
Побеждают…
Настал их звёздный час!
Награждение команд…
Огромное спасибо за участие!!!