Внеклассное мероприятие по профориентации в 11 классе «Своя игра»
Подготовила :Алексеева М.Ю.
Цели мероприятия:
Ход мероприятия
-
Организационный момент
-
Представление ведущих
-
Вводная беседа
Любая профессия, любая работа, если делать ее с душой, если постоянно искать и не рассматривать труд как необходимость, приносит человеку большую радость, удовлетворение от прожитого дня. И тогда говорят, что человек нашел свое призвание. Здесь речь идет об успешном труде, в котором проявились и получили развитие интересы и способности работника, лучшие черты его характера, его знания и умения достигли профессионального совершенства.
Как найти свою стихию, чтобы по-настоящему использовать свои силы, ум, знания, чтобы приносить наибольшую пользу, чувствовать себя нужным, полноценным, удовлетворенным? Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
При выборе профессии молодежи приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего многие молодые люди имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях.
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.
-
Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
-
Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
-
Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т. д.
-
Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т. д.
-
Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.
-
Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
-
Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
-
Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
Было бы правильнее, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
При выборе профессии многие подростки уже знакомы с понятием, которые выражаются тремя словами:
Хочу Могу Надо
Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу». Наше занятие сегодня будет посвящено преимущественно сферам «Могу» и «Надо».
1 упражнение - Необитаемый остров ( мин.)
Описание упражнения.Обучающимся сообщается информация, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда - был шторм и их корабль сильно сбился с пути. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах(повар, охотник, швея и т. д.) они будут нуждаться. Ведущий слушает предложения группы и все их записывает на доске.
Психологический смысл упражнения. Участники могут задуматься о таких понятия как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте.
2 упражнение – Что я могу? ( мин.)
Описание упражнения.Участникам группы предлагается по очереди выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли. Остальные ребята, выслушав их, анонимно голосуют на заранее подготовленных бланках (ставят напротив фамилии кандидата галочку, если спорных ситуаций больше одной, то название профессии ).
Психологический смысл упражнения. Обучающимся придется задуматься о своих способностях, закрепиться навык личной аргументации.
3 упражнение – Чем я полезен? ( мин.)
Описание упражнения .Обучающимся предлагается, в соответствии с новой ролью, написать на листках план своих действий, который должен помочь людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем из людей ему придется взаимодействовать в своей деятельности. Затем план нужно прочитать вслух, а группа должна решить, поможет ли им реализация этого плана выжить.
Психологический смысл упражнения. Обучающиеся учатся оперировать знаниями о профессиях.
4 Упражнение “Интервью”
Алгоритм выполнения упражнения: участникам предлагается объединиться в пары . По сигналу выполняют команды задание: один учащийся рассказывает другому о возможном выборе профессии, аргументируя свой выбор; друг друга слушают и дают советы, рекомендуют другие специальности
Ресурсы: карточка-подсказка для детей.
Карточка-подсказка для детей.
1.Я хочу выбрать профессию…..
2. Мотив выбора профессии (можно выбрать несколько вариантов)
Позволяет проявить свои способности (какие?)
Возможность получить известность, прославиться.
Возможность продолжать семейные традиции.
Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
Возможность служить людям.
Заработок.
Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
Легкость поступления на работу.
Перспективность работы.
Позволяет общаться с людьми.
Обогощает знаниями.
Разнообразная по содержанию работа.
Романтичность, благородство профессии.
Творческий характер труда, возможность делать открытия.
Трудная, сложная профессия.
Чистая, легкая, спокойная работа.
Время выполнения упражнения: 5мин
И в конце мероприятия хочется вспомнить самые известные пословицы и крылатые выражения, где встречаются различные профессии.
■ К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»?
(Маляры.)
■ Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз?
(Сапёр.)
■ Не боги горшки обжигают, а … Кто?
(Гончар.)
■ Какая русская пословица приравнивает повара к доктору?
(«Добрый повар стоит доктора». Ведь от питания во многом зависит здоровье человека.)
■ Как физики заканчивают всем известную пословицу: «Работа не волк, …»?
(А произведение силы на расстояние. «Работа не волк, в лес не убежит».)
■ В какой «зоологической» пословице заключена формула высшего мастерства дипломата?
(И волки сыты, и овцы целы.)
Обсуждение результатов упражнений
Итог занятия.
Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили информацию, которая поможет вам более шире посмотреть на выбор будущей профессией.
Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям.
Послушайте стихотворение немецкого писателя-гуманиста XV века С.Бранта.
(читает учащийся) Клянется часто сын заблудший:
Уж завтра-то я стану лучше.
Но это завтра никогда
Не наступает, вот беда!
Как снег растаявший, как дым,
Заветный день неуловим.
И, только одряхлев, глупец
В то завтра вступит наконец.
Расслаблен, немощен уже,
С тоской раскаянья в душе.
Спеши сегодня лучше Стать
Не будешь завтра так страдать.
Ищите себя, трудитесь над собой!
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него все свои силы, то счастье вас отыщет!»
Всем спасибо.
Используемая литература
-
Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». – СПб.: Речь, 2008
-
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007