Внеклассное мероприятие по произведениям В.Ю. Драгунского
«Денискины рассказы»
Цель: расширить литературный кругозор, формировать интерес к творчеству В.Драгунского.
Оборудование: презентация, звёздочки 5-ти цветов (команды получают за правильные ответы), картинки для мозаики в конверте, кроссворды, листочки для физкультминутки.
Форма организации деятельности учащихся: групповая (5 групп)
Ход урока:
- Пожалуй, трудно найти человека, который бы не любил книги. У каждого из нас есть свои любимые книги и произведения. Но есть книги, которые не могут оставить равнодушными, ни одного человека. Это рассказы Драгунского и его всеми любимый герой Дениска Кораблёв. (слайд 2)
- Вам понравились «Денискины рассказы»?
- А знаете ли вы, что герой Денискиных рассказов вовсе не выдуманный. У В.Драгунского был сын Денис и дочь Ксения.(слайд 3)
- И до сих пор остается загадкой – события, описанные в книге, являются правдой или вымыслом. Его дочь и сын тоже стали писателями, и может быть, они обязательно напишут книгу, где расскажут нам об этом.
- А сегодня мы с вами поиграем в литературную игру по командам по произведениям В. Драгунского «Денискины рассказы». Каждая команда за правильный ответ получает звёздочку своего цвета. В конце игры мы узнаем лучшего знатока Денискиных рассказов.
- Начинаем!
1. БЛИЦ – ОПРОС (слайд 4)
Каждой команде поочерёдно задаются 3 вопроса. Отвечают представители команды. Если они затрудняются, право ответа переходит к команде, которая первая подняла руку.
1. Существует примета, что Денискина мама сердится? (зеленые глаза)
2. На кого, по мнению мамы, стал похож Дениска, потому что плохо ел? (Кощей)
3. Почему Дениске пришлось провести 20 лет под кроватью? (спрятался и не мог вылезти, так как дома была соседка)
4. Что ел Мишка в буфете из рассказа «Где это видано, где это слыхано…»? (Сарделька)
5. На что все-таки обменял Денис свой самосвал? (сверчок)
6. В какой цвет были выкрашены Алёнка, Мишкина рубаха и костюм управдома? (коричневый)
7. Куда шёл прохожий, когда на него вылилась манная каша? (фотографироваться)
8. По какому предмету у Дениски была «3»? (пение)
9. Что потерял Дениска, но потом нашёл в кармане своего пальто? (звонок)
10. Какое слово выучит Мишка? (Пит)
11. За какой костюм Денис получил свой приз на новогодней ёлке? (Кот в сапогах)
12. В честь какого праздника «зарезали арбуз» из «Англичанин Павля»? (1 сентября, 2 класс)
13. На ком мама предложила Дениске отрабатывать силу удара? (медведь)
14. Сколько собак закрыл Дениска в доме у Бориса Климентьевича? (3)
15. Какая буква вызывала трудности у Дениски и его друзей? (Ш)
2. БЮРО НАХОДОК (слайд 5 - 7)
На слайде появляется предмет, встречающийся в произведении В. Драгунского «Денискины рассказы». Кому принадлежат эти предметы и из какого они произведения?
Шляпа – « Шляпа гроссмейстера».
Медведь – Денискина игрушка. «Друг детства».
Елка – «Заколдованная буква»
Краска – коричневая каска для покраски стен «Сверху вверх, наискосок».
Шар – «Девочка на шаре»
Самосвал – Денискин «Он живой и светится…»
Звонок велосипедный – «Смерть шпиона Гадюкина».
Шляпа – мамы, «Чики – брык».
3. КРОССВОРД (слайд 8)
Продолжаем говорить о Дениске. Каждая группа получаем кроссворд.
Ваша задача – разгадать его и прочитать зашифрованное слово. (Приложение – Кроссворд)
В группе учащиеся разгадывают кроссворд. Определяют зашифрованное слово – ИГРА.
4. ИГРА (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) (слайд 9)
- Скажу вам по секрету, это слово было не случайно здесь зашифровано. Если вы внимательно читали произведения В. Драгунского, то, наверное, обратили внимание, что Дениска, как и все дети, очень любит играть. Кстати, а в какие игры он любил играть? (шашки, шахматы, домино).
Мы с вами сейчас поиграем в игру «Что мы делаем, не скажем, а что делаем покажем». Ваша задача – повторить за ведущим действие и отгадать, что он делает.
(Учащиеся 5 человек перед началом урока получили пронумерованные бумажки с заданиями. Эти дети проводят игру.)
1. Делать утреннюю гимнастику.
2. Раздувать угасающий костёр.
3. Плавать в бассейне.
4. Прыгать через скакалку.
5. Залезать на шведскую лестницу.
5. СОБЕРИ КАРТИНКИ (слайд 10)
Каждая группа в конверте получает разрезанную картинку. Задача учащихся собрать картинку и назвать произведение, к которому эта иллюстрация сделана. (Приложение – Мозаика)
6. УГАДАЙ ПЕРСОНАЖА «КТО Я»? (слайд 11- 17)
1. Она, наверное, и есть Дюймовочка, такая она маленькая, милая и необыкновенная. (Таня Воронцова)
2. Учитель пения. (Борис Сергеевич)
3. Девочка пяти лет, которая не умела произносить правильно слово «шишка»? (Аленка)
4. Учитель Дениски (Раиса Ивановна)
5. Вожатая Дениски? (Люся)
6. Мальчик весом 25 с половиной килограммов? (Мишка)
7. Составь предложения (слайд 18 - 19) Приложение
- Составьте из слов предложения. Вспомните названия произведений, из которого взята эта фраза.
А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму.
А ты не заметил, что я пел одно, а играл другое.
Вот как у меня легко выходит: хыхки.
Ну вот, съешь всю кашу, и пойдём.
Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год.
8. НАВЕДИ ПОРЯДОК (слайд 20)
Слова в названиях Денискиных рассказов перепутаны. Наведите в них порядок
1. Ровно 25 кило (Ровно 25 кило)
2. Зашифрованная буква (Заколдованная буква)
3. Сестра моя Таисия (Ксения)
4. Шляпа волшебника (гроссмейстера)
5. 10 лет на кровати (20 лет под кроватью)
6. Мой знакомый волк (медведь)
7. Кот в шляпе (сапогах)
8. Француз Валера (Англичанин Павля)
9. ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА (слайд 21 - 22)
Перед вами зашифрованные слова. Попробуйте из расшифровать и прочитать фразу.
(ОРОХАШЯ НИГАК – ОЙМ ЕВРЫНЙ УДРГ)
Хорошая книга - мой верный друг.
Действительно, произведения Драгунского по праву можно назвать верным другом.
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 23)
Наша игра подошла к концу. Давайте посмотрим, кто же у нас знаток «Денискиных рассказов»?
(Подсчет голосов, поздравление победителей, сладкие призы всем участникам)