СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русской литературе в 6 классе Литературный брейн-ринг по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русской литературе в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русской литературе в 6 классе Литературный брейн-ринг по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мужукайский Агротехнологический лицей»

села Мужукай Бабаюртовского района Республики Дагестан



Внеклассное мероприятие

по русской литературе в 6 классе



Литературный брейн-ринг по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»



Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Магомедова Гульяр Атаевна






с.Мужукай-2020 г.


Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те,

кому доступна мысль и художественное выполнение создания,

кому важно содержание, а не сюжет... Сверх того, как всякое

глубокое создание, «Мёртвые души» не раскрываются вполне с

первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй

раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение.

В.Г.Белинский


Литературный брейн-ринг по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


Цель внеклассного мероприятия: посредством увлекательного литературного брейн-ринга выяснить, насколько прочно усвоены знания.

Дата проведения:

Задачи внеклассного мероприятия:

Образовательные:

- расширить и укрепить знания учащихся по конкретному литературному произведению;

- обогатить лексический запас учащихся;

Развивающие:

- развивать умения и навыки анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать;

- развивать мотивацию к обучению;

- развивать эрудицию и скорость реакции.

Воспитательные:

- воспитывать интерес школьников к литературе;

- воспитывать чувство гордости за сопричастность к великому наследию русской классики;

- развивать умения слушать друг друга, ведущего, отвечать ясно, чётко и грамотно, делать умозаключения;

- развивать умение работать в группе.


Планируемые результаты:

Предметные: обобщены знания, умения и навыки учащихся по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Личностные:

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- у учащихся развито образное и логическое мышление, воображение, речь, сформированы предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

Метапредметные

Регулятивные: учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

Коммуникативные: учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её

Познавательные: у учащихся развито чувство эстетического вкуса, культуры речи.

Межпредметные связи: русский язык, история России


Оборудование: скатерти разного цвета (красного и желтого), настольные лампы, часы, карточки с номерами, призы и грамоты, вопросы и задания.

Тип внеклассного мероприятия: обобщающий.

Форма проведения мероприятия: Литературный брейн-ринг


Предлагаемая интеллектуальная игра разработана по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Материал предполагает:

  1. повторение и обобщение изученного материала по данной теме в увлекательной форме;

  2. выполнение заданий за определённый отрезок времени, что предполагает максимальную концентрацию внимания.

В результате учащиеся не только повторяют материал пройденной темы, но и реализуют свой интеллектуальный потенциал, который предполагает знание конкретного фактического материала, умения анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.


Внеклассное мероприятие состоит из 3 частей.

I часть – конкурсный отбор претендентов для участия в игре.

II часть – проведение игры, состоящей из 5 раундов.

III часть – награждение победителей, экспресс-репортажи.


Всё внеклассное мероприятие не обязательно проводить в один день. Можно сделать следующим образом: за день до игры провести конкурсный отбор претендентов для участия в «Своей игре» (возможно, в несколько этапов). Затем, на следующий день, провести игру, выявить победителя. А третий день посвятить чествованию победителей, пресс-конференции с участием «журналистов» и «фоторепортёров». Тогда мероприятие не будет слишком затянуто, порадует и школьников, и учителей, а у «журналистов» и «фоторепортёров» появится время для доработки своих экспресс-репортажей.


Ход игры


I. Конкурсный отбор претендентов для участия в игре

1. Примерные вопросы для выявления претендентов:

- Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме :

1.Плюшкин.

2.Манилов.

3.Собакевич.

4.Коробочка.

5.Ноздрёв.


- Соотнесите картины природы и героев поэмы :

1. «День был не то ясный, не то мрачный... а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат».

2. «Дождь зарядил надолго», «кнута не видишь, такая тьма!», «темнота была такая, хоть глаз выколи».

3. «Поле... Во многих местах состояло из кочек».

4. «За домом тянется заросший и заглохший сад».


а) Коробочка.

б) Манилов.

в) Плюшкин.

г) Ноздрёв.


-Назовите художественную деталь, определяющую суть каждого характера.


II. Проведение литературного брейн-ринга «По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»


1.Вступительное слово учителя


«Он ненавидел пошлость и откровенно наносил ей удары, к каким только была способна его рука, с единственной целью: потрясти её, если можно, в основании. Этот род одушевления сказывался тогда на всей его особе, составлял и существенную часть нравственной красоты её... Мысль о России была... живейшей частью его существования» - так сказал о Н.В.Гоголе П.В.Анненков.

«Мёртвые души» - одно из самых великих произведений классической русской литературы не только потому, что его написал Н.В.Гоголь, но и потому, что проблемы, которые рассматриваются в поэме, «вечные», они актуальны были «вчера», актуальны «сегодня» и актуальны будут до тех пор, пока жив будет человек со своими добродетелями и пороками.

Сегодняшняя игра поможет вам раскрыть свой интеллектуальный потенциал и даст возможность ещё раз окунуться в атмосферу уникального произведения Н.В.Гоголя.


2.Проведение игры


Ведущий: сегодня мы проводим литературную игру по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».


Правила игры: в каждом туре игра идёт до З-х очков. Время размышлений над вопросом -1минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.

РАУНД № 1. Вопросы для игры.


1.Мертвые души» - это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас». Кому из русских писателей принадлежат эти слова? (А.И.Герцен)


2.«Мёртвые души»-это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть». Назовите автора этих строчек.(Ю.Манн).


3.Кто из героев так характеризуется в поэме: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства»?(Плюшкин).


4.Кого первого из помещиков посетил Чичиков»? (Манилов)


5.«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Чей это портрет? (Чичиков)



РАУНД №2.


1. Чем, по мнению Чичикова, была набита подушка в гостинице? (кирпичом и булыжником)


2.Какой наказ получил Павлуша Чичиков при расставании от своего отца? («Больше всего береги и копи копейку… Всё сделаешь и все прошибёшь на свете копейкой»).

3.Кто из героев поэмы « выронил чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался в продолжение нескольких минут»? (Манилов)


4.Как звали сыновей Манилова? (Алкид и Фемистоклюс)


5.У кого из героев в хозяйстве могли пригодиться мертвые души? (У коробочки)



РАУНД №3

1.Кто из героев поэмы «был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю»? (Губернатор.)

2.Кто из героев обратился «в прореху на человечество»? ( Плюшкин)

3.Что служило лучшим снотворным для мужа Коробочки? (почёсывание пяток).


4.Назовите имя и отчество Коробочки? (Настасья Петровна).


5.Кто из героев Гоголя напоминает «средней величины медведя»? (Собакевич)


МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

(ПРИСУТСТВУЮЩИЕ МОГУТ ПОТАНЦЕВАТЬ)


РАУНД №4


1.У кого из героев было» тысяча с лишком душ»? (У Плюшкина).


2.Как звали Собакевича? Михайло Семёнович).


3.Кто из героев поэмы «долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик»? (Чичиков)


4. Кто и о ком сказал: «Надул, сильно надул»? (Повытчик о Чичикове)


5. Кого последнего из помещиков посетил Чичиков? (Плюшкина).


РАУНД №5.


1.Как называли мужики Плюшкина? (Заплатанной, рыболов).

2.У кого из героев «дом стоял на ветру, открытый всем ветрам? (У Манилова).

3.С чем сравниваются молодые кавалеры в чёрных фраках, танцующие на балу в губернском собрании? (с мухами)


4.Какое оружие из арсенала Ноздрёва было изготовлено мастером Савелием Сибиряковым?(турецкий кинжал)


5. « Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, фланелью на шее, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожай». Как зовут нашу героиню? (Коробочка).

III. Награждение победителей, экспресс-репортажи.


Устроить пресс-конференцию, на которой:

а) состоится поздравление победителей, вручение памятных сувениров, сладких призов, оценки по литературе «5»;

б) «журналисты» поделятся своими впечатлениями об увиденной игре, отметят лучших игроков, лучшие моменты игры, интересные вопросы и т.д.;

в) «фотокорреспонденты» продемонстрируют фотографии (а может быть, и видеоматериалы), на которых им удалось запечатлеть интересные моменты игры, игроков во время игры.