Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе.
Сценарий интеллектуального занятия в начальной школе по русскому языку: «Конкурс грамотеев»
Данная викторина, поможет учащимся развить свои интеллектуальные способности в области русского языка. Это поможет учителю проверить в нестандартной форме уровень знаний обучающихся.
Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Цель занятия: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.
Задачи:
1) образовательная: расширять лексический и словарный запас детей;
2) развивающая: развивать творческие и познавательные способности обучающихся, внимание и мышление;
3) воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, показывая его красоту и неповторимость.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В.Шефнер.
Приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир русского языка. Сегодня вы имеете возможность показать себя знатоками лингвистики, окунуться в мир общения и творчества.
Представление команд
Каждая команда представляет себя (название, эмблема, девиз), знакомство с капитанами.
Учитель:
Вы эрудированные ребята и прекрасно знаете, что благодаря пословицам, поговоркам, крылатым выражениям наша речь становится яркой, богатой, красивой и образной. И первый наш конкурс «Разминка». Вам надо раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.
В данном конкурсе участник, который быстрее всех поднимет руку и ответит верно, приносит своей команде 2 балла.
Конкурс 1 «Разминка».
1. Рукой подать (близко).
2. Через час по чайной ложке (медленно).
3. Морочишь голову (обманываешь).
4. Во весь дух (быстро).
5. Засучив рукава (работать хорошо).
6. Прикусить язык (замолчать).
7. Ни пуха, ни пера (пожелание удачи).
8. Опустив рукава (плохо работать).
9. Яблоку негде упасть (тесно).
10. Слышно, как муха пролетит (о полной тишине).
11. Ловить ворон (бездельничать).
12. Козёл отпущения (о человеке, на которого сваливают чужую вину).
13. В рубашке родился (удачливый, счастливый человек).
14. Зуб на зуб не попадает (холодно).
15. Пускать пыль в глаза (обманывать).
16. На душе кошки скребут (плохо, горько).
Конкурс 2 «Словоград»
Учитель: Здесь команда получает 3 балла
Головной убор ( _ _ _ _ _ _ ) страна (панама)
Литературное произведение ( _ _ _ _ _ ) мужское имя (роман)
Кровеносный сосуд ( _ _ _ _ ) столица Австрии (вена)
Часть суток ( _ _ _ _ _ ) приём гостей (вечер)
Сельскохозяйственное орудие ( _ _ _ _ ) девичья краса (коса)
Выражение лица ( _ _ _ _ ) взрывной снаряд (мина)
Часть речи ( _ _ _ _ ) объединение (союз)
Пластинка ( _ _ _ _ ) спортивный снаряд (диск)
Выпуклость на лбу ( _ _ _ _ _ _ ) плод ели (шишка)
Лиственное дерево ( _ _ _ ) глупый человек (дуб)
Конкурс 3 «Фразеологический »
Учитель: Каждая команда отвечает по очереди, за правильный ответ получает 1 балл.
1.Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк)
Труслив как…(заяц)
Колючий как…(еж)
Надут как…(индюк)
Болтлив как…(сорока)
Хитер как…(лиса)
Здоров как…(бык)
Изворотлив как…(уж)
Упрям как…(осел)
Конкурс 4 « Отгадай пословицу» ( 3 балла)
1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)
2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)
3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)
4. Коля удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик? (за двумя зайцами погонишься, ни одного, ни поймаешь)
Конкурс 5 «Отгадай слово».
Учитель: Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу). За правильный ответ команда получает 5 баллов.
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
(Ответ - ЗАВЯЗКА)
3 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).
Конкурс 6 « Грамматическая арифметика»
Учитель: Каждая команда отвечает по очереди и за правильный ответ получает 1 балл.
ров + поза =? Вид транспорта (паровоз)
охра + под =? Водный транспорт (пароход)
паста + клин =? Диск со звуковой записью для проигрывания
( пластинка)
лик + пена = ? Птица с большим зобом (пеликан)
вода + ринг =? Гроздь сладких ягод (виноград)
рыба + соки =? Фрукты (абрикосы)
Конкурс 7 «Исправь ошибки»
Внимательно прочитай текст и найди смысловые ошибки (3 балла)
В пустыне
Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и, скинув потную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем спрятались от палящего солнца в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды.
Ошибки:
Тигры не водятся в пустыне
За три дня верблюды не могли упасть от недостатка воды
Саксауловое дерево без листьев, поэтому не даёт тени
Конкурс 8 «Вопрос-ответ» (1 балл)
Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? (скрипичным)
Какую ноту кладут в суп? (соль)
Из каких ноготков нельзя собрать букет? (ноготки на пальцах)
В каких лесах нельзя заблудиться? (в строительных)
Из какого крана нельзя брать воду? (из подъёмного)
Какой лук не кладут в суп? (из которого стреляют)
В каком море нельзя утонуть? (В Мёртвом – из-за повышенной солёности)
Какой город носят на голове? (Панама)
Назовите четыре цветных моря. (Чёрное, Жёлтое, Белое, Красное)
Какой орган человека называют командным пунктом? (мозг)
Из какого дерева делают спички? (из осины)
Дерево – символ России (берёза)
Конкурс 9 «Какое слово моложе»
Нужно расставить слова в том порядке, в каком они появились в речи человека (2 балла)
Корабль, атомоход, пароход, парусник
Лётчик, космонавт, пилот, авиатор
Ушанка, фуражка, цилиндр, бейсболка
Дискета, рукопись, книга, береста
Учитель: Наш конкурс эрудитов русского языка подошёл к концу. Но впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить родной язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ!
Подведение итогов, награждение.