Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению "Умницы и умники" для учащихся 6-9 классов»
Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"
Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-9 класс
Цель: создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.
1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
7) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
2 конкурс: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
1) автомобиль, тормоз (ав-тор)
2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)
3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)
4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)
5) баран, рана, ,банщик (ба-ра-бан)
Конкурс 3. Слова-матрёшки.
А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:
Победа (беда, еда, да)
Бусы
из лукошка
тапочки машина
тумбочка господин
удочка коса
рыбак дрожь
осадки атом
трубил резина
Конкурс 4. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий: .
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
Конкурс 5. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

Букву О
КН
ГРХ
КЛКЛ
БЛТ
ТРН
ГЛТК
Букву И
ПРЗ
РС
ЛЛЯ
ФЛН
Конкурс6. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
. Конкурс 7. Составьте как можно болше слов из слова ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
Подведение итогов.
Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).
– Сам пропадай… (а товарища выручай).
– По одёжке встречают… (по уму провожают).
– Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
– Глаза страшатся… (а руки делают).
– С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
– Грамоте учиться… (всегда пригодится).
– Любишь кататься… (люби и саночки возить).
– Не зная броду… (не суйся в воду).
– Что посеешь… (то и пожнёшь).
– Кто не работает… (тот не ест).
Игры со зрителями.
С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).
Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).
В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? («Приключения Чиполлино»).
Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).
С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).
Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело.
Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – Папа Карло.
Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.
В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).
У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)
Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)
Героиня этой английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).
Эта героиня не выходила из дома без шапочки (Красная шапочка)
Какие слова надо произнести, чтобы:
Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)
Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)
Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)
Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)
Пудель Мальвины (Артемон)
Пёс дяди Фёдора (Шарик)
Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)
Курочка, которая снесла яичко (Ряба)
Друг Чебурашки (крокодил Гена)
Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)
Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)
Конёк- …(горбунок)
Слепой кот из сказки «Приключения Буратино» (Базилио)
Крыса старухи Шапокляк (Лариска)
Подруга кота Базилио (лиса Алиса)
Кому попала стрела Ивана? (лягушке)
В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)
Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)
В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)
От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)