СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике "Эрудит"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языкуи литературе

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Эрудит"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе « Эрудит»

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7 -8 классов.

Задачи:

  • повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

  • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

  • расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,

  • музыкальное сопровождение,

  • слайды,

  • ручки и листочки.

Ход мероприятия

Вступление

Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке. Константин Георгиевич Паустовский сказал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”.

Язык, на котором мы говорим красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью

Два ученика разыгрывают сценку "Поговорили...".

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально? 
– Нормально.

– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!

Учитель (или ведущий):

- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру «Эрудит» по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

«Эрудит» состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 1 человеку, тот, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "Эрудитом 2014 года”.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)

  2. Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)

  3. Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)

  4. Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)

  5. Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц)

  6. Назовите автора стихотворения « Бородино». (Михаил Юрьевич Лермонтов)

  7. Расскажите правило по карточке « Безударные гласные в корне слова» (« Ударение над гласной может сделать букву ясной»)

  8. Кто написал "Муму”? (Иван Сергеевич Тургенев))

9. "Часть слова без окончания». Что это? (Основа слова)

10. Что обычно начинается со слов: "В тридевятом царстве...В тридесятом государстве…»: сказка или былина? (сказка)

11. Игорь Романович, Барсик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)

12. Назовите автора трагедии « Моцарт и Сальери» ( А. С. Пушкин)

13. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

14. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

15. Солнышко встаёт. Это словосочетание или предложение? (предложение)

16. Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)

17. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

18. Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)

19. Как называется раздел языкознания, изучающий слова как части речи?

( Морфология)

20. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)

21. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

  1. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)

  2. Один, десятый, шестьсот. Какая это часть речи? (Числительное)

  3. Назовите автора рассказа "Судьба человека”. (М. А. Шолохов)

  4. Что такое монолог? (один говорит, другой слушает)

  5. Кто автор строк: « Мороз и солнце; день чудесный!» (А. С. Пушкин)

  6. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

  7. Кого звали Ариной Родионовной? ( Няню А. С. Пушкина)

  8. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)

  9. Кто подарил А. С. Пушкину портрет с надписью « Победившему ученику от побеждённого учителя?» ( В. А. Жуковский»)

Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием.

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. Назовите одним словом

- Храбрый человек       - храбрец. - Болтливый человек    - болтун. - Ленивый человек       -  лентяй. - Мудрый человек        -  мудрец. - Богатый человек        -  богач. - Весёлый человек        - весельчак.

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

Слушаем результаты жюри.

3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

Алеко


Мир»

Остап

Капитанская


«Полтава»


Шекспир

Александр Николаевич

Мария

дочка

воевода

«Война и


Белкина»

Пеппи


Онегин

Ромео


А. С. Пушкин

Мороз

Длинный чулок

Уильям

Аввакум


« Повести

Джульетта


Евгений

Земфира

Мазепа

Тарас Бульба

протопоп


Радищев

Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем .

"Вопросы – шутки”

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)

- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Эрудитом ”.

4 задание. "Пословицы и поговорки”.

 На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

II тур.

- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

1 задание.

За 1 минуту нужно назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше». 
1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать) 
2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой) 
3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать) 
4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко) 
5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить) 
6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать) 
7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать) 
8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать) 
9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец) 
10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать) 
11. играть первую скрипку(быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно) 
12. стреляный воробей(опытный чел.) 12. бросать слова на ветер( говорить зря) 
13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно) 
14. избушка на курьих ножках(старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро) 
15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо) 
16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).

 К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:

Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.

Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.

- Теперь я снова читаю слова, вы по очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).

2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.

  • "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)

  • "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)

  • "Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)

  • "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)

  • "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)

  • К тому же бедная вдова почти беспрестанно проливала слёзы о смерти мужа своего – ибо крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Дочь же, не щадя своей красоты, трудилась день и ночь: ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве. ( Н. М. Карамзин « Бедная Лиза»

  • Пусть начнётся же песнь эта

По былинам нашего времени,

А не по замышлению Бояна.

Боян же вещий,

Если хотел кому песню воспеть,

То растекался мыслию по древу,

Серым волком по земле, сизым орлом под облаками. ( « Слово о полку Игореве»)

  • Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелётный,

Гнезда надёжного не знал

И не к чему не привыкал. ( А. С. Пушкин « Цыганы»)

- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.

3 задание «Кто больше». 
За установленное время (2 минуты) записать фразеологизмы, в состав которых входят числительные. 
(в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…)

4 задание "Звёздный час”.

Из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).


Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться


На этом наша игра заканчивается. Под музыку награждаются ученики:

1 « Эрудит – 2014» - лентой с надписью, грамотой.

2. грамотой "За волю к победе”

3. грамотой.

4. утешительные призы за участие.

 


























САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


При проведении внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Эрудит» поставлена следующая цель:

формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7 -8 классов.

Задачи:

1.повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

2.развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

3.расширить кругозор учащихся.

На уроке использовались в качестве оборудования карточки с заданиями,

музыкальное сопровождение, слайды, ручки и листочки.

В мероприятии были задействованы как сильные учащиеся так и учащиеся с средним уровнем знаний по их желанию.

При подготовке внеклассного мероприятия учащиеся были настроены на доброжелательный лад, активность, эрудированность.

Планировалось повысить интерес учащихся к предмету, их заинтересованность в личном интеллектуальном развитии и развитии командного духа. С этой же целью были приглашены в качестве болельщиков учащиеся 5-6 классов, а также для последующего их привлечения к подобным мероприятиям. Во время выполнения заданий участниками игры, для болельщиков были предусмотрены отдельные задания.

Игра была построена посредством чередования заданий по русскому языку и литературе, что не допустило утомляемости учащихся. Активности учащихся стимулировалась присутствием фото и видеосъёмки. В качестве приглашённых присутствовали учителя представители администрации школы, а также родители.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты и мероприятие было проведено на соответствующем уровне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!