Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе « Знатоки русского языка»
Лингвистический турнир «Знатоки русского языка»
Автор: Погодина Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Суворовская ООШ»
Описание материала. Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в начальных классах, может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы.
Цель:
совершенствовать знания, умения и навыки владения русской речью.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся; расширять кругозор учащихся по предмету, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческие способности, коммуникативные умения, правильную речь учащихся, логическое мышление.
Воспитывающие:
воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, интерактивная доска, видео(мультфильм).
Турнир проводится между двумя командами 3-4-х классов(малокомплектная сельская школа)
I. Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир русского языка. Русский язык входит в число мировых языков.. Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Достаточны ли ваши знания и умения?
Сегодня вы имеете возможность показать себя знатоками лингвистики, окунуться в мир общения и творчества. Итак, мы начинаем лингвистический турнир.
II. Представление команд
Каждая команда представляет себя (название, эмблема, девиз), знакомство с капитанами.
III. Конкурс «Найди новое слово»
Ведущий: 1 команда. из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
1) автомобиль, тормоз (ав-тор)
2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)
3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)
4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)
5) баран, рана, ,банщик (ба-ра-бан)
Ведущий: 2 команда. из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
1) соловей,потолок (ло-то)
2) змея, рама (я-ма)
3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)
4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)
5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)
IV. Конкурс «Анаграммы и логарифмы»
Ведущий: Анаграммы- загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Логарифмы- загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы. Анаграммы и логарифмы в стихах.
1 команда:
1. Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои-
И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)
2.Я-дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду. (сосна-насос)
3. По дороге, по пути
Весело скачу,
А с конца меня прочти -
Нож я наточу. (оселок)
4. Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут -
Тигру я сродни. (ток-кот)
5. Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь -
В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)
6. Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной -
И найдёшь меня в буфете. (атлас-салат)
2 команда :
7. Взлетев, горю звездой в ночи,
Но угасаю очень рано,
А переменишь «е» на «и» -
И я кустом зелёным стану. (ракета-ракита)
8. Известное я блюдо,
Когда прибавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (уха-муха)
9. Я крошу, снося с пути,
Всё, что мне разрушить надо.
А с конца меня прочти -
Я морским волнам награда. (лом-мол)
10. Задачу ты решишь свободно,
Я- небольшая часть лица,
Но если ты прочтёшь меня с конца,
Во мне увидеть можно, что угодно. (нос-сон)
11. Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвою.
А буквы переставь -
Я окажусь рекою. (слива-Висла)
12. Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь нам «л» - и зазвучим
Тогда довольно мелодично. (гуси-гусли)
V.Конкурс «Выбивание слова.»
Ведущий:
Приглашаются капитаны команд.
Предлагаются слова:
1. строит 2. решал
бежать рисовали
видит пишет
Капитаны поочерёдно должны убирать (или зачёркивать) слова, называя отличительный признак слова, которого нет у других слов.
Например:
1) бежать- только этот глагол в неопределённой форме.
2) рисовали- только он имеет множественное число.
3) решил- только он из оставшихся имеет прошедшее время,
а остальные – в настоящем.
4) пишет- только он из оставшихся 1 спряжения.
5) видит- только это глагол-исключение.
Остаётся только глагол «строит». Но варианты выбывания в данном случае могут быть и другими. Дети могут заметить разнообразные признаки глаголов.
Аналогичная работа возможна и с другими частями речи:
1 капитану:
известный
честный
весёлый
2 капитану:
опасность
красивая
грустный
1) опасность- это существительное, а все остальные
прилагательные.
2) красивая - только это прилагательное в женском
роде.
3) весёлый - только оно не содержит непроизносимой
согласной.
4) известный - только это прилагательное содержит
приставку.
Остаются: честный и грустный.
VI.Конкурс «Логические задачи по русскому языку.»
Ведущий: 1 команда
А). Щенок-непоседа.
У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?
(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит четвёртого звали Дружок- 6 букв.)
Б) Какое слово?
конь | белка |
ёж | крот |
коза | лиса |
мышь | енот |
Отгадай слово, которое я читаю из данных. Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв.(Енот)
Задание может быть и другим. Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и.т.д.
2 команда:
В) Обобщение понятий.
- Назови одним словом: сумка, ведро, врач …….(имена существительные)
весело, хорошо, наугад……(наречия)
скользит, зеленый, земля…..(слова с проверяемой безударной гласной).
Г) Игра «В определения».
Детям даются карточки с названием предметов(например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…).Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.
VII.Конкурс для болельщиков
Ведущий: В этом конкурсе участвуют только болельщики. Вам, болельщики, предлагаем загадки.
Загадки:
1.Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(Дождь, земля, трава)
2.Лежит – ниже кота, встанет – выше коня. (седло)
3.Спину крепкую согнул
И реку перешагнул. (мост)
4.Что идёт, не двигаясь с места? (время)
5.На столбе высоком
Налилась груша соком. (лампа)
6.Она в лесу своём живёт
И думает о том,
Что непременно в Новый год
Придёт к кому – то в дом. (ель)
VIII. Конкурс «Собери пословицу»
Ведущий: Каждая команда получает два конверта с карточками. На карточках слова, из которых надо собрать пословицу. Затем один участник прочитает эти пословицы.
Пословицы:
Для команды 1:
1.Родная земля - золотая колыбель.
2.Человек крепче камня и нежнее цветка.
3.Пословица всем делам помощница.
4.Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Для команды 2:
1.Человек без родины - соловей без леса.
2.Сильный победит одного, учёный - тысячу.
3.Пословица к слову молвится.
4.Хорошую речь приятно слушать.
IX.Конкурс сочинителей
Ведущий: Команда составляет рассказ следующим образом. Каждый участник команды должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложение. Второй называет первое предложение и своё, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д.
I команда: тема «Осень»
II команда: тема «Лето»
X.Подведение итогов турнира, награждение победившей команды.
Ребята!
Закончен турнир наш лингвистический.
Настала пора итоги подвести:
Все ваши баллы подсчитать
И настоящих лидеров назвать.