СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по теме "Д.И.Менделеев"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме "Д.И.Менделеев"»

Внеклассное мероприятие, посвященное 185-летию со дня рождения Д.И. Менделеева " Подвиги русского ученого"

Дима. Проходит время, сменяются события, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами. Слайд№1

Ксюша. Много великих имен на планете.
Их уважают за подвиг и труд.
Сегодня мы вспомним ярчайшее имя на свете:
Дмитрий Иванович Менделеев – потомки забыть тебя не дадут.

Дима. Уважаемые старшеклассники! Мы пригласили Вас на мероприятие, посвященное 185-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева. Давайте перелистаем страницы жизненного и научного пути этого ученого, работы которого относятся к химии, физике, геологии, метеорологии и другим наукам. Слайд №2

Ксюша. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 году в городе Тобольске в семье директора гимназии. После окончания гимназии он поступил в Петербургский педагогический институт, который окончил с золотой медалью. Ещё будучи студентом, Д.И. Менделеев опубликовал свои первые научные работы. Вскоре после защиты диссертации, получив научное звание «магистра», Д.И. Менделеев уехал за границу в двухлетнюю научную командировку. После возвращения в Россию он был избран профессором сначала Петербургского технологического института, а спустя два года – Петербургского университета, в котором он в течение 23 лет вел научную и педагогическую работу

Интересные факты из жизни Менделеева

  1. Дима. У великого учёного было шестнадцать братьев и сестёр. В семье он был самым младшим.

  2. Ксюша. у Менделеева были проблемы с учебой в ту пору когда он был студентом Главного педагогического института. Известно даже то, что гениальный ученый однажды оказался в числе второгодников, так как получил неудовлетворительные оценки по многим предметам. Тогда ему удалось хорошо сдать лишь математику. Однако постепенно у него появилась тяга к знаниям, он втянулся в учебу, отметки становились все лучше и лучше, благодаря чему при выпуске ему была вручена золотая медаль.

  3. Дима. В юности он однажды встречался с Гоголем

  4. Ксюша. Менделеев был женат дважды, у него было шестеро детей. Ещё один ребёнок умер в младенчестве. Слайд№3

  5. Дима. Дочь Менделеева впоследствии вышла замуж за поэта Александра Блока.

Слайд№4

  1. Ксюша. Племянник Менделеева был его полным тёзкой по ФИО. Из-за этого их нередко путали.

  2. Дима. Вопреки распространённому мифу, он не изобретал водку. Миф возник из-за публикации им научного труда о соединении воды и спирта, которая к водке как таковой никакого отношения не имела. Водку на момент публикации производили уже давным-давно. Слайд№5

  3. Ксюша. Около 30 лет своей жизни Менделеев посвятил работе в Санкт-Петербургском университете. Он покинул его стены в знак протеста, когда министр народного просвещения отказался принять студенческую петицию, в которой они требовали свободы слова.

  4. Дима. Великий учёный был неравнодушен к классической музыки. Своим любимым композитором он считал Бетховена

  5. Ксюша. Менделеев любил работать руками. Особенно хорошо ему удавалось изготовление чемоданов. Даже когда он совсем ослеп в старости, он продолжал работать на ощупь. Слайд№6

  6. Дима. Учёный написал более сорока научных трудов об арктическом мореплавании и принял активное участие в постройке «Ермака», первого в мире арктического ледокола.

Слайд№7

  1. Ксюша. Учёный открыл для России бездымный порох по поручению властей. Вооружившись открытыми отчётами, он выяснил, сколько и каких пороховых ингредиентов страны-производители этого продукта ввозили за последние десять лет. Это позволило ему вычислить пропорции и после серии экспериментов добиться успеха.

  2. Дима. В 1887 году Менделеев в одиночку поднялся на воздушном шаре на высоту более трёх километров, чтобы провести ряд измерений. Полёт продлился около трёх часов.

Слайд№8

  1. Ксюша. В 1985 году Менделеев представил свой проект воздушного шара с двигателями и герметичной кабиной, который смог бы подняться в верхние слои атмосферы. Реализован проект так и не был. Слайд№9

  2. Дима. Именно он первым изобрёл трубопроводы для перекачки нефти. До этого её транспортировали в бочках и бурдюках. Слайд№10

  3. Ксюша. Всего в течение жизни великий учёный опубликовал 431 научную работу. Лишь около 10% всех работ Менделеева посвящены химии. Слайд№11

  4. Дима. Он неоднократно номинировался на Нобелевскую премию, но так её и не получил, вероятнее всего, из-за конфликта с братьями Нобелями, связанного с добываемой в Баку нефтью

  5. Ксюша. В течение всей жизни Менделеев часто посещал общественные бани.

  6. Дима. На вопрос о том, как он относится к людям разных национальностей, Менделеев ответил «неважно, лишь бы человек был дельный».

  7. Ксюша. Отчасти благодаря Менделееву в России женщины стали получать высшее образование. Он был одним из первых лекторов, ведущих курсы для слушательниц.

Слайд№12

  1. Дима. Ученый не верил в медицину, предпочитая в случае заболевания лечиться народными средствами.

  2. Ксюша. Ещё один миф о Менделееве — что свою знаменитую периодическую таблицу элементов он увидел во сне. Миф этот зародился при его жизни, и, когда ему его озвучили, он обиделся, заявив, что он, может быть, лет двадцать думал над этим открытием, а ему говорят, что всё было так просто — увидел во сне, и готово.

  3. Дима. Составляя периодическую таблицу, учёный предугадал характеристики ещё не открытых на тот момент элементов и оставил в своей таблице для них свободные места.

Слайд№13

  1. Ксюша. К моменту составления Менделеевым периодической таблицы было известно 63 химических элемента. В данный момент открыто и исследовано 118 химических элементов. Слайд№14

  2. Дима. Химический элемент менделеевий, открытый в 1955 году искусственным путём, получил название в честь создателя периодической таблицы. Слайд№15

Ксюша. А сейчас мы предлагаем вам отгадать загадки о некоторых химических элементах Слайд№16

1. Дима. Достоин газ тот удивленья,
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных разных печах,
Ведет его летчик в небесные дали,
Подводник с собою берет,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот (Кислород)

2. Ксюша. В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Воспламеняться сам он может,
К тому же сильно ядовит,
Так отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (Фосфор)



3. Дима. Хранят обычно в керосине
И бегает он по воде
Отныне знай – в свободном виде
В природе нет его нигде. 
В солях открыть его возможно,
Желтеет пламя от него
И получить из соли можно
Как Деви, получил его. (Натрий)

4. Ксюша. Ослепительным пламенем ярким
Как звездочка, чудо горит,
Металл тот и белый и легкий
В двенадцатой клетке стоит
Он в сплавах легчайших, нашел примененье
Как стойкий и легкий металл,
И в деле самолетостроения
Он видное место занял. (Магний)

5. Дима. Везде в нашей жизни привычный,
Металл тот сопутствует нам,
На вид он блестящий и в общем обычный,
Активный и мягкий металл,
Он в войнах нашел примененье
И в сельском хозяйстве, в быту. 
Металлом войны, преступленья
Я этот металл назову. (Железо)

6. Ксюша. Он яркой звездой загорается,

Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (Алюминий)

7. Дима. Прославлен всеми именами
Металл испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем!
Но как кумир он свергнут нами,
Уж блеск его нас не манит
Ведь хорошо мы знаем с вами
Не все так ценно, что блестит. (Золото)

Ксюша. Пусть зимний день с метелями. 
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть. 
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем. 
В ней стройность и величие
Любимейших поэм. 
Без многословья книжного. 
В ней смысла торжество. 
И элемента лишнего. 
В ней нет ни одного. 
В ней пробужденье дерева. 
И вешних льдинок хруст. 
Таблицу Менделеева 
Я знаю наизусть.


 Дима. Ксюша, как ты думаешь, правду ли говорят, что вся таблица Менделеева в нашем организме. Слайд №17

Ксюша. Число элементов, необходимых для жизнедеятельности человека, составляет многие десятки. Точнее более 60. Но вся таблица Менделеева в организме содержаться не может уже потому, что некоторые элементы в природе не существуют.

Дима. Давай приведем примеры химических элементов, содержащихся в нашем организме и посмотрим с какими продуктами питания человек их может получить.

Ксюша. Итак Кремний .. В организме человека кремний обнаружен во всех органах и тканях: в легких, в волосах, гладких мышцах желудка, в надпочечниках, в фибрине, в цельной крови. Слайд №18


Дима. Кальций .   Общее содержание кальция в организме человека составляет примерно 1,9% общего веса человека, при этом 99% всего кальция приходится на долю скелета и лишь 1% содержится в остальных тканях и жидкостях организма. Слайд №19


Ксюша. Калий .   Общее содержание калия  в организме человека составляет примерно 250г. Калию свойственна способность, разрыхлять клеточные оболочки, делая их проницаемыми для прохождения солей. Калий необходим для ясности ума, избавления от шлаков, лечения аллергии. Слайд №20

   Дима. Железо является составной частью гемоглобина, сложных железобелковых комплексов и ряда ферментов, усиливающих процессы дыхания в клетках. Железо стимулирует кроветворение. Слайд №21


  Ксюша.  Кобальт оказывает существенное влияние на процессы кроветворения. Это действие кобальта наиболее выражено при достаточно высоком содержании в организме железа и меди. Кобальт активирует ряд ферментов, усиливает синтез белков, участвует в выработке витамина В12 и в образовании инсулина. Слайд №22


  Дима. Йод. Общее количество йода в организме около 25 мг, из них 15 мг находятся в щитовидной железе. Значительное количество йода содержится в печени, почках, коже, волосах, ногтях, яичниках и предстательной железе. Слайд №23


Ксюша. Медь .   Общее содержание меди в организме человека составляет примерно 100-150 мг. В печени взрослых людей содержится в среднем 35 мг меди на 1 кг сухого веса. Поэтому печень можно рассматривать как "депо" меди в организме.   Медь участвует в синтезе красных кровяных телец, коллагена, ферментов кожи, в процессах роста и размножения, в процессах пигментации, так как входит в состав меланина. Способствует правильному усвоению железа. Она необходима для правильного развития соединительных тканей и кровеносных сосудов. Слайд №24
   

Дима. Магний.  Общее содержание магния в организме человека составляет примерно 21 г. Главное "депо" магния находится в костях и мышцах. Магний является необходимой составной частью всех клеток и тканей, участвуя вместе с ионами других элементов в сохранении ионного равновесия жидких сред организма; входит в состав ферментов, связанных с обменом фосфора и углеводов; активирует фосфатазу плазмы и костей и участвует в процессе нервно-мышечной возбудимости. Слайд №25


 Ксюша.   Марганец находится во всех органах и тканях. Наиболее богаты марганцем трубчатые кости и печень. Наряду с печенью важная роль в накоплении марганца принадлежит поджелудочной железе. Слайд №26
  Марганец важен для репродуктивных функций и нормальной работы центральной нервной системы. Помогает улучшить мышечные рефлексы, предотвратить остеопороз, улучшить память и уменьшить нервную раздражительность.


Дима.  Фтор. Основное физиологическое значение фтора для человека заключается в его участии в костеобразовании, формировании твердых тканей зубов и зубной эмали. Фтор поступает в организм человека в основном с питьевой водой. Слайд №27


   Ксюша.    Хром является постоянной составной частью всех органов и тканей человека. Наибольшее количество обнаружено в костях, волосах и ногтях - из этого следует, что недостаток хрома сказывается в первую очередь на состоянии этих органов. Слайд №28


   Дима. Натрий также как и калий важен для нормального роста и состояния организма. Натрий и калий являются антагонистами, т.е. повышение содержания натрия приводит к уменьшению калия.
   Натрий необходим для нормального функционирования нервно-мышечной системы. Слайд №29


 Ксюша.   Фосфор. Главным "депо" органических фосфорных соединений являются мышечная и костная ткани. Слайд №30


      Дима.    Селен    Считается, что присутствие селена в организме оказывает антиоксидантное действие, замедляя старение, способствует предупреждению роста аномальных клеток, укрепляет иммунную систему. . В сочетании с витаминами А, С и Е предохраняет от возникновения онкологических заболеваний, помогает при артрите, разрушает вредные для организма вещества (защищает организм от тяжёлых металлов). Увеличивает выносливость организма благодаря увеличению поступления кислорода к сердечной мышце. Селен необходим для образования белков; поддерживает нормальную работу печени, щитовидной железы, поджелудочной железы. Слайд №31


 Ксюша.   Цинк содержится преимущественно в тканях печени, в клетках поджелудочной железы; в мышцах и костной системе. Слайд №32


  Дима.    Молибден способствует метаболизму углеводов и жиров, является важной частью фермента, отвечающего за утилизацию железа, в результате чего помогает предупредить анемию. Слайд №33


Ксюша. Сера, подобно азоту, входит в состав белков, в силу чего белковый обмен является одновременно азотистым и серным. Особенно богаты серой поверхностные слои кожи. Слайд №34

 


Ксюша. В доме Д.И. Менделеева традиционно проходили литературно-художественные «среды» и научные «пятницы». Дмитрий Иванович был интересным человеком. Он любил розыгрыши, любил удивлять людей. На «пятницах» очень часто выступал в роли фокусника – показывал эффектные и занимательные химические опыты. Слайд №35

Опыты занимательные: Слайд №36



Слайд №37

 Дима.  Да, талант Менделеева многогранен. Одно слово – ГЕНИЙ

Нашей стране нужны свои Менделеевы – великие, способные двинуть её вперед такими же гигантскими шагами, как это сделал в свое время Менделеев.

Ксюша. На этом мы с вами заканчиваем наше путешествие по таблице Д.И.Менделеева. Сегодня мы узнали много о жизни и деятельности великого ученого, о функциональных значениях различных химических элементах. Спасибо за внимание!