Внеклассное мероприятие,
посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,
на тему: «Поклонимся тем годам».
Автор: Ширгазина Гульнара Фавазитовна- учитель МБОУ СОШ с.Юмашево
Класс: 7-11
Тема: «Поклонимся тем годам»
Цель: Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме, вызвать чувство восхищения и гордости подвигами людей, совершенными в годы войны. Воспитать волю, целеустремленность, нравственную красоту.
Направление: гражданско-патриотическое воспитание
Оборудование: Интерактивная доска, слайды, видеофильмы.
На сцену выходят 2 ведущих мероприятия.
Слышится колокольный звон
1вед. Что это? Ты слышишь?
2вед. Это колокола. Колокола памяти.
1 вед. Памяти? А разве такие бывают?
2 вед. Бывают, слушай! Это говорит сама память…(Звон колокола)
1вед. Но разве память бывает живой?
2 вед. А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз - в памяти народной.
1 вед. Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
2 вед. Память … Она имеет начало, но не имеет конца.
1 ведь. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы сказать, что мы помним о вас, уважаемые ветераны. Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается это мероприятие.
2 вед. Слово для поздравления предоставляется директору школы МБОУ СОШ…… (Выступление директора школа) .
-Всем, встать, на Гимн Российской Федерации. (Гимн)
1 вед. Митинг, посвященный празднованию 75- летию Победы в Великой Отечественной войне, объявляется открытым.
2 вед. Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести дедов.
1 вед. Отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой войны. Но не заживают раны в сердцах людей. И в торжественные и в праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням. Ведь в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
На сцене стоят ведущие и два ученика в военной одежде- девочка и мальчик
( слайд видеоролик на песню «Журавли»)
Регина
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить!
Динияр
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны.
Гульшат
Как хорошо жить без войны...
А деды наши-не дожили,
победной не узнав весны,
свои головушки сложили.
Ильгиз
Но до сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны.
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!
Песня «Аист на крыше» в исполнении девочек 8 класса
Где это было? Когда это было? В детстве ? А может, во сне?
Аист на крыше гнездо для любимой свил по весне.
Чудился мне он и в странствиях дальних символом верной любви.
Люди, прошу, не спугните случайно аиста вы.
Люди, прошу вас, потише! Потише!
Войны пусть сгинут во мгле!
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.
Аист на крыше гнездо с аистенком ночью и днем бережет.
Ну, а в том доме, под крышей, девчонка счастья так ждёт.
Люди в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже, верьте друг другу и мне.
Аист на крыше – счастье под крышей и на Земле.
Люди, прошу вас, потише! Потише!
Войны пусть сгинут во мгле!
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.
2вед.
Война унесла жизни наших дедов, у старшего поколения отцов, братьев и сестер. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Видео ролик «Начало войны»
1 вед. Война... От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. Итого 2600 километров.
Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолетом - четыре часа, а перебежками по-пластунски - четыре долгих года.
Ведущий: Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: "Ни шагу назад, за нами Москва!"
Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память в сердцах всего народа.
Ведущий: Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Ведущий: Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ведущий: Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Песня в исполнений 9б класса « Священная война» (Видеоролик )
1.Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
2.Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
3.Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
4.Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
5.Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
6.Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Припев.
7.Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
2вед. Во время войны письма от родных назывались треугольниками: они посылались без конвертов. Бумагу сворачивали так, что внутри оставалось письмо, а снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольники». Почтовые конверты использовали только для похоронок.
1 вед. На сцену приглашаются учащиеся 9а класса.
«Письма с фронта»
Звучит современная музыка.
Выходят ребята (кто-то отряхивается, кто-то осматривается)
Девочка 1: Ты куда нас привел? Здесь какая-то разруха!
Мальчик 1: Да, это старый дом под снос! Может, что-нибудь на чердаке интересное найдем!
Девочка 2: Ага, сокровища пиратов!
Мальчик 2: Клад! Клад! Клад!
Девочка 3: Да тут кроме пыли и паутины, по-моему, ничего нет!
Мальчик 3: О! Смотрите! Какой-то старинный альбом!
Девочка 1: Да это старые фотографии, пожелтели все!
(из альбома выпадают конверты-треугольники)
Мальчик 1: Я же говорил, что-нибудь интересное найдем! Может, это старинные карты?
Девочка 3: Мемуары! Разбогатеем!
(собирают и открывают конверты)
Девочка 2: Ага, рецепты эликсира молодости.
Мальчик 2: Почитаем-почитаем (начинает читать с иронией)
В минуты редкой тишины,
Между кровавыми боями,
Пускай к тебе мои мечты
Летят, гонимые ветрами.
Мальчик 3: Ну-ка, ну-ка: (вырывает листок)
Пишу письмо тебе, родная,
Ночной безоблачной порой
И, от разлуки изнывая,
Болею всей своей душой.
Склонилась ива надо мною,
Ветвями нежно обнимая,
Под шелестящею листвою,
Уединение скрывая.
Мальчик 1: Подождите…. (берет листок)
И мне привиделись в ночи
Твои объятия и ласки,
Как будто нет лихой войны,
А мы с тобою в чудной сказке.
Жаль явь развеет чудеса
С лучами первого рассвета.
Целуй детишек за меня!
Я с нетерпеньем жду ответа!
(У ребят меняется настроение и отношение к письмам. Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются)
Девочка 1: Ребята, да это же фронтовые письма! Как они здесь оказались?
Мальчик 3:Может они не дошли до своих адресатов?
Девочка 2: А может, уже нет в живых тех, кто хранил эти письма?
Мальчик 2: Давайте прочитаем их сегодня. Это же наша история, наша память.
Слайд 6 (видео «Маме»)
Отрывок письма «Дочка матери» (ученица 11 класса)
Дорогая мама, с первых строк хочу попросить у тебя прощения. Я без разрешения закончила курсы медсестер. Я не могла поступить иначе, ведь и мой папа, и младший брат, который даже не закончил школу, ушли на фронт. Просто не смогла остаться дома. Конечно, не ожидала, что так сразу попадем в передрягу. Еще на пути к передовым линиям на нас напал немецкий бомбардировщик. На машинах были красные кресты медицинской помощи, но они даже не посмотрели на это. Мы не знали, что делать, вокруг пустынная местность, ни леса, ни кустика. В этот момент я забыла всё, чему меня учили, я не могла сдвинуться с места. Может быть, это была контузия, ведь впервые я слышала взрывы. Вокруг, меня окружали воронки, горевшие машины и девушки, которые «корчились» от боли, а ведь только вчера они мечтали попасть на фронт. Когда взрывы прекратились, мы поехали в мед сан бат, отвезти раненых девушек.
9 сентября мы прибыли в Ленинград. Пути к «большой Земле» были перекрыты, потому что Ленинград был в блокаде, окруженный кольцом фашистов. Добирались туда через Ладожское озеро. В памяти осталась маленькая девочка, которую так и не удалось спасти, Таня Савичева. Она умерла по дороге к госпиталю. Её записная книжка – дневник стала символом ничтожно – горького положения Ленинграда.
В дальнейшем мы прибыли в Сталинград. Мне хотелось помочь всем, но бинты, которыми была набита моя сумка, малую помощь могли оказать солдатам. У кого-то была оторвана рука, половина ноги, размозжена голова, и все просили: «Сестра, помоги». Я перевязывала их раны и молила Бога помочь им выдержать. «Милый, потерпи, пожалуйста», - пытаясь успокоить, говорила я. В окопе почти засыпанный землей лежал солдат и пытался что-то вымолвить, но я не слышала, я начала раскапывать его. Его и моя кровь смешались, руки от земли были порезаны. Но у меня была цель – спасти, донести до госпиталя, я даже не спросила, как его имя, нужно было помогать другим. Я не считала, сколько было раненых в этот день и последующие. Просто нужно было сделать всё, чтобы помочь им. Самое больное сейчас для меня, что я ушла без разрешения, без твоего благословения, но я молю тебя простить, ведь я, как и ты, как и многие сотни других помогаю защищать Отчизну. Мы не пустим фашистов и не отдадим им Родину.
Я посылаю тебе эту ромашку, которая единственная осталась цела с поля боя моего первого боевого крещения. Я люблю тебя, мама.
Слайд 8 (видео «19 лет»)
Отрывок письма «Николай 19 лет» (ученик 9 класса)
Дорогая мама! Пишу в надежде, что найду тебя и смогу низкий поклон тебе отдать за мое спасение. Было это в 1941.
Немногие оставались в живых, когда мы попали в окружение, и комбат дал приказ пробиваться по двое-трое к линии фронта. Мы с моим другом Николаем шли через лес, ночевали в копнах сена, кормились чем попало, пока не добрались до деревни Теляпкино. Там уже было десятка два наших однополчан. Передохнув, решили идти все вместе дальше. Но председатель колхоза отсоветовал: "Леса кругом прочесывают немцы, переждите, ребята..."
Но ночью деревню захватили немцы. Нас, безоружных, согнали на деревенскую площадь, поставили в ряд. Три фашистских автоматчика подошли к первому в шеренге - это был Николай, - отвели к стене сарая и дали очередь в упор... Мы стали прощаться друг с другом. Все меньше оставалось нас в ряду: по одному уводили солдат к сараю и расстреливали. Женщины, дети, старики, сбежавшиеся на площадь, кричали, плакали. Но палачи не обращали на них никакого внимания, хладнокровно и методично продолжая казнь пленных.
Я был тринадцатым в ряду, двенадцать моих товарищей уже лежали мертвыми у сарая. И вот наступила моя очередь. Меня повели. Вдруг страшный крик разрезал воздух: "Сын! Это мой сын! Не убивайте его!" Ко мне бросилась незнакомая женщина, за ее юбку цеплялись маленькие дети, одного она держала на руках. Фашисты и отталкивали прикладами автоматов, но женщина с пятью детьми не отступала, рвалась ко мне. Переводчик что-то сказал офицеру, руководившему казнью, и тот махнул перчаткой. Меня отвели в сторону. Вся площадь заходил ходуном. Женщины хватались за оставшихся в живых красноармейцев, кричали: "Это мой брат!", "Это мой сын!", "Мой жених!".
Казнь остановили «до выяснения». Ночью нам удалось бежать.
Пишу тебе, мамочка, в надежде, что ты отзовешься. Свою настоящую мать я не знаю, но ты, которая спасла мне жизнь и стала для меня самой родной. Мама, те ужасы, которая приносит война, скоро закончатся. Я надеюсь, что встречусь с тобой и Танюшкой, ведь мы победим, мы обязательно победим! Рядовой 61-го кавалерийского полка Созин С.В.
(Видео «Черноморцы»)
Отрывок «Черноморцы» (ученик 10 класса)
Группа моряков-черноморцев, взятых гитлеровцами в плен после падения Одессы и Севастополя, была заключена в один из бараков лагеря военнопленных в городе Чистяково Донецкой области. По свидетельству очевидцев, особенно жестоко гитлеровцы пытали моряков. Военнопленный танкист в записке, спрятанной в печи одного из бараков, писал: «... их пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а они пели песни да нам говорили: смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать там, на воле, что моряк — это сталь и нас не согнет никакая сила. За Родину! Эти слова моряки произносили во время пыток. А пытали их на глазах у всех военнопленных, чтобы другие не думали противиться. Потом мы узнали, что моряки задушили двух немецких часовых, но убежать им не пришлось».
Братишки! Черноморцы дорогие!
Не думайте, что я попал в плен здоровым. Я был тяжело ранен, но подлечили, сволочи, чтобы использовать как рабочего. Не иду. Сегодня били, отбили все до селезенки, прощайте.
Ваш, Михаил Л.
Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. За меня, братишки, пошлите несколько пуль — пусть помнят, что мы не сдаемся, что меня нет, но есть вы.
Ваш Николай Г.
Прощайте все, кто был дорог мне, а море, Черное море, тебя хотя бы посмотреть один раз.
П. Т. Черноморец умрет, но с песней.
Юрий.
Братишка Колька, балтиец дорогой! Помни меня, береги мать.
Твой брат Олег.
Отрывок письма «Близка победа» (ученик 9 класса)
Здорово брат.
Пишу тебе я с армии, служу я в танковой дивизии №353. У меня все хорошо. Пули над головой летают, танки горят, самолеты падают. Выехали мы на войну фрицев долбить. Погода туманная, ничего не видно, заехали мы на немецкую территорию. Нас заметили и стали по нам стрелять. Первый раз по нам не попали, второй раз нам попали по гусеницам, но мы их убили. Вылезли мы из танка, и пошли в лесную чащу, там попали мы в болото, один человек утонул. Осталось нас трое. Есть охота, съели последнюю еду, запасов больше не осталось. Перешли через лес, и попали на немецкий бункер. Убили мы семь человек. Сидели мы в бункере пили, курили, ели. Захватили мы их шифры и коды, пошли мы в штаб. По пути мы наткнулись на фрицев. Один побежал с шифрами и кодами, но его подстрелили, а нас взяли в плен. Мучили, избивали, смеялись над нами. Просидели мы в муках пятнадцать дней. На шестнадцатый день мы убежали оттуда, пришли мы в штаб. Наградили нас орденом мужества.
Буду бить врага беспощадно, до победы. Мы гоним немцев так, что они бегут и всe бросают.
Вот так брат. Передавай маме и папе привет. Ждите меня, я скоро вернусь. Целую. Боев Михаил.
11 мая 1945 г г.Прага (ученик 7 класса)
Победа наша!
Здравствуй, дорогая Клавочка! С пламенным приветом к тебе твой Василий. Клавочка! Сегодня решил написать тебе письмо, может быть, последнее до нашей встречи. Войну закончили 8 мая, 9 мая праздновали победу. Радости, конечно, нет предела. Сейчас ведь Родина стала совсем близка. Скоро, конечно, будем в России. В нашей любимой Родине. И справлять Победу. Все прожитые невзгоды уже позади. Сейчас можно справедливо отдохнуть. Гнет войны мы сбросили с плеч. Сейчас счастливая мирная трудовая жизнь – жизнь еще неувядшей молодости, полной всевозможных желаний во всех отношениях. На этом заканчиваю и передаю привет мамаше, Галочке, Наденьке.
Пока до скорого свидания. Целую. Твой Василий
Ученик 1. Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.
Ученик 2. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.
Ученик 3. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.
Ученик 4. Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятили сегодняшний концерт.
Ученик 1. Ребята, а что делать с письмами?
Ученик 2. Давайте передадим их в музей воинской славы, будем читать и помнить!
Песня « А закаты алые» (Ученики 8 класса)
1 вед.
Прошло 75 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая - праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех, а 9 Мая – это праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.
«Ах, эти тучи в голубом» – танец в исполнении учеников 7 класса
Вед.2: Именно Советский Союз на своих плечах вынес основную тяжесть войны. Мир восхищается советскими солдатами, военными руководителями. Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве и мастерстве. Подвиг нашего народа бессмертен !
Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Народ выстоял! Страна победила!
В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Вот и горит теперь днем и ночью Вечный огонь над этой могилой. И стоят вокруг люди, сняв шапки”. (Л. Кассиль. “Никто не знает, но помнят все”)
Вед 1.Мы здесь с тобой не, потому что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И Имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат!
Песня «Обелиск» (11 класс)
Просьба почтить память:
Минута молчания
Выходят ученики 7б класса
Ученик 1
За Жизнь и Мир, и Солнце над планетой-
Земной поклон Вам, пламенный привет.
От Родины, Победою согретой,
За семьдесят пять свободных, мирных лет.
Ученик 2
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Ученик 3
Вечно достойны! Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны! Люди!
Ученик 4
Покуда сердца стучатся,— помните!
Какою ценой завоевано счастье,—пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,— помните!
О тех, кто уже никогда не споет,— помните!
Ученик 5
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!
Ученик 6
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!
Ученик 7
Прошли вы трудный путь и длинный,
И по-пластунски – под огнём,
Был путь не близок до Берлина –
Сказали: «Ничего, дойдём!»
Ученик 8
Их было двадцать восемь у разъезда,
С задачей: «Умереть – не пропустить!»
А дома – жёны, матери, невесты…
Оборвалась связующая нить.
Ученик 9
По всей стране, от центра до окраин,
Весть о войне и сводки понеслись.
Казах и белорус, украинец, татарин…
С народом русским в острый меч слились.
Ученик 10
Как тяжело, когда идет война.
Солдаты гибнут, умирают дети
Я не хочу, чтобы была она
Ни в телевизоре, ни на планете.
Ученик 11 (Пока последний ученик читает стихотворение, выходят на сцену все участники)
Я очень мало знаю о войне
По фильмам и рассказам ветеранов,
И по воспитательным часам.
Но этого хватает мне вполне,
Чтоб ненавидеть палачей – тиранов.
Они пытали женщин, стариков,
Считая себя главными на свете.
Но наш народ не стал носить оков!
Все на защиту встали, даже дети.
За то, чтоб мы могли спокойно спать,
Шли в бой солдаты, несмотря на раны.
И я от нас, детей, хочу сказать:
«Спасибо, вам, седые ветераны!
Песня « День Победы» ( все участники мероприятия)